о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений содержания ав



Дело NNг.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Собинка 30 марта 2010 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

судьи: Савинова В.Ю.

при секретаре Валентир Н.Т.

с участием прокурора: Модиной А.Н.

представителя ответчика: Миронычевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в области обеспечения дорожного движения на автомобильной дороге М-7 Волга - Парфентьево и обязании администрации устранить выявленные нарушения содержания автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево,

УСТАНОВИЛ:

Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Собинского района о признании незаконным бездействия в области обеспечения дорожного движения в Собинском районе, и обязании администрации МО Собинский район выполнить в полном объеме меры по приведению автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево в соответствие требованиям ГОСТа - обязать ответчика в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево; обязать администрацию Собинского района в течение девяти месяцев со дня согласования проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево принять в полном объеме комплекс мер по приведению автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выполнить работы следующего характера: - нанести дорожную горизонтальную разметку в соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево; - установить дорожные знаки в соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево; - устранить ямочность покрытия на протяжении всей автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево; - привести состояние обочины в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93. В обоснование иска указал, что в результате проверки соблюдения администрацией Собинского района федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, выявлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 14, 15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.5 Устава муниципального образования Собинский район ответчик не осуществляет мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения: администрацией не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Собинский район; на всем протяжении дороги М-7 Волга - Парфентьево, являющейся собственностью МО Собинский район, отсутствует горизонтальная разметка, покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, размеры которых превышают нормативные показатели, обочины не соответствуют требованиям ГОСТа, отсутствуют дорожные знаки. Представления ОГИБДД по Собинскому району и Собинского межрайпрокурора о необходимости устранения выявленных недостатков администрацией рассмотрены, но предложенные в них мероприятия ответчиком не исполнены.

В судебном заседании помощник прокурора Модина А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнив, что в муниципальной собственности Собинского района находится 55 дорог, в том числе автодорога М-7 Волга - Парфентьево. С момента передачи дороги в муниципальную собственность администрация Собинского района обязана решать все вопросы, связанные с организацией на ней дорожного движения: иметь проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и горизонтальной разметки, осуществлять текущий и капитальный ремонт дороги, ее зимнее содержание. Проведенными в 2009 году проверками установлено, что по дороге М-7 Волга - Парфентьево отсутствует проект организации дорожного движения; дорога не соответствует требованиям ГОСТа: щебеночное покрытие дороги имеет ямы и выбоины, на дороге отсутствуют дорожные знаки, уровень обочин занижен. Организация дорожного движения должна осуществляться администрацией за счет средств местного бюджета, в связи с чем в адрес Главы администрации Собинским межрайпрокурором и начальником ОГИБДД по Собинскому району вносились представления о необходимости надлежащей организации работы по содержанию дороги М-7 Волга - Парфентьево, однако в добровольном порядке эти мероприятия выполнены не были, в связи с чем она просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать администрацию выполнить все указанные в исковом заявлении меры в предлагаемые прокурором сроки.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - ОГИБДД ОВД по Собинскому району Тихонов Ю.Н. просил рассмотреть заявление в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Собинского района Миронычева В.В. иск частично признала, пояснив, что организация дорожного движения в Собинском районе осуществляется за счет средств местного бюджета; администрацией был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию действующей сети дорог общего пользования Собинского района; дорога М-7 Волга - Парфентьево включена в перечень дорог, подпадающих под действие контракта, в 2008-2009 годах осуществлялись работы по организации на ней дорожного движения, а именно осуществлялось зимнее содержание дороги. Предусмотренные на 2010 год средства на организацию дорожного движения не позволят осуществить требуемые прокурором меры в полном объеме, поскольку администрация намерена заказать единый проект на все дороги, стоимость его составляет около 1,5 миллионов рублей. На содержание дорог в бюджете 2010 года предусмотрено 18 миллионов рублей, из них 12 миллионов администрация обязана возвратить в область в июле 2010 года в качестве ранее предоставленного кредита. При оплате за проект 1,5 миллионов рублей не останется средств даже для проведения ямочного ремонта на дорогах, т.к. около 3 миллионов расходуется на зимнее содержание дорог. Таким образом, в требуемые прокурором сроки администрация по причинам финансового характера не сможет заказать проект и осуществить работы по данной дороге, хотя необходимость их признает. С учетом изложенного она просит установить более длительный срок для исполнения требуемых прокурором действий, поскольку администрация рассчитывает на целевые деньги областного бюджета; в иске о признании и незаконным бездействия администрации отказать.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.13 Федерального закона от 06 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьями 2 и 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N' 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; указанные нормы предусматривают, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Пунктом 2 ст.12 того же Федерального закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 этого Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, как в границах населенных пунктов поселения, так и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения. Автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог, находится в ведении муниципального района, а также может быть в его собственности. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.07 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно ст. 5, ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения: разрабатывают и утверждают в установленном порядке законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правила, стандарты, технические нормы и другие нормативные документы. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 1.4 письма Федерального дорожного агентства РФ от 07.08.2006 года и МВД РФ от 02.08.2006 года, которым утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, заказчиком Проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами, который впоследствии его и утверждает.

