РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Собинка 5 апреля 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: при секретаре: Мешковой Г.Е., с участием прокурора: Модиной А.Н., представителей ответчиков: К., П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах прав несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа Собинского района» к администрации Собинского района, МОУ об обязании администрации Собинского района выделить денежные средства для приведения автобуса NN в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98; обязании МОУ привести автобус в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, УСТАНОВИЛ: Собинский межрайонный прокурор в интересах прав несовершеннолетних, обучающихся в МОУ обратился в суд с иском об обязании привести автобус NN в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, по тем основаниям, что данный автобус используется школой в целях общеобразовательного процесса. Данное транспортное средство было проверено на соответствие требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». По результатам проверки установлено, что автобус NN, принадлежащий на праве оперативного управления МОУ не соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98. Так, в нарушение требований п.п. 4.4.3, 4.5.7, 4.5.9,4.5.16, 4.5.17, 4.5.18, 4.5.20,4.5.24 ГОСТ Р 51160-98 вход и выход из автобуса не оборудован дополнительными подножками; рабочее место водителя автобуса не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; двигатель не оборудован системой ограничения максимальной скорости; автобус не окрашен в желтый цвет, на кузове отсутствуют надписи «ДЕТИ»; не установлено наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей в салон; в салоне автобуса отсутствует переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; сиденья не оборудованы ремнями безопасности и замками к ним. Указанные технические недостатки нарушают права учащихся; эксплуатация данного транспортного средства может повлечь за собой неблагоприятные последствия. О несоответствии автобуса требованиям ГОСТа администрации Собинского района и директору МОУ известно, однако, каких-либо действенных мер по устранению имеющихся нарушений не принято. Бездействие администрации Собинского района и руководства МОУ ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, обучающихся в МОУ в связи с чем, прокурор просил обязать администрацию Собинского района и МОУ привести автобус NN в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, а именно: оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; обеспечить внешнюю подкраску автобуса в желтый цвет с нанесением на всех сторонах кузова надписи «ДЕТИ»; оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним; оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками; установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости; установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей. В процессе производства по делу прокурор уточнил исковые требования, о чем представил письменное заявление, в котором по ранее указанным основаниям просил обязать администрацию Собинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для приведения автобуса NN в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98; обязать МОУ в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств привести автобус NN в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98: оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; обеспечить внешнюю подкраску автобуса в желтый цвет с нанесением на всех сторонах кузова надписи «ДЕТИ»; оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним; оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками; установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости; установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей. В судебном заседании помощник прокурора Модина А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила, дополнив, что в 2008-2009 годах совместно с ОГИБДД ОВД по Собинскому району проводились проверки состояния автобуса, используемого МОУ для перевозки детей. По итогам проверок были выявлены несоответствия автобуса требованиям ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». О наличии несоответствия и конкретных технических недостатках транспортного средства администрация Собинского района и директор МОУ были поставлены в известность, прокурором и начальником ОГИБДД в их адрес вносились представления об устранении нарушений. В 2008 году недостатки были устранены в части оборудования автобуса огнетушителем и второй аптечкой, по устранению других нарушений ответчиками каких-либо действенных мер не принято, в связи с чем директор школы в 2009 году был привлечен к административной ответственности. Факт несоответствия автобуса требованиям ГОСТа ответчиками не оспаривается, вместе с тем в бюджете 2010 года средства на оборудование автобуса не предусмотрены и приведение его в надлежащее состояние не произведено, в связи с чем она просит обязать ответчиков выполнить все указанные в исковом заявлении мероприятия в предлагаемые прокурором сроки. Представитель ответчика администрации Собинского района К. исковые требования Собинского межрайонного прокурора в части необходимости приведения школьного автобуса в соответствие с требованиями ГОСТа признала. В остальной части иск не признала, пояснив, что данные автобусы выпускаются Павловским автомобильным заводом; согласно ответу предприятия, ориентировочная стоимость работ, изложенных в требованиях прокурора, составляет 700 тысяч руб. Если при осмотре автобуса будут выявлены иные технические недостатки, которые потребуют устранения, то стоимость работ увеличится до 1 млн. руб., тогда как стоимость нового автобуса составляет 1200000 руб. В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы», в ней не предусмотрены средства для приведения школьных автобусов в соответствие с ГОСТом Р 51160-98. Следующая программа будет формироваться на 2011-2015 годы, в нее будут заложены средства на указанные прокурором цели, тогда финансирование будет возможно. С учетом изложенного она просит установить более длительный срок для исполнения требуемых прокурором действий, поскольку администрация не сможет осуществить финансирование в 2010 году. Директор МОУ П. исковые требования Собинского межрайонного прокурора признал, пояснив, что данный автобус был приобретен МОУ в 2002 году в рамках областной программы 2002 года «Дети Владимирской области». В 2008 году была проведена первая проверка на соответствие автобуса ГОСТу Р 51160-98, в ходе которой было выявлено, что в нем отсутствуют огнетушитель и вторая аптечка. Указанные недостатки были устранены, других требований к ним не предъявлялось; позднее были предъявлены требования о полном переоборудовании автобуса, которые школа при отсутствии денежных средств выполнить не может. Автобус ежедневно перевозит от 30 до 33 человек по двум маршрутам <...> и <...>. Если администрация осуществит финансирование, то МОУ сможет в трехмесячный срок - каникулярный период - привести автобус в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98. Представитель третьего лица - ОГИБДД ОВД по Собинскому району, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; сведений о причине неявки не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 38 Конституции РФ определяет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). В соответствии с ч. 2 ст. 39 указанного Закона объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» утвержденной приказом Минобразования РФ от 11.02.02 № 393, Правительство РФ предполагает осуществить меры для бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; обучения их в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движении - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий снижение тяжести их последствий. Основными принципами безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, определены в ст.20 ФЗ № 196-ФЗ. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. В соответствии с пунктом 3.1 Положения техническое состояние и оборудование автобусов должно отвечать установленным требованиям, безопасности движения. Во исполнение положений о нормативном урегулировании безопасности дорожного движения принят государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (с изм. от 23.05.2003, 29.10.2007). Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. В соответствии с п. 4. 1 а автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявленным к транспортным средствам категории М 2 и М 3 по ГОСТ 52051 с учетом требований настоящего стандарта. Согласно п.4.4.3 ГОСТ Р 51160-98 высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола. В соответствии с п.4.5.7 водитель, находящийся на своем сиденье, должен контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система «видеокамера-монитор», система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль. Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковыми и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей согласно п.4.5.16 ГОСТ Р 5 1160-98. Пунктом 4.5.17 установлено, что рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой. Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч согласно п.4.5.18 ГОСТ Р 5 1160-98. В соответствии с п.п.4.5.20, 4.5.24 ГОСТ Р 51160-98 кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета, а также на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты. Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления в соответствии с п.4.5.9 ГОСТ Р 5 1160-98. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно Устава Собинского района учредителем всех дошкольных образовательных учреждений Собинского района является администрация Собинского района в лице комитета по образованию администрации Собинского района. Пунктом 1.2 Положения о комитете по образованию администрации Собинского района (в ред. от 18.12.2009 № 164/13) комитет является структурным подразделением администрации Собинского района, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Среди основных задач Комитета по образованию является обеспечение и защита конституционных прав граждан на образование, обеспечение и соблюдение федерального законодательства и законодательства Владимирской области в сфере образования на территории района, осуществление комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей и подростков, учащихся. Согласно объяснениям сторон, справке начальника ОГИБДД ОВД по Собинскому району в целях организации образовательного процесса в оперативное управление МОУ администрацией Собинского района с 2002 года передан автобус NN л.д. 10/. Данное транспортное средство в 2008 году и 12 октября 2009 года было проверено на соответствие требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». По результатам проверки установлено, что автобус не соответствует требованиям ГОСТа Р 51160-98 ввиду вышеуказанных технических недостатков л.д. 5/. По факту несоответствия транспортного средства, предназначенного для перевозки детей требованиям ГОСТа 14 и 15 октября 2009 года Собинским межрайпрокурором направлены представления в адрес директора МОУ и Главы Собинского района л.д. 6-8/. Представление Главой администрации Собинского района рассмотрено. Как усматривается из ответа исполняющего обязанности Главы района в адрес Собинского межрайпрокурора от 13 ноября 2009 года, рабочее место водителя автобуса не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, т.к. на переоборудование автобуса необходимы финансовые затраты, которые не предусмотрены бюджетом 2009 года; в ответе отражено, что приказом от 9 ноября 2009г. NNк руководитель МОУ привлечен к дисциплинарной ответственности за несоблюдение законодательства в части обеспечения надлежащего технического состояния школьных автобусов л.д.9/. При наличии информации о несоответствии автобуса, используемого МОУ требованиям ГОСТа, в бюджете Собинского района на 2010 год средства на техническое оснащение автобуса предусмотрены не были, к моменту рассмотрения спора недостатки не устранены. В соответствии с письмом ООО. от 5 апреля 2010 года, направленным в адрес комитета по образованию администрации Собинского района, для приведения автобуса в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98 в отношении него необходимо произвести работы, указанные в исковом заявлении, ориентировочная стоимость которых составляет 700000 рублей. Указанная сумма администрацией Собинского района, как собственником автобуса, переданного МОУ, должна быть выделена последней, поскольку школа является муниципальным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств местного бюджета. Транспортные средства (автобусы), предназначенные для перевозки детей, являются источниками повышенной опасности, в совокупности со своим предназначением (перевозка детей) степень опасности указанных транспортных средств и, соответственно, степень ответственности при их эксплуатации, повышаются многократно. Эксплуатация автобуса NN имеющего изложенные в исковом заявлении технические недостатки, может повлечь за собой неблагоприятные последствия, в тот числе, в отношении несовершеннолетних граждан. С учетом изложенного суд признает необходимым иск удовлетворить в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Собинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для приведения автобуса NN в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98. Обязать МОУ в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели администрацией Собинского района привести автобус NN в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98, а именно: оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; обеспечить внешнюю подкраску автобуса в желтый цвет с нанесением на всех сторонах оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним; оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками; установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости; установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья:
судьи: Степановой И.В.
кузова надписи «ДЕТИ»;
при посадке детей.