Дело N РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Собинка 24 мая 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего: Зеленовой Л.А. при секретаре: Кондратьевой Л.М. с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Кривовой О.В. представителя администрации Собинского района по доверенности К., представителя ответчика П.., представителя ОВО ОВД по Собинскому району по доверенности П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района, П. о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предупреждению терроризма, об обязании выделить денежные средства и устранить выявленные нарушения, УСТАНОВИЛ: Собинский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что истцом проводилась проверка соблюдения П. требований Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму». В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении отсутствуют необходимые условия для обеспечения требований антитеррористической защищенности, технической укрепленности и пожарной безопасности, что в свою очередь может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций - человеческим жертвам, пожарам. Согласно акту, составленному по результатам проверки, в образовательном учреждении необходимо заменить все двери на металлические, установить систему видеонаблюдения, установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, вместо сторожа установить пост ФГУП. С данными требованиями прокурор обратился в суд. В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил суд обязать администрацию Собинского района выделить денежные средства, а П. заменить входные двери на металлические, установить систему видеонаблюдения, вместо сторожа оборудовать объект охранной сигнализацией. Дополнительно пояснил, что во исполнение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Собинского района создана Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. На заседании Комиссии 14.04.2010 года утвержден «Регламент об инженерно-технических средствах противокриминальной защиты объектов здравоохранения и образования и их имущества от преступных посягательств». Согласно п. 6 Регламента к образовательным учреждениям предъявляются общие требования по оборудованию объекта стационарными кнопками тревожной сигнализации, охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения. В ходе проверки П. установлено, что необходимые условия для обеспечения антитеррористической защищенности, предусмотренные п.6 Регламента, в образовательном учреждении отсутствуют. В результате бездействия ответчиков в части непринятия мер по предупреждению терроризма нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель ответчика администрации Собинского района К. признала исковые требования в части выделения финансирования для устранения выявленных в П. нарушений требований Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму». Не согласилась с заявленным прокурором сроком выделения денежных средств. Пояснила суду, что в связи с финансово-экономическим кризисом бюджет муниципального образования Собинского района на 2010 год утвержден с дефицитом 7,4 млн. рублей, доходы и расходы бюджета снижены на 39,5 млн. рублей, дотационность бюджета муниципального образования Собинского района составила - 72,2 %, в подтверждение состояния финансов представила справку финансового управления. Указала, что решением Совета народных депутатов Собинского района Владимирской области от 25.04.2008 года № 55/4 была утверждена муниципальная программа «Безопасное образовательное учреждение» на 2008-2010 годы. Настоящей программой предусмотрена только установка кнопок тревожной сигнализации для всех образовательных учреждений Собинского района. Денежные средства на установление металлических дверей и системы видеонаблюдения в данную программу заложены не были. В виду сложившейся экономической ситуации в районе заявленный прокурором шестимесячный срок является не реальным и не позволит исполнить решение суда, в связи с чем просила увеличить срок финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования до 2011 года. Уточнила, что вопрос об оставлении сторожа при оборудовании учреждения охранной сигнализацией разрешается по усмотрению администрации и руководства МДОУ. Кроме того, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствуют нормативно-правовые акты регламентирующие обязательность технического оснащения объектов образования в антитеррористических целях. Представитель ответчика П. поддержала позицию представителя администрации Собинского района, пояснила суду, что в учреждении установлена кнопка тревожной сигнализации. Полагала, что нет необходимости в оборудовании детского сада охранной сигнализацией, если там остается сторож. Представитель третьего лица Отдела вневедомственной охраны ОВД по Собинскому району П. поддержал исковые требования прокурора, указал, что для обеспечения безопасности дошкольного учреждения необходимо установить либо охранную сигнализацию, либо пост ФГУП. Установка охранной сигнализации позволит сэкономить денежные средства, поскольку в ночное время присутствие сторожа в учреждении не требуется. Третье лицо - ОГПН Собинского района, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГПН Собинского района. Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях. В соответствии с. п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 3 ст. 