Решение по заявлению Алтуниной В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий



К делу № 2- 2176/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2012 года Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Надрага В.Л.

при секретаре Назаровой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алтуниной В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

В Адлерский районный суд г. Сочи обратилась Алтунина В.П. с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий.

В своем заявлении Алтунина В.П. указала, что 15 декабря 2011 года она обратилась с заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в Адлерском г. Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-Ф3 от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, которые осуществляли педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Алтунина В.П. работает педагогическим работником (воспитателем) в дошкольных детских учреждениях с 1986 года по настоящее время и ее педагогический стаж составляет 25 лет, в связи с этим она обратилась в Пенсионный фонд.

15 марта 2012 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Адлерском районе г. Сочи ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет.

Пенсионный фонд не засчитал периоды работы в специальный педагогический стаж с 04.05.1987г. по 30.06.1989г., с 06.07.1989г. по 26.09.1989г., с 07. 10.1989г. по 27.12.1993г. в должности <данные изъяты> с 28.12.1993г. по 19.10.2000г. в должности <данные изъяты>, так как наименование учреждений "детский комбинат" и ДДУ не предусмотрены Списком профессий, должностей и учреждений № 463 от 06.09.1991г., № 1067 от 22.09.1999г. и №781 от 29.10.2002г.

Пенсионный фонд засчитал ее педагогический стаж с 20.10.2000 года, хотя она работала в том же детском саду , который раннее был в подчинении производственного птицеводческого объединения "Адлерское", затем передан в подчинении Адлерского УНО г. Сочи, выполняла те же обязанности воспитателя с 04.05.1987 года.

Пенсионный фонд РФ в Адлерском районе г. Сочи отказал заявителю в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконно, неправомерно и нарушает ее Конституционные права на получении пенсии.

В судебном заседании истица просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Управления пенсионного фонда отделения по Краснодарскому краю в г. Сочи Умрихин А.В. и Заикина Л.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представив в обоснование отзыв на иск, согласно которого заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований Заявителя по следующим причинам:

С 01 января 2002 года трудовые пенсии назначаются в соответствии с условиями и нормами Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 статьи 1 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В целях применения Закона, при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П применяются:

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей до 01.11.1999 года дает право за выслугу лет;

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. В связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей с 01.11.1999 года по 13.11.2002 года.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, вступившее в силу с 14.11.2002 года, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Постановление Правительства РФ применяются в следующей последовательности:

за период работы до 1 ноября 1999 года применяются Постановление

№463;

за периоды работы с 1 ноября 1999 года применяется Постановление №1067 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 года №79).

Правила исчисления выслуги лет, утвержденные этим Постановлением, могут применяться и за период до 1 ноября 1999 года;

за периоды работы с 14 ноября 2002 года применяется Постановление №781.

Кроме того, Постановление № 781 может применяться за весь период работы.

15.12.2011 года Истица обратилась к Ответчику с заявлением, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

15.03.2012 года решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 статьи 27 Закона, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.

Общий трудовой стаж на момент обращения Истицы составляет 26 лет 10 месяцев 20 дней.

Специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по старости составляет 11 лет 06 месяцев 28 дней.

Исключены из специального стажа Истицы период работы:

с 04.05.1987 года по 30.06.1989 года, с 06.07.1989 года по 26.09.1989 года, с 07.10.1989 года по 27.12.1993 года - в качестве воспитателя <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрены Списками: №463 от 06.09.1991 года, № 1067 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года.

с 28.12.1993 года по 19.10.2000 года - в качестве <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрены Списками: №463 от 06.09.1991 года, №1067 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года.

Пунктом 1 ст. 19 Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанный вид пенсии.

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии, по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) города Сочи Краснодарского края от 15.03.2012 года №10/42 установлено, что на дату 02.-1.2012 года Истица права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с п.п.19 п. 1 статьи 27 Закона, не имела.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования Алтуниной В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28 ).

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста( подп. 10 ).

При установлении пенсии в соответствии с подп. 10-12 п. 1 ст. 28 ФЗ применяются нормативные правовые акты, которые являются общими для всех видов досрочных пенсий, а также специальные акты, непосредственно регулирующие вопросы подсчета педагогического стажа. Общими являются Правила исчисления периодов работы. К специальным нормативным правовым актам, которые применяются для подсчета стажа периода работы являются:

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».

Как установлено в судебном заседании, Алтунина В.П. обратилась в Управления ПФ РФ в городе Сочи по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ 15 марта 2012 года рассмотрела ее заявление и отказала во включении в специальный стаж периоды ее работы с 04.05.1987г. по 30.06.1989г., с 06.07.1989г. по 26.09.1989г., с 07. 10.1989г. по 27.12.1993г. в должности <данные изъяты> с 28.12.1993г. по 19.10.2000г. в должности <данные изъяты>, так как наименование учреждений "детский комбинат" и ДДУ не предусмотрены Списком профессий, должностей и учреждений № 463 от 06.09.1991г., № 1067 от 22.09.1999г. и №781 от 29.10.2002г.

Считает такой отказ незаконным. В спорный период работы Алтунина В.П. в должности <данные изъяты> с 04.05.1987г. по 30.06.1989г., с 06.07.1989г. по 26.09.1989г., с 07. 10.1989г. по 27.12.1993 года действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. предусматривавшие в перечне учреждений детские сады и объединенные ясли-сады, работа в которых в должности воспитателя давала право на пенсию за выслугу лет (до 06.09.1991 года).

В последующем с 06.09.1991 года действовал Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года.

Выполняемая Алтуниной В.П. работа в должности <данные изъяты> была сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату - профессиональной трудоспособности, то есть выполняемые функции воспитателя были аналогичными функциям воспитателя в любом дошкольном детском учреждении: детский сад или ясли-сад.

Учитывая, что Алтунина В.П. в оспариваемый период работала в должности, связанной с воспитанием детей в детском дошкольном учреждении - Детском комбинате, и, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, то в силу ст. 55 Конституции РФ Алтунина В.П. не может быть лишена этого права.

Таким образом, считает, что учреждение «Детский комбинат» тождественен учреждению «ясли-сад», и, следовательно, период работы с 04.05.1987г. по 30.06.1989г., с 06.07.1989г. по 26.09.1989г., с 07. 10.1989г. по 27.12.1993 года в должности <данные изъяты> должен засчитываться в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент ее обращения за назначением пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ.

Также считает незаконными действия Управления Пенсионного фонда РФ, отказавшего включить в специальный стаж периоды работы с 28.12.1993 года по 19.10.2000 года в должности <данные изъяты> по тем основаниям, что наименование учреждения как «ДДУ» не предусмотрено Списками № 463 от 06.09.1991 года. № 1067 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года.

Так, наименование учреждения «ДДУ» указано в трудовой книжке Алтуниной В.П. как краткое название «Детское дошкольное учреждение», что подтверждается печатью данного учреждения в трудовой книжке, на которой указано полное наименование учреждения «Детское дошкольное учреждение № 121».

В данный период времени с 28.12.1993 года по 19.10.2000 года действовал Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09,1991 года, которым Управление Пенсионного фонд РФ в городе Сочи должно руководствоваться при исчислении специального стажа.

Согласно п. 3 названною Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В последующем с 06.09.1991 года действовал Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года.

Пунктом 2 указанного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09,1993 N 953) было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с ранее действовавшей ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» в выслугу лег засчитывалась работа воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов, к которым, согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства от 01 января 1976 года, относились и детские комбинаты.

Так, из Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.1976. действующего в указанный период моей работы в должности воспитателя детского комбината, следует, что детский комбинат являлся дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и приравнивался к яслям-садам.

Кроме того, согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях е Российской Федерации" I пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Выполняемая Алтуниной В.П. работа в должности воспитателя в Детском комбинате была сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату - профессиональной трудоспособности, то есть выполняемые мной функции воспитателя были аналогичными функциям воспитателя в любом дошкольном детском учреждении: детский сад или ясли-сад.

Учитывая, что Алтунина В.П. в оспариваемый период работала в должности, связанной с воспитанием детей в детском дошкольном учреждении - Детском комбинате, и, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Суд установил, что функции заявителя выполняемые в спорные периоды тождественны функциям воспитателя в соответствующих образовательных учреждениях для детей, предусмотренных списками.

Таким образом, при вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Алтуниной В.П. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан существенным образом нарушила нормы действующего пенсионного законодательства и тем самым нарушила права и законные интересы заявителя.

Суд считает, что решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истицы на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При таком положении суд признает требования Алтуниной В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий обоснованными, а действия ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи нарушающими права и свободы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Алтуниной В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г.Сочи Краснодарского края об оспаривании действий.

Признать неправомерными действия Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи, отказавшего Алтуниной В.П. во включении в специальный стаж периодов работы с 04.05.1987г. по 30.06.1989г., с 06.07.1989г. по 26.09.1989г., с 07. 10.1989г. по 27.12.1993г. в должности <данные изъяты> с 28.12.1993г. по 19.10.2000г. в <данные изъяты>

Обязать Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сочи включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с момента возникновения права, т.е. с 02.01.2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в краевой суд через районный суд в течение месяца.

Судья/подпись/.