Решение по иску департамента КК по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Маркову М.Ф. об изъятии в собственность РФ недвижимого имущества для федеральных нужд



К делу № 2-3705/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Горова Г.М.

при секретаре: Кочергиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Маркову М.Ф. об изъятии в собственность РФ недвижимого имущества для федеральных нужд и по встречному иску Маркова М.Ф. о понуждении Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к определенным действиям

УСТАНОВИЛ:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Маркову М.Ф. об изъятии в собственность РФ недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа.

В обоснование исковых требований департамента Краснодарского края указано, что пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.08.2011 № 1297-р принято решение обизъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф..

Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)» всоответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи» и от 11.11.2010 № 117-ОИ «Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В соответствии с пунктом 54 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой».

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель иизъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия:

– подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края пореализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 (далее – положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданину Маркову М.Ф. уведомление от 31.08.2011 о принятом решении об изъятии земельного участка.

Факт принадлежности Маркову М.Ф. на праве собственности земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес> подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.07.2011 .

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «<данные изъяты>» проведена оценка рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес> принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф., а также размера убытков, подлежащих возмещению всвязи с изъятием.

Согласно отчету об оценке и заключению о величине убытков от 06.09.2011 № 381/2011, подготовленным ООО «<данные изъяты>», получившим положительную рецензию Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 19.09.2011 :

-                 рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес> принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф., составляет 21766530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят шесть тысяч пятьсот тридцать) рублей;

-                 размер убытков, причиненных Маркову М.Ф. изъятием, составляет 1 000 (одна тысяча) рублей.

С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием земельного участка для федеральных нужд вцелях размещения олимпийского объекта федерального значения с гражданином Марковым М.Ф., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата Маркову М.Ф. денежных средств в размере 21767530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот тридцать) рублей (21766530 + 1 000).

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения был вручен 13.10.2011 ФИО1, действующему в интересах правообладателя на основании доверенности от 20.07.2011, что подтверждается отметками в протоколе вручения проекта соглашения.

До настоящего времени соглашение об изъятии земельного участка не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены.

Согласно пункту 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

Нарушение Марковым М.Ф. установленного срока на подписание соглашения препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения.

В связи с этим Департамент обратился в суд с иском об изъятии объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Марков М.Ф. обратился в суд, с встречными исковыми требованиями, об обязании Департамент внести изменения в проект соглашения в связи с изъятием, включив в проект соглашения объект недвижимости – нежилое здание – склад, литер «А», площадью 1900, 3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> а также определить выкупную цену недвижимого имущества в размере рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, встречные исковые требования не признал, пояснил, что на изымаемом земельном участке отсутствуют какие либо объекты недвижимого имущества, в связи с чем их изъятие не производится, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения встречных исковых требований.

Указал, что мероприятия по оценке изымаемого земельного участка проведены в соответствии с частью 21 статьи 15 Федерального закона №310-ФЗ, результаты оценки приняты заказчиком оценочных работ и указаны в соглашении в связи с изъятием, предложенном Маркову М.Ф. для подписания. Отчет об оценке не оспорен. Соответственно, также отсутствуют основания для удовлетворения встречных исковых требований в части определения выкупной цены изымаемого земельного участка.

Представитель ГК «Олимпстрой» по доверенности Кочанова А.В. поддержала исковые требования истца, возражала против удовлетворения встречных исковых требований Маркова М.Ф. Указала, что по мнению ГК «Олимпстрой», Департаментом производятся мероприятия по изъятию недвижимого имущества принадлежащего Маркову М.Ф. в строгом соответствии с нормами Федерального закона №310-ФЗ.

Представитель Маркова М.Ф. по доверенности Иванова М.В. на удовлетворении встречных исковых требований настаивала, возражала против удовлетворения исковых требований Департамента, указала, что ранее, в 2008 году на изымаемом земельном участке располагался объект недвижимости – нежилое здание – склад, литер «А», площадью 1900, 3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий Маркову М.Ф. на праве собственности. Указанный факт подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости от 07.08.2008г. В настоящее время здание склада не существует ввиду его сноса, в связи с прохождением по земельному участку автомобильной дороги, при этом пояснила, что имеются правоустанавливающие документы на указанный объект недвижимости, в связи с чем, настаивала на включении в предмет соглашения данного объекта и выплате за него выкупной цены в связи с изъятием.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка подлежат удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Маркова М.Ф. о понуждении Департамента к определенным действиям надлежит отказать, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.08.2011 № 1297-р принято решение обизъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес> принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф..

Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)» всоответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи» и от 11.11.2010 № 117-ОИ «Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта «Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В соответствии с пунктом 54 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК «Олимпстрой».

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель иизъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия:

– подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;

– обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края пореализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 (далее – положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее – Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданину Маркову М.Ф. уведомление от 31.08.2011 о принятом решении об изъятии земельного участка.

Факт принадлежности Маркову М.Ф. на праве собственности земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес> подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.07.2011 .

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «<данные изъяты>» проведена оценка рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф., а также размера убытков, подлежащих возмещению всвязи с изъятием.

Согласно отчету об оценке и заключению о величине убытков от 06.09.2011 № 381/2011, подготовленным ООО «<данные изъяты>», получившим положительную рецензию Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 19.09.2011 :

-                 рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Маркову М.Ф., составляет 21766530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят шесть тысяч пятьсот тридцать) рублей;

-                 размер убытков, причиненных Маркову М.Ф. изъятием, составляет 1 000 (одна тысяча) рублей.

С учетом изложенного, Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием земельного участка для федеральных нужд вцелях размещения олимпийского объекта федерального значения с гражданином Марковым М.Ф., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата Маркову М.Ф. денежных средств в размере 21767530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот тридцать) рублей (21766530 + 1 000).

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения был вручен 13.10.2011 ФИО1, действующему в интересах правообладателя на основании доверенности от 20.07.2011, что подтверждается отметками в протоколе вручения проекта соглашения.

До настоящего времени соглашение об изъятии земельного участка не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены.

Согласно пункту 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

Нарушение Марковым М.Ф. установленного срока на подписание соглашения препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» для строительства олимпийского объекта федерального значения.

Доводы встречного искового требования суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время на подлежащем изъятию земельном участке отсутствуют какие либо объекты недвижимого имущества. Как следует из пояснений представителя истца по встречному иску, на земельном участке ранее, в 2008 году располагалось здание склада, который был снесен неизвестными лицами, о чем Марков М.Ф, обращался в правоохранительные органы. До настоящего времени лицо, осуществившее снос недвижимого имущества не установлено. Соответственно, суд приходит к выводу о невозможности включения в предмет соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества, которого фактически не существует.

Суд считает, что в связи с отсутствием на земельном участке имущества - нежилого здания – склада, литер «А», площадью 1900, 3 кв.м., у правообладателя не возникают убытки, подлежащие возмещению в связи с изъятием данного недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов.

Следовательно, Департаментом правомерно не включены в предмет соглашения убытки, связанные с изъятием данного объекта недвижимого имущества.

Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований об определении выкупной цены недвижимого имущества в размере рыночной стоимости, суд находит данные требования необоснованными. Так, истцом по встречному иску не представлено доказательств того, что содержащиеся в отчете об оценке и заключении о величине убытков от 06.09.2011 № 381/2011, подготовленным ООО «<данные изъяты>», получившим положительную рецензию Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 19.09.2011 № 1674-Р1 данные являются недостоверными. Вышеуказанный отчет об оценке не оспорен, не признан недействительным.

Указанные в данном отчете об оценке размер выкупной цены включен Департаментом в проект соглашения в связи с изъятием, представленным для подписания Маркову М.Ф. В связи с этим суд считает требования истца по встречному иску не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.

Разрешая данной гражданско-правовой спор, суд считает возможным, в силу ст.144 ГПК РФ, отменить меры по обеспечению иска.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Маркову М.Ф. об изъятии в собственность Российской Федерации недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа – удовлетворить.

В удовлетворении встречных исковых требований о понуждении департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 к определенным действиям – отказать.

Изъять для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, который образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Маркову М.Ф., посредством перечисления со стороны ГК «Олимпстрой» денежной суммы в размере 21767530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот тридцать) рублей на банковский счет Маркова М.Ф..

Обязать ГК «Олимпстрой» в течение семи дней со дня вынесения решения перечислить денежную сумму в размере 21767530 (двадцать один миллион семьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот тридцать) рублей на банковский счет Маркова М.Ф..

Прекратить право собственности Маркова М.Ф. на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>

Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4396 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м.

Зарегистрировать право собственности Маркова М.Ф. на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 586 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 4982 кв. м.

Отменить меры по обеспечению иска о наложении ареста на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , земли поселений – для размещения и эксплуатации здания склада и о запрете ответчику и заинтересованным лицам совершать какие-либо действия в отношении предмета спора, принятые определением Адлерского районного суда города Сочи от 08 ноября 2011 года.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение в 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд.

Председательствующий: