о понуждении к совершению действий



Дело № 2-646/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Собинка 15 июля 2010 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Ульяновой А.А.

при секретаре Нестеровой О.В.

помощника Собинского межрайонного прокурора Гоголевой А.В.

представителя ответчика Чурковой Н.П.

представителя третьего лица Рискова Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации пос. Ставрово Собинского района Владимирской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации пос. Ставрово Собинского района Владимирской области о понуждении к совершению действий - обязании разработать проект организации дорожного движения на территории муниципального образования поселок Ставрово.

В обоснование иска указал, что при проверке соблюдения администрацией пос. Ставрово федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что, в нарушение Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительным органом местного самоуправления не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения на автомобильные дороги на территории муниципального образования пос. Ставрово. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, как в границах населенных пунктов поселения, так и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения. Автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог, находится в ведении муниципального района, а также может быть в его собственности. В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью в данном законе понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статья

2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно - правовых, организационно - технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Согласно ст. 5, ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения: разрабатывают и утверждают в установленном порядке законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения : правила, стандарты, технические нормы и другие нормативные документы. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу требований ст. 21 данного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Организация дорожного движения представляет собой разработку, согласование и утверждение проектной документации по организации дорожного движения. В состав проекта организации дорожного движения включается размещение и наименование технических средств организации дорожного движения, указанное на схеме объекта проектирования и сопровождаемое спецификацией (дорожные знаки - нанесенная на схему улично-дорожной сети дислокация дорожных знаков, устанавливающих ограничения на направления движения по сети или на ее элементах; разметка; светофоры - нанесенная на ту же схему дислокация светофорных объектов; контролеры; ограждения; направляющие островки и островки безопасности). Согласно п. 1.4 Письма Федерального дорожного агенства РФ от 07.08.06 и МВД РФ от 02.08.06 г., которым утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами, который впоследствии его и утверждает. На территории Российской Федерации действует система национальных и государственных стандартов, требования которых являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В соответствии с положениями Устава муниципального образования п. Ставрово Собинского района Владимирской области в перечень вопросов местного значения п. Ставрово, входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах п. Ставрово, а также осуществление иных полномочий в области автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Несоблюдение федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «О безопасности дорожного движения» может повлечь создание аварийных ситуаций на автодорогах, блокирование движения транспортных средств, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, совершение дорожно - транспортных происшествий.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, Собинский межрайонный прокурор просил обязать администрацию п. Ставрово Собинского района Владимирской области разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги п. Ставрово в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию иска и уточнений к нему. Кроме того, пояснила, что в 2008 году администрация п. Ставрово неоднократно информировалась о допущенных нарушениях федерального, регионального и местного законодательства, вносились представления ОГИБДД ОВД по Собинскому району, а также прокуратурой Собинского района о сложившейся ситуации в области безопасности дорожного движения и необходимости разработки проекта организации дорожного движения. Однако, до настоящего времени меры по разработке проекта организации дорожного движения в п. Ставрово не приняты, что является недопустимым, так как приводит к невозможности осуществления мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. использования технических средств и конструкций по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог.

Представитель ответчика - администрации п. Ставрово иск Собинского межрайонного прокурора в части обязания разработки и согласования проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги п. Ставрово признал, требуемый срок по разработке и согласованию проекта полагает недостаточным, разумным считает срок для исполнения требований прокурора П квартал 2012 года. Считает, что прокурором не учтено, что на территории п. Ставрово утверждена, согласована с органами ГИБДД ОВД по Собинскому району и действует по настоящее время схема дислокации дорожных знаков, а в соответствии с Порядком разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, разработка данных проектов осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожного движения. Просила учесть, что в настоящее время Советом народных депутатов и администрации п. Ставрово проводятся мероприятия по изменению границ муниципального образования поселок Ставрово, в результате которых предполагается расширение поселка и соответственно увеличение протяженности дорог, входящих в границы поселка. Кроме того, внесены изменения в муниципальную программу «Приведение в нормативное состояние улично - дорожной сети и объектов благоустройства поселка Ставрово на 2009 - 2013 годы», которыми предусматривается разработка проекта организации дорожного движения на территории муниципального образования поселок Ставрово. Процедура по разработке проекта требует значительных материальных вложений и времени. Автомобильные дороги п. Ставрово находятся в пользовании администрации, в собственность не переданы, для оформления собственности необходимо изготовление технических паспортов, просила учесть данные обстоятельства, а также финансовые возможности. Полагает, что администрация пос. Ставрово не бездействует, а принимает меры по приведению дорожной сети в нормативное состояние в пределах обеспеченности финансовыми средствами.

Представитель третьего лица - ОГИБДД ОВД по Собинскому району исковые требования Собинского межрайонного прокурора поддержал. Пояснил, что в п. Ставрово проект организации дорожного движения отсутствует, о чем в адрес главы муниципального образования п. Ставрово начальником ОГИБДД ОВД по Собинскому району направлялось представление. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Статьями 21 и 23 Закона № 196-ФЗ установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221. В соответствии со ст. 46 № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» все требования государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Схема дислокации автомобильных дорог в п. Ставрово имеется, но не на все улицы, а только на три центральные, схема дислокации дорожных знаков не соответствует установленным стандартам.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Иск в части возложения обязанности разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги п. Ставрово ответчик признал.

В силу ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчик вправе иск признать.

Частичное признание иска ответчиком принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд не считает необходимым давать правовую оценку данным спорным правоотношениям, поскольку ответчик воспользовался своим правом на частичное признание иска, данное признание иска не ущемляет прав и законных интересов участников процесса, третьих лиц и государства, а в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Требования прокурора направлены на понуждение органов местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В силу ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Относительно срока возложения обязанности, с учетом доводов представителя ответчика, принимая во внимание сроки, установленные в муниципальной программе «Привидение в нормативное состояние улично - дорожной сети и объектов благоустройства поселка Ставрово на 2009 - 2013 годы», суд приходит к выводу об установлении срока для выполнения ответчиком возложенной обязанности до 1 апреля 2012 года.

В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу подпунктов 9,19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, прокурор и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования пос. Ставрово Собинского района Владимирской области разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги пос. Ставрово в срок до 1 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А. Ульянова )