А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г.Собинка 24 марта 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: Судьи: Степановой И.В. При секретаре: Мешковой Г.Е. С участием прокурора: Модиной А.Н. Представителей ответчика : К. Б.., Представителя третьего лица: Г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной инстанции дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Д. к ПНИ. о взыскании платы за стационарное обслуживание, поступившее с апелляционным представлением Собинского межрайонного прокурора на решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинки и Собинского района от 28 декабря 2009 года, у с т а н о в и л: Решением мирового судьи судебного участка № 3 г.Собинки и Собинского района от 28 декабря 2009 года отказано в иске Собинского межрайонного прокурора в интересах Д. к ПНИ. о взыскании в пользу Д. платы за стационарное обслуживание в размере 37556 рублей 02 копейки. В апелляционном представлении на указанное решение Собинский межрайпрокурор просил решение мирового судьи отменить и разрешить вопрос по существу ввиду неправильного применения мировым судьей норм материального права, неприменения нормы закона, имеющего высшую юридическую силу. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции помощник Собинского межрайпрокурора Модина А.Н. исковое заявление и доводы апелляционного представления поддержала, с решением мирового судьи не согласилась, пояснив, что Д., как лицо, являющееся инвалидом и не имеющая родственников, имеющая право на социальное обслуживание, включающее в себя стационарное обслуживание в стационарном учреждении, имеет право на бесплатное предоставление услуг: стоимость питания, мягкого инвентаря, содержание предоставленного ей жилого помещения; однако 5 июля 2002 года с ней был заключен договор о взимании с нее за стационарное обслуживание денежных средств, размер которых на 9 октября 2009 года составляет 75 процентов от получаемой пенсии - 1462 рубля 50 копеек. По данному договору с Д. в пользу ПНИ. за период с 2007 -9 месяцев 2009 года удержано 37556 рублей 02 копейки, которые прокурор просит взыскать с ответчика в пользу обеспечиваемой. Мировой судья при принятии решения необоснованно применил Постановление Губернатора Владимирской области № 610 от 18 ноября 2004 года, поскольку оно противоречит ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; п.3 указанного Постановления № 610 опротестован прокурором Владимирской области; с 1 января 2010 года данное Постановление утратило силу. Прокурором Владимирской области были также опротестованы положения п. 2.1.1.7 Постановления Губернатора Владимирской области № 117 от 18 февраля 2008 года «О государственных стандартах социального облуживания населения во Владимирской области». Постановлением Губернатора в указанную норму были внесены изменения, предусматривающие, что в настоящее время стационарное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях полной и частичной оплаты. Полная или частичная оплата возможны на условиях, предусмотренных Постановлением Губернатора № 602 от 9 ноября 2004 года. Под пункт 6 данного Постановления подпадает ситуация, в которой оказалась Д. учетом изложенного просила решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - ПНИ. К. с решением мирового судьи согласилась, против иска и доводов апелляционного представления возражала, пояснив, что Д. является обеспечиваемой ПНИ. с 1990 года в связи с имеющимся у нее психическим заболеванием. В 1998 году решением Собинского городского суда Д. признана недееспособной, она, К., назначена ее опекуном. В 2002 году она, действуя от имени Д. заключила договор с ПНИ., от которого действовал фельдшер Р.; согласно договору из пенсии Д. ежемесячно удерживаются 75 процентов за приобретенные продукты, мягкий инвентарь: одежду, обувь, постельные принадлежности, и содержание жилого помещения, в котором она проживает: оплату электроэнергии, отопления, уборку и ремонт помещения, стирку, проведение культурно-массовой работы; за места общего пользования такая плата не взимается. Указанные 75 процентов удерживаются только из пенсии, на ежемесячную денежную выплату удержания не распространяются; фактических затрат на эти цели удержанные суммы не покрывают, поскольку содержание одного больного обходится в 11000 рублей ежемесячно. Сами услуги Д. оказываются бесплатно: приготовление пищи, медицинские услуги, содержание и уборка мест общего пользования и т.д. Представитель ответчика Б. с решением мирового судьи согласился, против иска и доводов апелляционного представления возражал, просил решение мирового судьи оставить без изменения, пояснив, что действующее законодательство содержит и различает два разных понятия «социальное обслуживание» и «стационарное обслуживание». Последнее включает в себя стоимость продуктов, мягкого инвентаря /одежды, обуви, постельных принадлежностей/, содержание жилого помещения, предоставленного обеспечиваемому: стоимость ремонтных работ в самом помещении и на имеющемся там оборудовании, стоимость коммунальных услуг /свет, газ, вода, отопление/. Одежда и обувь приобретаются в собственность обеспечиваемых, при уходе из учреждения они вправе забрать их с собой. Социальные услуги предусмотрены Постановлением губернатора Владимирской области № 602 и оказываются бесплатно; Д. бесплатно получает мебель, услугу по приготовлению и подаче пищи, медицинский и бытовой уход, медицинскую помощь в виде предоставления лекарственных препаратов, содействие в медико-социальной экспертизе; помещения для реабилитационных и культурно-массовых мероприятий. Стационарное обслуживание не является социальной услугой, а является формой социального обслуживания, которая предоставляется по установленным нормативам, утвержденным Губернатором Владимирской области. Представитель третьего лица на стороне ответчика- Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области Г. с иском не согласилась, против доводов апелляционного представления возражала, с объяснениями представителей ответчика согласилась, дополнив, что взимание платы с Д. производится законно и обоснованно, согласуется с действовавшими до 2005 года нормативными актами Российской Федерации, которые отдельно регулировали вопросы стационарного обслуживания и социального обслуживания. В действовавших в спорный период Постановлениях Губернатора Владимирской области противоречий федеральному законодательству нет, постановление Губернатора № 610 предусматривает взимание платы за стационарное обслуживание, а Постановление № 602- регламентирует порядок и условия оказания социальных услуг; социальные услуги, предусмотренные в Постановлении № 602 Д. оказываются бесплатно; взимание за отдельные социальные услуги платы зависит от дохода пенсионера либо инвалида. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными. В соответствии со ст.ст. 330, 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом 1 инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда 1 инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При рассмотрении дела в апелляционном порядке указанные основания не установлены. Иск прокурора и доводы апелляционного представления основаны на том, что недееспособная Д. проживающая в ПНИ. с 1990 года, признана инвалидом 2 группы, является одинокой и не имеет родственников, ее месячный доход составляет 3494 рубля, что ниже 5138 рублей - величины прожиточного минимума за 2 квартал 2009 года, установленного Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 июля 2009 года № 209. В этой связи, согласно доводам прокурора стационарное социальное обслуживание Д. в ПНИ., как одна из форм социального обслуживания, должно осуществляться бесплатно в соответствии со ст. 16 ч.1 п.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Однако эти доводы являются ошибочными. В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях. Одним из основных принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является принцип обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов. Пункт 3 ч.1 ст. 16 вышеуказанного закона предусматривает такую форму социального обслуживания как стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального облуживания /домах--интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования/, каковым является ПНИ.. Согласно ст. 20 закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Статья 24 ФЗ № 122 предусматривает возможность предоставления стационарного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты. Порядок и условия предоставления стационарного облуживания как бесплатного, так и на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги являются в соответствии со ст. 31 названного закона дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. В ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 -ФЗ социальные услуги /совокупность которых определена ст. 1 ФЗ № 122 как составляющая социального облуживания/ - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом. Согласно ст. ст. 6, 10, 15 ФЗ № 195 социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 16 ч.1 п. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривает, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется в частности гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают. Таким образом, бесплатное социальное обслуживание предоставляется по видам социальных услуг, включенных в перечень гарантированных социальных услуг, и в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания населения. В Приложении № 1 к Постановлению Губернатора Владимирской области № 602 от 9 ноября 2004 года приведен перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания Владимирской области. В данный перечень включены, в частности, предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания; предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи; услуги по организации питания, быта, досуга: приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам; обеспечение досуга (книги, журналы, настольные игры, экскурсии и иное) и другие. Под услугой суд понимает именно действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, как это определено в пункте 3 ст. 3 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Такие услуги, как установлено судом, Д. оказываются бесплатно. Бесплатное же обеспечение продуктами, мягким инвентарем, электрической и тепловой энергией, водой и прочим, услугами по смыслу пункта 3 ст. 3 приведенного закона не является. В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области № 610 от 18 ноября 2004 года стационарное социальное обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения) предоставляется на условиях частичной или полной оплаты. Стационарное социальное обслуживание осуществляется на основании письменного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом настоящего положения (далее - договор). Величина платы за стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов определяется с учетом утвержденных в установленном порядке государственных стандартов обеспечения продуктами питания, одеждой, обувью и мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, сумм заключаемых договоров на услуги по содержанию помещений и территорий учреждений и не должна превышать 75 процентов установленной им пенсии, за исключением случаев, прямо предусмотренных областными нормативными актами. Подобный договор между Д. и ПНИ. заключен; вопрос о его ничтожности либо недействительности по какому-либо из предусмотренных законом оснований прокурором не ставится. Удержания денежных средств из пенсии Д. произведены на основании данного договора, что отмечено в решении мирового судьи Совокупность установленных обстоятельств и их оценка на основании положений вышеприведенных Федеральных законов и нормативных актов Владимирской области приводит суд к убеждению об обоснованности отказа в иске, предъявленном прокурором в интересах Д. При этом противоречий нормативных актов, принятых губернатором Владимирской области и примененных мировым судьей при разрешении спора Федеральным законам и Конституции РФ суд не усматривает. Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права не установлено. На основании изложенного, суд признает необходимым апелляционное представление Собинского межрайпрокурора оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд о п р е д е л и л: Решение мирового судьи судебного участка № 3 г.Собинки и Собинского района от 28 декабря 2009 года оставить без изменения, а апелляционное представление Собинского межрайпрокурора - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья: