Дело № 2-654/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Собинка 16 июля 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего Ульяновой А.А. при секретаре Нестеровой О.В. помощника Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н. представителя ответчика Трусова О.В. представителя третьего лица Рискова Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лакинска Собинского района Владимирской области о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л : Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Лакинска Собинского района Владимирской области о понуждении к совершению действий - обязании разработать проект организации дорожного движения на территории г. Лакинска. В обоснование иска указал, что при проверке соблюдения администрацией г. Лакинска федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что, в нарушение Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительным органом местного самоуправления не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения на автомобильные дороги на территории муниципального образования г. Лакинск. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, как в границах населенных пунктов поселения, так и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения. Автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог, находится в ведении муниципального района, а также может быть в его собственности. В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью в данном законе понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статья 2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно - правовых, организационно - технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Согласно ст. 5, ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения: разрабатывают и утверждают в установленном порядке законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения : правила, стандарты, технические нормы и другие нормативные документы. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу требований ст. 21 данного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Организация дорожного движения представляет собой разработку, согласование и утверждение проектной документации по организации дорожного движения. В состав проекта организации дорожного движения включается размещение и наименование технических средств организации дорожного движения, указанное на схеме объекта проектирования и сопровождаемое спецификацией (дорожные знаки - нанесенная на схему улично-дорожной сети дислокация дорожных знаков, устанавливающих ограничения на направления движения по сети или на ее элементах; разметка; светофоры - нанесенная на ту же схему дислокация светофорных объектов; контролеры; ограждения; направляющие островки и островки безопасности). Согласно п. 1.4 Письма Федерального дорожного агенства РФ от 07.08.06 и МВД РФ от 02.08.06 г., которым утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами, который впоследствии его и утверждает. На территории Российской Федерации действует система национальных и государственных стандартов, требования которых являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В соответствии с положениями Устава города Лакинска Владимирской области в перечень вопросов местного значения г.Лакинска, входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Лакинска, а также осуществление иных полномочий в области автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Несоблюдение федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «О безопасности дорожного движения» может повлечь создание аварийных ситуаций на автодорогах, блокирование движения транспортных средств, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, совершение дорожно - транспортных происшествий. В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, Собинский межрайонный прокурор просил обязать администрацию г. Лакинска разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Лакинска в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию иска и уточнений к нему. Кроме того, пояснила, что в 2008 году администрация г. Лакинска неоднократно информировалась о допущенных нарушениях федерального, регионального и местного законодательства, вносились представления ОГИБДД ОВД по Собинскому району, а также прокуратурой Собинского района о сложившейся ситуации в области безопасности дорожного движения и необходимости разработки проекта организации дорожного движения. Однако, до настоящего времени меры по разработке проекта организации дорожного движения в г. Лакинске не приняты, что является недопустимым, так как приводит к невозможности осуществления мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. использования технических средств и конструкций по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог. Представитель ответчика - администрации г. Лакинска иск Собинского межрайонного прокурора в части обязания разработки и согласования проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Лакинска признал, требуемый срок по разработке и согласованию проекта полагает недостаточным, разумным считает срок для исполнения требований прокурора до 1 августа 2011 года. Считает, что прокурором не учтено, что на территории г. Лакинска схема дислокации дорожных знаков не утверждена, муниципальная программа по безопасности дорожного движения находится в стадии разработки, в январе 2011 года будут проведены торги по разработке проекта, впоследствии необходимо время для разработки проекта и согласования с ГИБДД, в 2010 году денежные средства на разработку данного проекта не предусматривались, в связи с ухудшением финансового состояния. Процедура по разработке проекта требует значительных материальных вложений и времени. Представитель третьего лица - ОГИБДД ОВД по Собинскому району исковые требования Собинского межрайонного прокурора поддержал. Пояснил, что в г. Лакинске проект организации дорожного движения отсутствует, о чем в адрес главы муниципального образования г. Лакинск начальником ОГИБДД ОВД по Собинскому району направлялось представление. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Статьями 21 и 23 Закона № 196-ФЗ установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221. В соответствии со ст. 46 № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» все требования государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Схема дислокации автомобильных дорог в г. Лакинске не утверждалась. Постановлением главы Собинского района № 1638 от 11.11.2009 года «Об утверждении комплексной программы «Профилактика правонарушений и безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Собинский район на 2010 г. - 2012 г., по г. Лакинску предусмотрено разработать дислокацию дорожных знаков. До настоящего времени дорожные знаки в полном объеме на автомобильных дорогах г. Лакинска не установлены. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего. Иск в части возложения обязанности разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Лакинска ответчик признал. В силу ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе иск признать. Частичное признание иска ответчиком принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд не считает необходимым давать правовую оценку данным спорным правоотношениям, поскольку ответчик воспользовался своим правом на частичное признание иска, данное признание иска не ущемляет прав и законных интересов участников процесса, третьих лиц и государства, а в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Требования прокурора направлены на понуждение органов местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В силу ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено. Относительно срока разработки и согласования проекта организации дорожного движения, с учетом доводов представителя ответчика, суд приходит к выводу об установлении срока для выполнения ответчиком возложенной обязанности до 1 августа 2011 года. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу подпунктов 9,19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, прокурор и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать администрацию г. Лакинска собинского района Владимирской области разработать и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Лакинска в срок до 1 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: подпись (А.А. Ульянова )