о возложении обязанности по назначению трудовой пенсии. Решение по делу № 2-321/10 от 12.05.2010г.



Дело NN

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Собинка 12.05.2010 г.

Собинский городской суд Владимирской области в составе :

председательствующего Ульяновой А.А.

при секретаре Нестеровой О.В.

с участием :

истца Ш.

представителя истца - адвоката Графской М.В.

представителя ответчика Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ УПФ РФ) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о возложении обязанности по назначению трудовой пенсию по старости и взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Ш. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке, Владимирской области о возложении обязанности по определению размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячной заработной платы за период дд.мм.гг по дд.мм.гг, с применением повышенного отношения среднемесячного заработка, и перерасчету пенсии с момента возникновения права на нее, т.е. с дд.мм.гг. В обоснование иска, указала, что она родилась в дд.мм.гг в <...>, после окончания техникума, была распределена на работу в <...>. С дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. работала на различных предприятиях в районе Крайнего севера, что подтверждается записями в трудовой книжке. В дд.мм.гг выехала на постоянное место жительство в <...> Республики Молдавия бывшего СССР, где дд.мм.гг была принята на работу в отдел народного образования <...> в должности бухгалтера. дд.мм.гг, в связи с достижением 50-летнего возраста, за работу в условиях Крайнего Севера, ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости. В дд.мм.гг она выехала на постоянное место жительства в Россию в <...>, где была зарегистрирована по месту жительства, и ей была назначена трудовая пенсия по Российскому законодательству, из среднемесячной заработной платы за 60 месяцев - с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., дд.мм.гг и дд.мм.гг года за период работы на предприятии <...> горного металлургического предприятия им. Завенягина. Средняя месячная заработная плата за данный период времени составляла 426 рублей 14 копеек. Впоследствии, она вновь переехала на постоянное место жительства в республику Молдова, а в дд.мм.гг переехала на постоянное место жительства в Россию, дд.мм.гг ей была прекращена выплата пенсии в республике Молдова. дд.мм.гг она получила Российское гражданство, паспорт гражданина РФ, с указанной даты зарегистрирована по месту жительства по адресу : <...>. После получения гражданства РФ она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по российскому законодательству. дд.мм.гг ответчиком принято решение о назначении ей пенсии по старости с дд.мм.гг в размере 5311 рублей 73 коп. С данным решением она не согласна, поскольку пенсия назначена без учета трудового стажа в условиях Крайнего Севера, считает, что для расчета пенсии должен быть принят заработок за 60 месяцев в <...> горно-металлургическом комбинате. До 31.12.1991 года существовало единое государство - СССР и единая денежная единица. В соответствии со ст. 4 Соглашения от 10.02.1995 г., стороны представляют гражданам, в т.ч. переехавшим (приехавшим) из другой страны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения. Она имеет необходимую продолжительность страхового стажа в районах Крайнего Севера, поэтому имеет право на повышенное отношение заработков. Отказом в принятии для исчисления расчетного размера ее трудовой пенсии по старости среднемесячной заработной платы в размере 426 рублей 14 копеек за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг года нарушены ее права в области пенсионного обеспечения, созданы неравенства при реализации права на получение трудовой пенсии.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнила, просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с учетом среднемесячной заработной платы за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг с применением повышенного отношения среднемесячного заработка с момента возникновения права на нее, то есть с дд.мм.гг, и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 тысяч рублей.

В судебном заседании Ш. уточненные требования поддержала, просила удовлетворить, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления Дополнительно пояснила, дд.мм.гг, в связи с достижением 50-летнего возраста, за работу в условиях Крайнего Севера ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, в республике Молдавия. В дд.мм.гг она переехала в Россию, в <...> к сыну, где ей в дд.мм.гг была назначена пенсия по российскому законодательству с применением повышенного коэффициента за период работы в условиях Крайнего Севера, которую она получала по дд.мм.гг. В дд.мм.гг она вновь переехала в Молдавию в связи с болезнью мужа. До дд.мм.гг имела паспорт гражданина СССР. В дд.мм.гг получила гражданство Республики Молдовы, а в дд.мм.гг ей была назначена по законодательству республики Молдова пенсия по возрасту. Данную пенсию получал ее муж, поскольку с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг она жила в <...>. Отказ в назначении пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера, из среднемесячного заработка за период работы в районе Крайнего Севера с дд.мм.гг по дд.мм.гг с применением повышенного отношения считает необоснованным, действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 10 тысяч рублей.

Представитель истца исковые требования поддержала, пояснила, что с дд.мм.гг по дд.мм.гг Ш. жила и работала в районе Крайнего Севера, а в дд.мм.гг переехала на постоянное место жительства в <...> в Молдавию, дд.мм.гг Ш. исполнилось 50 лет, и за работу в условиях Крайнего Севера ей была назначена льготная досрочная трудовая пенсия по старости. Право на пенсию у Ш. возникло до 31.12.1991 года, то есть до распада СССР. Уточнила, что пенсия Ш. назначена решением от дд.мм.гг г., а не дд.мм.гг г., как указано в исковом заявлении. При назначении пенсии Управлением Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке Ш. отнесена к категории лиц, прибывших из Республики Молдова. При расчете размера пенсии был взят среднемесячный заработок, сложившийся в РФ на декабрь 2001 года в размере 1671 рубля, а не среднемесячный заработок за период работы в районе Крайнего Севера, размер назначенной пенсии составил 5311,73 рублей. Не применено повышенное отношение для расчета пенсии. До 31.12.1991 года существовало единое государство - СССР и единая денежная единица рубль. В соответствии со ст. 4 Соглашения от 10.02.1995 г., между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», стороны представляют гражданам, в т.ч. переехавшим (приехавшим) из другой страны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения. Просила учесть, что В дд.мм.гг, при переезде на постоянное место жительства истца из Молдавии в Россию, пенсия ей назначалась по законодательству РФ, размер пенсии был определен из заработной платы за вышеуказанный период с применением повышенного коэффициента, пенсия назначалась с учетом работы в районе Крайнего Севера, что подтверждается протоколом от дд.мм.гг г., имеющемся в пенсионом деле истца. ГУ УПФ РФ в Собинском районе при назначении истцу пенсии не учитывались положения статей 4,6 Соглашения от 10.02.1995 г. «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. № 1-1-У »О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», из п. 6 которого следует, что лицам, которым пенсия была назначена по законодательству Российской Федерации, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого-либо из государств - бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившимся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии; Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, из п. 8 которых следует, что по желанию граждан-переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года. Кроме того, не учтено, что Ш. с дд.мм.гг по дд.мм.гг осуществляла трудовую деятельность на территории России, имеет необходимый стаж, требуемый для исчисления заработной платы по законодательству Российской Федерации, ей была назначена пенсия по законодательству Российской Федерации дд.мм.гг и выплачивалась по дд.мм.гг. Отказом в назначении пенсии по справке о заработной плате за дд.мм.гг-дд.мм.гг, за период работы в условиях Крайнего Севера, нарушены конституционные права Ш., причинен моральный вред. Истцу пришлось обращаться в суд и доказывать свое право на заработанную пенсию в условиях Крайнего Севера, где она работала в течение 20 лет, заработала пенсию, которая была назначена, поэтому назначение пенсии в размере 5311,73 рублей, несправедливо, нарушает конституционные права истца, в связи с чем, истцу причинены нравственные страдания.

Представители ответчика В. и Ф., действующие на основании доверенностей, исковые требования Ш. не признали, считают данные требования необоснованными, просили отказать в их удовлетворении.

Представитель В. в судебном заседании дд.мм.гг г. пояснила, что Ш. с дд.мм.гг г. была назначена пенсия в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии составил 5311 рублей 73 коп. В соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10.02.1995 г. при расчете пенсии взят среднемесячный заработок, сложившийся в РФ в 4 квартале 2001 года в размере 1671 руб., отношение заработной платы к средней заработной плате по стране составляет 1. Страховой стаж, учтенный по дд.мм.гг, составил 34 года 2 месяца 5 дней. При назначении пенсии просчитывали выгодные варианты, в расчет взят календарный стаж. По состоянию на дд.мм.гг г. базовая часть пенсии составила 2925 рублей, страховая - 2386,73 руб.