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Как следует из п.6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования Суду представлена выписка из реестра муниципальной собственности Собинского района, согласно которой здание П. находится в муниципальной собственности Собинского района. В соответствии с договором №80 от 01.01.2006 года имущество П. закреплено за данным образовательным учреждением на праве оперативного управления. В силу п. 4 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Исходя из изложенного, ответчики наделены полномочиями на осуществление мероприятий по обеспечение антитеррористической защищенности П. принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции. В целях реализации полномочий Собинского района по участию в профилактике терроризма на территории Собинского района Постановлением Главы Собинского района №976 от 13.09.2006 года создана Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Согласно подп. «в» п. 2.1 Положения о Межведомственной комиссии задачами комиссии являются разработка и осуществление мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению террористических проявлений, организация взаимодействия правоохранительных органов и органов местного самоуправления по выполнению законодательства РФ в сфере борьбы с терроризмом. Во исполнение поставленных задач Комиссией 14.04.2010 года утвержден «Регламент об инженерно-технических средствах противокриминальной защиты объектов здравоохранения и образования и их имущества от преступных посягательств». Исходя из Регламента объекты образования муниципального района являются социально-значимыми объектами, ущерб которым, причиненный в результате реализации криминальных угроз, приобретет муниципальный или локальный масштаб, имеют 1 класс защиты. Согласно Регламента к объектам образования, имеющим 1 класс зашиты, предъявляются следующие требования: -по оборудованию объекта охранной сигнализацией; -по оборудованию объекта системами видеонаблюдения критических зон с записью отдельных кадров; -по оборудованию объекта деревянными дверями усиленной конструкции (обшитые стальным листом или укрепленные стальными полосами). Актом проверки состояния технической укрепленности и антитеррористической защищенности П. от 17.02.2010 года установлено, что в образовательном учреждении недостаточная оснащенность техническими средствами охраны и имеется необходимость в их дополнительной установке, а именно, необходимо заменить все двери на металлические, установить систему видеонаблюдения и пост ФГУП. В адрес заведующей П. прокуратурой 03.03.2010 года вынесено предупреждение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, суд находит установленным и подтвержденным материалами дела факт нарушения требований укрепленности и антитеррористической защищенности П. Разрешая требования прокурора в части замены входных дверей на металлические, суд приходит к следующему. Как следует из требований Регламента в дошкольном учреждении, имеющем 1 класс защиты, установка металлических дверей не обязательна. Между тем, из Акта уполномоченного органа от 17.02.2010 года следует, что в целях обеспечения надежной охраны объекта образования мероприятие по установке металлических дверей необходимо. Кроме того, ответчики в судебном заседании не высказали возражений против установки в образовательном учреждении металлических дверей. В связи с чем суд находит иск прокурора в данной части подлежащим удовлетворению. Требование прокурора в части установки в дошкольном учреждении системы видеонаблюдения подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку данное мероприятие предусмотрено Регламентом. Также из акта проверки следует, что дошкольное учреждение необходимо оборудовать постом ФГУП. Как установлено в судебном заседании, данное мероприятие не предусмотрено Регламентом. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель ОВО ОВД по Собинскому району, установка поста ФГУП в образовательном учреждении не является обязательной, для обеспечения антитеррористической защищенности П. достаточно оборудовать объект охранной сигнализацией. При указанных обстоятельствах требование прокурора об оборудовании П. охранной сигнализацией является законным и обоснованным. Однако, удовлетворяя данное требование, суд приходит к выводу, что вопрос о сохранении либо сокращении должности сторожа при оборудовании объекта охранной сигнализацией подлежит разрешению руководством дошкольного учреждения по его усмотрению, поскольку в силу п. 2.11 Устава П. учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров. В связи с чем требование прокурора об оборудовании объекта охранной сигнализацией вместо сторожа в части освобождения сторожа от исполнения обязанностей не подлежит удовлетворению В части требований об обеспечении финансирования суд приходит к следующему. В силу закона обязанность финансирования работ по обеспечению антетеррористической защищенности П. лежит на администрации Собинского района как собственнике имущества, переданного в оперативное управление данному образовательному учреждению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требования об обязании ответчика выполнить определенные действия, суд устанавливает срок их выполнения. Осуществление мероприятий по оборудованию П. техническими средствами антитеррористической защиты требует значительного финансирования со стороны учредителя, прокурор просит обязать администрацию выделить средства на указанные работы в течение шести месяцев со дня принятия решения. Обсудив доводы сторон в части установления срока для выделения средств и проведения работ, с учетом позиции администрации Собинского района о состоянии бюджета района на 2010 год и невозможности выделения незапланированных денежных средств, суд считает необходимым установить иные более длительные сроки для финансирования работ и их проведения. Принимая во внимание доводы представителя администрации Собинского района о том, что средства на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности дошкольного учреждения могут быть запланированы только в бюджете на 2011 год, суд считает возможным предоставить срок для выделения финансирования до 31 мая 2011 года. Кроме того, суд полагает необходимым установить срок для проведения самих работ по оборудованию дошкольного учреждения входными металлическими дверями, охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения. Учитывая особую важность данных мероприятий для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, суд определят срок три месяца с момента поступления денежных средств от администрации Собинского района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Обязать администрацию Собинского района до 31.05.2011 года выделить денежные средства П. для устранения выявленных нарушений. Обязать П. в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств от администрации Собинского района устранить выявленные нарушения: -заменить входные двери на металлические, -установить систему видеонаблюдения, -оборудовать объект охранной сигнализацией, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья