К делу № 2-1352/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 июня 2012 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: Председательствующего Надрага В.Л., при секретаре Мочаровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Сочи к Пашян Г.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Сочи обратилась в Адлерский районный суд с исковым заявлением к Пашян Г.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка. В обоснование своих исковых требований представитель администрации г. Сочи указал, что Пашян Г.А. на самовольно занятом земельном участке по адресу: <адрес>, установил металлическую конструкцию (гараж) №, размерами 4 ? 6 м. Нарушены требования ст. 26 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136- ФЗ права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть свидетельством о государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136- ФЗ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. Указанные требования законодательства не выполнены. Своими действиями Пашян Г.А. грубо нарушил действующее законодательство, а так же государственные и общественные права и интересы. Просит суд обязать Пашян Г.А. освободить самовольно занятый земельный участок в районе <адрес> и привести его в первоначальное состояние, путем демонтажа металлической конструкции (гаража) №, размерами 4,0 х 6,0 м. Представитель администрации г. Сочи Савчук Ю.В. (доверенность №) в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении искового заявления в полном объеме. Ответчик Пашян Г.А. в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требований Администрации г. Сочи. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Администрации г. Сочи к Пашян Г.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение нрав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования. Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Как установлено в судебном заседании Пашян Г.А. на самовольно занятом земельном участке по адресу: <адрес>, установил металлическую конструкцию (гараж) №, размерами 4,0 х 6,0 м. В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136- ФЗ права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть свидетельством о государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136- ФЗ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. Указанные требования законодательства не выполнены. Своими действиями гражданин ФИО1 грубо нарушил действующее законодательство, а так же государственные и общественные права и интересы. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 11 Земельного кодекса РФ в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их ведении. Самовольный захват земельного участка нарушает права органа местного самоуправления в области управления, распоряжения и контроля над земельными участками, находящимися на подведомственной ему территории. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе, органы местного самоуправления. Распоряжением Главы города Сочи от 22 февраля 2006 года № 48-Р «О наделении комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи полномочиями в области градостроительной деятельности на территории города-курорта Сочи и признании утратившим силу распоряжения Главы города Сочи от 25 марта 2005 года N 100- р», пунктом 2 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 г. № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» выдача разрешений на строительство реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию объектов - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляется администрациями внутригородских (Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского) районов города Сочи. В соответствии с пунктом 25.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 26.11.2009 № 161. установка (размещение) контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений в обязательном порядке согласовывается с правообладателем территории, управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи. Изложенные доказательства в полной мере свидетельствуют об отсутствии у ответчика разрешения на установку металлической конструкции (гаража) №, по адресу: <адрес>. Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. Как следует в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П. В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Статья 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. При таком положении суд считает, что исковые требования Администрации г. Сочи к Пашян Г.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка обоснованы и подлежат удовлетворению. Учитывая выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Администрации г. Сочи к Пашян Г.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка. Обязать Пашян Г.А. освободить самовольно занятый земельный участок в районе <адрес> и привести его в первоначальное состояние, путем демонтажа металлической конструкции (гаража) №, размерами 4,0 х 6,0 м. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья /подпись/.