Представитель Ф. пояснил, что трудовое пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации с 01.01.2002 г. регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Из пункта 2 статьи 1 данного закона следует, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статьей 15 пункта 4 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, на лиц, выезжающих на постоянное место жительство в страны, с которыми РФ заключила соглашения в области пенсионного обеспечения, действие вышеназванного закона не распространяется, а регулирование назначения и выплаты пенсии производится в порядке, предусмотренном международным договором, к числу которых относятся Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, вступившего в силу 04.12.1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях право граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997года, вступившего в силу 28 июня 2002 года. Для определения права на пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10.02.1995 г. и Соглашения от 16.05.1997 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше соглашений до 1 января 2002 года. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 года осуществляется из заработка, имевшего место в Российской Федерации после переселения. Расчет заработка гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Грузии, и работавшим после переселения, осуществляется из заработка, приходившегося на периоды работ в РФ в общеустановленном порядке (2000 - 2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд) с учетом вступления в силу заключенных соглашений. Для граждан, которые после переселения на территории Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке, размер трудовой пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. Письмом Федеральной службы государственной статистики от дд.мм.гг NN в адрес ПФР сообщено, что статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным отраслям не производилось, при применении данной нормы территориальным органам ПФР было рекомендовано исчислять заработок исходя среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за дд.мм.гг в размере 1671 рублей, утвержденной Правительством РФ от 11.10.2001 г. № 720, для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить его с заработком по стране за аналогичный период, то есть за дд.мм.гг Письмом Минтруда России от 14 ноября 2003 года № 3738-16 предусматривалось, что по желанию граждан - переселенцев из Молдовы, при оценке их пенсионных прав, может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Минтруд России был упразднен, и его функции по оказанию государственных услуг были переданы Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Письмом № 1020-19 от 18.04.2006 г. по запросу ПФР о порядке исчисления заработка лицам, прибывшим на постоянное место жительства из Республики Грузия и республики Молдова, сообщило, что при исчислении заработка, в том числе за периоды до 31.12.1991 г. применим порядок, предусмотренный Соглашениями от 10.02.1995 г. и 16.05.1997 г., с соответствующими изменениями правоприменительной практики в отношении Соглашения от 10.02.1995 г. При этом, изменение правоприменительной практики не распространяется на ранее вынесенные правоприменительные решения в отношении Соглашения от 10.02.1995 г. Следовательно, начиная с 18.04.2006 г., исчисление заработка, в том числе за периоды до 31.12.1991 г., должно производиться по нормам Соглашения от 10.02.1995 г., который предусматривает порядок, изложенный выше. То есть, ранее лицам, переселившимся из республики Молдова, по их желанию для расчета пенсии использовался заработок в рублях (СССР) за период работы до 31.12.1991 г., но в 2006 году правоприменительная практика изменилась. Минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы по законодательству Российской Федерации, Ш. не имеет, с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., она работала в Республике Молдова, с дд.мм.гг г. трудовую деятельность не осуществляла. Исчисление размера пенсии с учетом повышенного отношения заработков для лиц, указанных в абзаце первом п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 г. не представляется возможным, т.к. данный порядок исчисления среднемесячного заработка не предусмотрен нормами Соглашения от 10.02.1995 г. Для указанных граждан отношение заработков может быть рассчитано по формуле: заработок гражданина, прибывшего из республики Молдова /заработок по РФ за декабрь 2001 г. ЗР/ЗП=1671(ЗР за 12.2001)/1671(ЗП по РФ за 12.2001)=1. Ш. дд.мм.гг обратилась в УПФ за назначением пенсии, предоставив пенсионное дело из республики Молдова, где она состояла на учете, как получатель пенсии по возрасту. Закон о пенсии Республики Молдова не предусматривает пенсии за работу на Крайнем севере. Выплата пенсии истцу была прекращена с дд.мм.гг в связи с выездом на постоянное место жительства в Россию. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения от 10.02.1995 г., при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. В Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона 173-ФЗ предусмотрена трудовая пенсия по старости. Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 10.02.1995 г. при установлении права на пенсию учитывается весь трудовой стаж пенсионера, приобретенный по законодательству обоих государств. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения от 10.02.1995 г., так как истец после переселения на территорию РФ не работала, размер пенсии определен по среднемесячному заработку, сложившемуся ко времени назначения пенсии Ш. на территории РФ. Требования о взыскании компенсации морального вреда также незаконны, поскольку федеральное законодательство не предусматривает компенсации морального вреда в случае отказа в назначении либо перерасчете пенсии, что следует из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Просит в иске отказать.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

С 01.01.2002 года трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Пунктом П ст. 30 ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка зарегистрированного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными ) органами.

В судебном заседании установлено, что Ш. является прибывшей из Республики Молдова, где состояла на учете как получатель пенсии по возрасту. Пенсия по прежнему месту жительства была выплачена по дд.мм.гг включительно, выплата пенсии прекращена с дд.мм.гг в связи с выездом на постоянное место жительства в Россию.

Согласно паспортных данных л.д.17), Ш. является гражданкой Российской Федерации, с дд.мм.гг зарегистрирована по месту жительства по адресу : <...>

Как следует из материалов дела, дд.мм.гг Ш. обратилась в в ГУ - УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинка с заявлением о назначении пенсии по старости, представила пенсионное дело и все необходимые документы ( л.д. 19).

Решением УПФ в Собинском районе и г. Собинке NN от дд.мм.гг года Ш. с дд.мм.гг года пожизненно назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в сумме 5311,73 рублей, страховой стаж составил 34 года 2 мес. 5 дней, базовая часть пенсии - 2925 рублей, страховая - 2386,73 руб. (л.д. 56-57).

В соответствии с копией пенсионного удостоверения, истцу, с дд.мм.гг года назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в сумме 5311 рублей 73 копеек из среднемесячного заработка 1671 рубль ( л.д. 18)

Размер пенсии исчислен из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории России, который составил 1671 рубль ( л.д. 60).

В назначении пенсии из среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд, а именно за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг, истцу отказано.

Отказывая в назначении пенсии из среднемесячного заработка за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг Управление ПФ сослалось на п. 2 ст. 1 данного ФЗ, согласно которой, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено настоящим ФЗ, применяются правила международного договора РФ, в настоящем случае - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. (вступило в силу 04.12.1995 г.).

Из объяснения представителя ответчика следует, что также подтверждено материалами дела, что при назначении пенсии Ш., как лицу, переселившему из республики Молдова, применено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. Пенсия исчислена из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии Ш. на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения от 10.02.1995 года, поскольку, как указано ответчиком, после переселения на территорию Российской Федерации, истец не работала, и не имеет минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, по мнению суда, при расчете пенсии по старости Ш., УПФ в Собинском районе и г. Собинке не учло положения ст. 4 Соглашения от 10.02.1995 г. о том, что стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения. Кроме того, в статье 6 ч. 2 Соглашения указано, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991 г. В силу ст. 8 соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991 г., принимаются без легализации.

Суд установил, что также подтверждается копией трудовой книжки, что Ш. с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. работала на предприятиях <...>, относящегося к районам Крайнего Севера л.д. 10-16), а в дд.мм.гг переехала на постоянное жительство в <...> Молдавской ССР.

Из показаний свидетеля С. следует, что она знакома с Ш. с дд.мм.гг, проживала с ней в <...>, хорошо знала ее родителей. Ш. работала в <...>, в условиях Крайнего Севера, затем уехала в <...>, приобрела там квартиру, сын Ш. остался проживать в России.

Из пенсионного дела Ш. следует, что протоколом NN комиссии по назначению государственных пенсий при Фрунзенском исполкоме Совета народных депутатов <...> с дд.мм.гг года Ш., дд.мм.гг года рождения, проживавшей на тот момент в <...> Молдавской ССР, была назначена пожизненно пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере из среднемесячного заработка 441 рублей 66 копеек.

На основании заявления Ш. от дд.мм.гг г., в связи с переездом на постоянное место жительства в <...> из Республики Молдова, <...> Управлением социальной защиты населения, протоколом назначения пенсии 22/133 от дд.мм.гг г. Ш. была назначена пенсия по старости, расчет среднемесячного заработка был взят за 60 месяцев за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг, и составил 426,14 рублей ( л.д.64-65).

Согласно протоколу закрытия Управления социальной защиты населения <...> от дд.мм.гг г., пенсия за работу в условиях Крайнего севера, Ш. выплачена по дд.мм.гг, закрыта по причине выезда за пределы РФ ( л.д. 68).

Из паспорта Республики Молдова Ш. следует, что она получила данный паспорт дд.мм.гг г.

Согласно справке Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова от дд.мм.гг г. NN, Ш. состояла на учете в <...> как получатель пенсии по возрасту, которая ей была назначена, как следует из объяснения истца, в дд.мм.гг, после получения гражданства Республики Молдова.

Суд установил, что Ш. с дд.мм.гг по дд.мм.гг работала на предприятиях в условиях Крайнего Севера - в <...> края. Пенсия за работу в условиях Крайнего севера Ш. была назначена с дд.мм.гг года в <...> Молдавской ССР, то есть в республике, входившей в состав единого государства - СССР, имевшего единую денежную систему и единый порядок назначения государственных пенсий. В дд.мм.гг, при переезде из Молдавии в Россию, Ш. была назначена пенсия по законодательству Российской Федерации (за работу в районах Крайнего Севера, выплата которой была прекращена в дд.мм.гг, в связи с выездом за пределы РФ), из заработка за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг с применением повышенного отношения среднемесячного заработка, в момент действия соглашения от 10.02.1995 г. Суд считает, что размер пенсии по старости Ш. мог определяться на основании среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

При этом суд принимает во внимание Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств- республик бывшего СССР», утвержденные Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 г. № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств -республик бывшего СССР». В абз. 5 п. 12 раздела Ш рекомендаций указано, что по желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за период работы до 31.12.1991 г. Если заработок в рублях (СССР) за периоды до 1 декабря 1991 г. был учтен при назначении пенсии лицам, прибывшим из Молдовы и Грузии до вступления в силу Соглашения от 10 февраля 1995 года и от 16 мая 1997 года, то этот же заработок может быть учтен при оценке пенсионных прав указанных лиц. Пункт 10 данных Рекомендаций предусматривает, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств- республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Указанные рекомендации не отменены. Судом установлено, что Ш. работала в период с дд.мм.гг по дд.мм.гг на территории России, и в дд.мм.гг году ей назначалась пенсия из заработка за периоды до дд.мм.гг года.

Кроме того, из п. 6 указания Минсоцзащиты населения РФ от 18.01.1996 года № 1-1-У следует, что лицам, которым пенсия была назначена по законодательству РФ, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого - либо из государств - бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившемуся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, данные указания приняты в период действия Соглашения от 10.02.1995 г.

Доводы представителей ответчика об изменении правоприменительной практики в отношении оценки пенсионных прав граждан (переселенцев) из республики Молдова в связи с поступлением в их адрес письма Минздравсоцразвития России от 18.04.2006 года несостоятельны. Из указанного письма можно установить, что речь в нем идет о гражданах, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имели минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства другой стороны, куда они переселились. По мнению суда, указанный в письме случай не относится к истцу Ш., поскольку она имеет необходимый стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии по российскому законодательству. Кроме того, Ш. назначалась по российскому законодательству пенсия по старости в дд.мм.гг на территории РФ по справке за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка.

Между Правительством РФ и Правительством республики Молдова 10 февраля 1995 года было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которой в ступило в силу с 4 декабря 1995 года, согласно которому для установления права на пенсию, включая льготную, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств - республик бывшего СССР за время до распада СССР (31 декабря 1991 г) и после этой даты.

Отказ в назначении пенсии по старости с учетом среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд с 1977 года по 1982 год создает неравенство при реализации права на получение трудовой пенсии, что недопустимо в соответствии со ст. 19 Конституции РФ. Данный отказ привел к неправомерному ограничению права Ш. на социальное обеспечение, гарантированное ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.

Согласно нормам Соглашения от 10 февраля 1995 года, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из республики Молдова, назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации или признания в установленном порядке беженцем.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на назначение трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате за 60 месяцев подряд с дд.мм.гг по дд.мм.гг возникло у Ш. с дд.мм.гг, в связи с чем, с указанной даты трудовая пенсия Ш. должна быть назначена из заработной платы за 60 месяцев подряд с применением повышенного отношения среднемесячного заработка, предусмотренного п.п п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 г., поскольку Ш. имеет необходимую продолжительность страхового стажа в районах Крайнего Севера.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 данного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В силу ч. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, указанным лицам отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных данной статьей размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Требование истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

В соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1100 ГК РФ, суд может возложить обязанность денежной компенсации морального вреда на лицо, виновное в совершении действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, прямо предусмотренных законом.

В случае отказа в назначении и перерасчете трудовой пенсии федеральное законодательство не предусматривает компенсации морального вреда.

Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусматривает, что « поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности не допускается.

Поскольку основанием требования о взыскании компенсации морального вреда является нарушение имущественного права истца, отсутствует прямое указание закона на обстоятельства, изложенные истцом, как правовое основание удовлетворения заявленного требования, иск в части взыскания компенсации морального вреда, также удовлетворению не подлежит.

Частью 1 статьи 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом заявлено письменное ходатайство о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме 7000 рублей.

Адвокат Графская М.В. представляла интересы истца по ордеру № 008828 от 12 марта 2010 года ( л.д.32).

Как следует из материалов дела, за услуги адвоката истцом по квитанции от дд.мм.гг оплачено 7000 рублей, данная квитанция приобщена к материалам дела.

При определении размера возмещения расходов по оплате услуг представителя, суд считает необходимым ходатайство о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя подлежащим удовлетворению, и указанные расходы признает разумными пределами, учитывает, что дело рассмотрено в трех судебных заседаниях, участие представителя выразилось в даче объяснений по иску, представлении доказательств, и выступлении в судебных прениях. Суд принимает во внимание объем выполненной работы, а также исходит из продолжительности и степени сложности рассмотренного дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ГУ - УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинка в пользу Ш. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ш. удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управлению Пенсионного фонда в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области назначить Ш. трудовую пенсию по старости с учетом среднемесячной заработной платы за период с дд.мм.гг по дд.мм.гг с применением повышенного отношения среднемесячного заработка с дд.мм.гг.

Взыскать с ГУ - УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Ш. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 7000 рублей, а всего 7200 рублей.

В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А. Ульянова )