о понуждении проведения аттестации рабочих мест



Дело NN Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Собинка дд.мм.гг

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Ульяновой А.А.

при секретаре Нестеровой О.В.

с участием:

помощника прокурора Собинской межрайпрокуратуры Кривовой О.В.

представителя администрации Собинского района К.

представителя МДОУ NN Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района, МДОУ NN о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда,

у с т а н о в и л :

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском,в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Собинского района и МДОУ NN, ссылаясь на то, Собинской межрайпрокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности МДОУ NN. В результате проверки установлено, что, в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, в данном учреждении аттестация рабочих мест по профессиям отсутствует, так же как и отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. Полагает, что указанные обстоятельства нарушают интересы работающих в настоящее время в учреждении работников, а также могут нарушить интересы вновь принимаемых на работу лиц, поскольку аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. В силу ч. 2 ст. 7, ст. 37 Конституции РФ в РФ охраняется труд и здоровье людей; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Статьями 210 и 212 ТК РФ предусмотрено, что одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья; к обязанностям работодателя отнесено обеспечения безопасных условия и охраны труда. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, постановлением Минтруда Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 12, аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятых на тяжелых работах и работ с вредными и опасными условиями труда. В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является администрация Собинского района в лице комитета по образованию, и финансируется за счет учредителя. Просит обязать администрацию Собинского района в шестимесячный срок с момента принятия судебного решения выделить денежные средства МДОУ NN для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, и обязать МДОУ NN в тот же срок провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора иск поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что работодатель обязан создать для работников безопасные условия труда, вопрос о соответствии установленным требованиям безопасности рабочих мест затрагивает права неопределенного круга лиц, что дает прокурору право на обращение в суд за их защитой. В дополнение пояснила, что порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 года, а постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 г. № 12 « О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» с 01.09.2008 г. признано утратившим силу.

Представитель ответчика - администрации Собинского района К. иск признала в части проведения аттестации рабочих мест и выделения средств на аттестацию, не согласна с требованиями в части проведения сертификации работ по охране труда и заявленных в иске сроков обеспечения финансирования, и проведения аттестации, представила письменный отзыв на исковое заявление. Суду пояснила, что работодатель МДОУ детский сад NN самостоятельно принял решение о привлечении аттестующей организации с целью проведения аттестации рабочих мест по охране труда, поскольку ответственность в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения, в связи с чем, администрация согласна с требованиями о проведении аттестации и выделении средств на эти цели. Требования в части выделения финансирования в течение шести месяцев со дня принятия решения просила не удовлетворять, пояснив, что в указанный срок предусмотреть указанные денежные средства не представляется возможным, поскольку бюджет муниципального образования Собинского района на дд.мм.гг утвержден с дефицитом 7,4 млн. рублей, и, в условиях финансово-экономического кризиса, доходы районного бюджета по состоянию на дд.мм.гг снижены на 39,5 млн. рублей по сравнению с доходами по отчету об исполнении бюджета за дд.мм.гг. Дотационность бюджета составляет 72,2 %, в подтверждение представлена справка финансового управления. Просила учесть, что с учетом роста тарифов на коммунальные услуги, расходов на уплату налогов на землю и имущество, проведению работ по лицензированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, средств, утвержденных в бюджете недостаточно, поэтому, предусмотреть средства на аттестацию рабочих мест по охране труда в дд.мм.гг невозможно. Кроме того, просила учесть, что аналогичные иски заявлены прокурором по нескольким МДОУ одновременно. Пояснила, что порядок и условия проведения обязательной сертификации организации работ по охране труда действующим законодательством Российской Федерации не установлены. В настоящее время система сертификации работ является легитимной, так как не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, не создана и в установленном порядке не зарегистрирована. Система сертификации работ по охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда от 24.04.2002 года № 28, не имеет юридической силы действия, поскольку Минтруд России в результате проведения административно-правовой реформы, в дд.мм.гг упразднен, а Минсоцразвития России не наделен полномочиями по проведению организации работ по сертификации по условиям охраны труда, и не зарегистрировал свое право на организацию работ по сертификации в соответствии с Правилами проведения государственной системы сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.1999 г. № 18. Считает, что сертификация работ по охране труда не является на сегодняшний день обязательной и носит добровольный характер, требования об обязательной сертификации работ по охране труда не могут быть реализованы в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования.

Представитель ответчика - МДОУ NN Д. с иском в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласилась. Пояснила, что учредителем детского сада NN является администрация Собинского района в лице комитета по образованию. Она проходила обучение на курсах по охране труда, аттестация рабочих мест в детском саду проводится ежегодно, издается приказ о назначении аттестационной комиссии с целью выявления опасных и вредных условия труда, результаты аттестации оформляются приказом, с которым работники знакомятся под роспись, но карты аттестации рабочих мест по условиям труда не составлялись. По результатам аттестации издается приказ об установлении доплат за работу с неблагоприятными условиями труда. Ежегодно детский сад проверяют различные надзорные органы - Государственная инспекция труда, Департамент по образованию, Роспотребнадзор, Санитарно - эпидемиологическая служба. Указанными органами проверяется техническое состояние здания, электрооборудования, санитарное состояние, освещенность, шум, микроклимат, требования пожарной безопасности, результаты проверок оформляются актами. Однако, для проведения аттестации в соответствии с утвержденным порядком, необходимо обращение в специализированные аттестующие организации, в связи с чем, требуется дополнительное финансирование со стороны администрации, самостоятельно провести аттестацию детское учреждение не сможет, поскольку имеющихся документов недостаточно. Аттестации подлежат 7 рабочих мест, по предварительным данным на проведение аттестации требуется 21 тыс. рублей. После выделения финансирования необходим срок для проведения аттестации - сбора документов, подачи заявки, проведения экспертизы, поэтому она поддерживает доводы представителя администрации и просит установить реальные сроки с учетом возможностей выделения средств из районного бюджета. С требованием о проведении сертификации организации работ по охране труда не согласна, сославшись на доводы, указанные представителем администрации Собинского района.

Третье лицо - Департамент по труду и занятости администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и письменные объяснения по делу.

В судебном заседании дд.мм.гг представители третьего лица С. и Н. иск прокурора не поддержали, считают, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с данным иском, поскольку круг лиц определен работниками МДОУ, а доводы, изложенные в иске, необоснованные. Указали, что в обоснование иска, прокурор ссылается на Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12, которое, с дд.мм.гг, признано утратившим силу, и не может быть применено при рассмотрении спора, а в настоящее время порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 « Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда в соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в соответствии с п. 5.2.65.1. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 321, уполномочено принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Поскольку до настоящего времени указанные нормативные правовые акты не приняты, порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, законодательством не урегулирован. Привлечение Департамента к участию в деле в качестве третьего лица считают нецелесообразным, поскольку вынесенное судебное решение не может повлиять на его права или обязанности, в отношении какой - либо из сторон.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ) работодатель (руководитель) обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Предусмотрена обязанность работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В ходе аттестации рабочих мест определяется соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным технологическим, техническим, организационным решениям, а так же нормативам и стандартам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах осуществляется в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда (ст.209 Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ Минздравсоцразвития России Приказом от 31.08.2007 г. № 569 утвердило Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и ввело его в действие с дд.мм.гг.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с данным Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда; системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 11 Порядка проведения аттестации, аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Пунктом 45 Порядка утвержден перечень документов, которым оформляются результаты аттестации.

Организация может проводить аттестацию самостоятельно, либо с привлечением аттестующей организации. Оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и опасные производственные факторы, тяжесть и напряженность, уровни вредных и опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. При этом используются средства измерений, прошедших поверку в установленные сроки.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из материалов дела, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что в МДОУ детский сад NN нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В ходе проверки установлено, что в учреждении ежегодно издается приказ о проведении аттестации и создании аттестационной комиссии, но другие документы аттестации, предусмотренные Порядком, как и результаты измерений вредных и опасных производственных факторов отсутствуют, сертификация работ по охране труда не проведена.

Согласно Уставу МДОУ NN, принятого общим собранием и утвержденного комитетом по образованию администрации Собинского района, учредителем учреждения является администрация Собинского района в лице комитета, и финансируется за счет средств учредителя.

Статьями 209 и 216 Трудового кодекса РФ определено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям труда, а порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливает Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Доводы ответчиков об отсутствии на день вынесения судебного решения государственной системы сертификации в РФ учитываются судом, так же как и положения ст. 212 ТК РФ о сертификации организации работ по охране труда, которые являются действующими и подлежащими обязательному исполнению всеми работодателями.

На основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 № «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости», а так же ст. 216 ТК РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление охраной труда, государственную политику и нормативно-правовое регулирование является Минздравсоцразвития России, который до настоящего времени не наделен полномочиями по организации работ по сертификации по условиям охраны труда, поскольку не зарегистрировал свое право на организацию работ по сертификации в соответствии с «Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.1999 г. № 18.

Учитывая то обстоятельство, что на день вынесения решения в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не создана и не зарегистрирована, в установленном порядке, Система обязательной сертификации организации работ по охране труда (соответствия работ по охране труда) суд, удовлетворяя требования в части проведения сертификации не считает возможным и необходимым устанавливать срок ее проведения.

В судебном заседании установлено, что для проведения аттестации в данном учреждении необходимо привлечение специализированной аттестующей организации, осуществляющей указанные работы на платной основе, следовательно, требующей финансирование со стороны учредителя. В связи с чем, требование прокурора об обязании администрации Собинского района выделить денежные средства суд находит обоснованным, в части проведения аттестации и выделения финансирования заявлено признание иска, которое не противоречить закону, и судом принимается.

Вместе с тем, обсудив доводы сторон в части установления срока для выделения средств и проведения работ, суд считает необходимым установить более длительный срок для исполнения решения, учитывает доводы администрации Собинского района о состоянии бюджета дд.мм.гг, подтвержденные документально, и невозможности выделения в текущем году значительных средств на незапланированные работы, находит данные доводы обоснованными и приходит к выводу об определении иных сроков финансирования работ по аттестации и сроков проведения самих работ.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая, что средства на аттестацию могут быть запланированы лишь в бюджете на дд.мм.гг, суд находит возможным установить срок для выделения средств на аттестацию - до дд.мм.гг, для проведения работ по аттестации, с учетом привлечения аттестующей организации, - три месяца с момента поступления денежных средств от учредителя, для проведения сертификации организации работ по охране труда, суд срок не устанавливает.

Доводы представителей третьего лица об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с указанными требованиями, суд считает необоснованными.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; …охраны здоровья.

Согласно части четвертой статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свобода значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из материалов дела, при проверке исполнения трудового законодательства в части охраны труда в данном детском саду NN, было установлено нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Доводы департамента о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, несостоятельны, поскольку на одном и том же рабочем месте могут работать разные люди. При этом, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

В соответствии с частью четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Поскольку данное требование исполнено не было, что не оспаривается и представителями ответчиков, Собинский межрайонный прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском о возложении на ответчиков обязанностей по осуществлению соответствующих мероприятий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию Собинского района до дд.мм.гг выделить денежные средства МДОУ NN для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Обязать МДОУ NN в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств от администрации Собинского района провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А. Ульянова )