Проект организации дорожного движения /ПОДД/ должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов, и направлен на решение следующих задач:

-обеспечение безопасности участников движения;

-введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами;

-своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты;

-обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. /пункт 2.3 Порядка разработки …/.

ПОДД должен содержать сводную ведомость объемов горизонтальной дорожной разметки и ведомость размещения дорожных знаков, барьерного ограждения, сигнальных столбиков, искусственного освещения, автобусных остановок, пешеходных переходов в разных уровнях, пешеходных дорожек и пешеходных ограждений, а также наличия светофорных объектов /пункт 4.4 Порядка разработки…/.

На территории Российской Федерации действует система национальных и государственных стандартов, включающая в себя, в том числе, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с представленным перечнем автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Собинского района, автомобильная дорога М-7 Волга - Парфентьево протяженностью 1,5 км шириной 4,5 метра, находится в собственности МО Собинский район, отнесена к автодорогам 4 категории, имеет а/бетонное покрытие, для которого предусмотрена дорожная разметка л.д.9/.

О ненадлежащем состоянии автомобильных дорог, переданных в муниципальную собственность, Глава Собинского района уведомлен представлением от 23 июля 2008 года «Об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения», направленным ОГИБДД Собинского ОВД л.д.11/. Собинским межрайпрокурором по выявленным фактам нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в адрес Главы Собинского района направлено представление от 6 мая 2008 года л.д.12/. Представления Главой администрации рассмотрены, однако предусмотренный законом комплекс мер по организации дорожного движения на муниципальных дорогах ответчиком не принят.

Согласно представленным ответчиком актам о приемке выполненных работ от 21 января 2009 года, от 25 февраля 2009 года, от 25 марта 2009 года, от 27 ноября 2009 года в зимний период 2009 года производилась очистка дороги от снега и уборка снежных валов на обочине, что является только частью работ по организации дорожного движения на дороге М-7 Волга - Парфентьево.

В соответствии с актом от 15 февраля 2010 года, на всем протяжении автодороги М-7 Волга - Парфентьево отсутствуют дорожные знаки, обочины не соответствуют ГОСТу, повреждения проезжей части более нормативных, отсутствует горизонтальная разметка л.д.6/. Проект организации дорожного движения дороги М-7 Волга - Парфентьево до настоящего времени не заказан, схема дислокации дорожных знаков и горизонтальной разметки администрацией не разработана. Проведенные на автодороге работы, отраженные в актах относятся к работам по зимнему содержанию дороги; указанные работы не могут в полной мере обеспечить безопасное дорожное движение на данной дороге. Указанные обстоятельства приводят суд к выводу, что администрацией района проявлено бездействие в области обеспечения дорожного движения на автодороге М-7 Волга - Парфентьево, чем нарушены требования ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 14, 15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов.

По объяснениям представителя ответчика Миронычевой В.В. администрация намерена заказать единый проект организации дорожного движения на все дороги, состоящие в муниципальной собственности, поскольку это экономически более выгодно.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать администрацию Собинского района заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево и обязать администрацию осуществить в полном объеме комплекс мер по приведению автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево в соответствие с ГОСТ Р 50597-93.

Решением Собинского районного Совета народных депутатов № 146/12 от 24 октября 2006 года утверждена комплексная программа «Профилактика правонарушений и безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Собинский район» на 2007-2010 годы». Решением № 152/13 от 18 декабря 2009 года «О бюджете муниципального образования Собинский район на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждено распределение бюджетных ассигнований на реализацию районных целевых программ на 2010 год согласно приложению № 10. Как усматривается из строки 16 названного приложения на реализацию районной целевой программы «Дорожное хозяйство Собинского района на 2009-2011 годы» в 2010 году направлено 18 миллионов рублей. По объяснениям представителя ответчика, подтвержденным копией договора № 18/09-д о предоставлении бюджетного кредита, из указанных 18 миллионов рублей 12 миллионов 30 июля 2010 года подлежит возврату Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в качестве ранее полученного кредита и процентов.

С учетом изложенного, суд признает необходимым иск удовлетворить.

На основании п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при предъявлении иска.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Собинского района по обеспечению дорожного движения на автодороге М-7 Волга - Парфентьево, выразившееся в непринятии мер по нанесению дорожной горизонтальной разметки; установлению дорожных знаков; устранению ямочности покрытия, приведению обочины в соответствии с требованиями ГОСТ Р Р 50597-93.

Обязать администрацию муниципального образования Собинский район в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево.

Обязать администрацию муниципального образования Собинский район в течение девяти месяцев со дня согласования проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу М-7 Волга - Парфентьево принять в полном объеме комплекс мер по приведению автомобильной дороги М-7 Волга - Парфентьево в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно:

- нанести дорожную горизонтальную разметку в соответствии с проектом организации дорожного движения;

- установить дорожные знаки в соответствии с проектом организации дорожного движения;

- устранить ямочность покрытия на протяжении всей автомобильной дороги;

- привести состояние обочины в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Савинов