Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Собинка 10 августа 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе судьи: Степановой И.В. при секретаре: Мешковой Г.Е. с участием прокурора: Кривовой О.В. представителя ответчика: Нестерова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО ПСХ «Лучинское» Собинского района о признании незаконным бездействия ответчиков, обязании ответчика возобновить надлежащее обеспечение питьевой водой жителей с. Лучинское, разработать программу производственного контроля; разработать рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм, у с т а н о в и л: Собинский межрайпрокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Лучинское Собинского района и лиц, пребывающих на территории указанного населенного пункта обратился в суд с вышеуказанным иском к ОАО «ПСХ «Лучинское» Собинского района по тем основаниям, что население с. Лучинское не обеспечено питьевой водой, т.к. артезианская скважина, принадлежащая ОАО «ПСХ «Лучинское» находится в нерабочем состоянии; не разработана программа производственного контроля; рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды; не приняты меры по устранению аварийной ситуации на сооружении системы водоснабжения /артезианская скважина/. В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Кривова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснив, что Собинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к питьевому водоснабжению населения на территории с. Лучинское Собинского района Владимирской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства о водопользовании в части обеспечения населения питьевой водой. С декабря 2009 года по настоящее время сложилась критическая ситуация по обеспечению жителей с. Лучинское Собинского района питьевой водой из-за аварийного состояния водопроводных сетей и артезианской скважины № 1, в виду их полного износа. Для возобновления обеспечения жителей с. Лучинское Собинского района питьевой водой требуется осуществление капитального ремонта водопроводных сетей и артезианской скважины № 1 в целом. Данные водопроводные сети и артезианская скважина № 1 состоят на балансе ОАО «ПСХ «Лучинское». 9 июня 2010 года Собинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обеспечении населения ул. Новая, с. Лучинское питьевой водой, в ходе которой составлен акт № 15 от 09.06.2010 по выявленным нарушениям. Однако, до настоящего времени жители с Лучинское Собинского района не обеспечены услугой по водоснабжению, поскольку ремонтные работы водопроводных сетей и артезианской скважины № 1 не осуществляются и средств, необходимых для их проведения не имеется. Эксплуатацию водопроводных систем, используемых для питьевого водоснабжения населения, в с. Лучинское осуществляет ОАО «ПСХ «Лучинское» Собинского района, она просит признать незаконным бездействие ответчиков, обязать ответчика возобновить надлежащее обеспечение питьевой водой жителей с. Лучинское, разработать программу производственного контроля; разработать рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм. Представитель ответчика - ОАО «ПСХ «Лучинское» Собинского района Нестеров А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования Собинского межрайпрокурора признал в полном объеме, пояснив, что собственником артезианской скважины № 1 является МРСК «Центр и Приволжье», три скважины в числе прочих 46 объектов преданы на баланс и обслуживание ОАО «ПСХ «Лучинское». Артезианские скважины № 1 и 2 находятся в самой высшей точке с. Лучинское, обеспечивают питьевой водой производственную и жилую зоны, третья скважина обеспечивает питьевой водой только производственную зону. Первая и вторая скважины вышли из строя; первая скважина вышла из строя в декабре 2009 года, т.к. в ней сгорел глубинный насос, при установке нового насоса было обнаружено, что все трубы прогнили, в результате чего подача питьевой воды на производственную зону осуществлялась с третьей скважины, на жилую зону подача воды не осуществлялась. К моменту рассмотрения спора подача питьевой воды на жилую зону с. Лучинское осуществляется с третьей скважины, при слабом давлении; для дополнительного водоснабжения оборудован колодец. В настоящее время устранено 7 прорывов на водопроводе; ответчиком закуплены глубинные трубы, начаты работы по монтированию данных труб, которые будут завершены до 15 августа 2010 года. Поскольку требований по разработке программ производственного контроля и рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, ранее не было, в настоящее время программы не разработаны, будут разработаны к концу третьего квартала текущего года. Бездействие ответчика вызвано тяжелым финансовым положением, убыточностью производства, что он просит учесть при рассмотрении спора. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. ст. 18, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Согласно п.п. 4.1-4.3, 4.7 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом установленных санитарными правилами требований. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды. В соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ОАО «ПСХ «Лучинское» зарегистрировано в качестве юридического лица с 27 июня 2003 года л.д.12/. Согласно п.п. 29, 32 Перечня имущества ОАО «Владимирэнерго», передаваемого в качестве вклада в Уставный капитал ОАО «ПСХ «Лучинское» последнему переданы водопровод и артскважина № 1, в настоящее время указанные объекты находятся на балансе ответчика, он осуществляет эксплуатацию водопроводных систем, используемых для питьевого водоснабжения населения, несет обязанности по их содержанию и ремонту л.д.5, 13/. В соответствии с информационной справкой о нарушениях, выявленных в ходе проверки ОАО «ПСХ «Лучинское» территориальным отделом Роспотребнадзора в Петушинском и Собинском районах от 16 июня 2010 года в нарушение пунктов 1.3, 2.4, и 2.5 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества» - население с. Лучинское не обеспечено питьевой водой, поскольку артезианская скважина находится в нерабочем состоянии; ответчиком не разработана программа производственного контроля; рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды; не приняты меры по устранению аварийной ситуации на сооружении системы водоснабжения /артезианская скважина/ л.д.9/. Согласно объяснениям и.о. генерального директора ОАО «ПСХ «Лучинское» Нестерова А.И. от 17 июня 2010 года денежные средства на капитальный ремонт данной скважины отсутствовали, меры по устранению аварийной ситуации начали применяться в июне 2010 года л.д.14/; указанные обстоятельства подтверждаются документами на приобретение труб и актами на выполнение работ, датированными июнем и июлем 2010 года. Программа производственного контроля и рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды в ОАО «ПСХ «Лучинское» по признанию представителя отсутствует до настоящего времени, мероприятия по их разработке осуществляются, программы будут разработаны и утверждены в сентябре 2010 года. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что с декабря 2009 года - момента выхода скважины № 1 в с. Лучинское из строя и прекращения подачи питьевой воды населению до июня 2010 года имело место бездействие ОАО «ПСХ «Лучинское», выразившееся в невыполнении своих обязанностей по организации, обеспечению и контролю за снабжением населения питьевой водой, в связи с чем суд признает необходимым иск прокурора удовлетворить в полном объеме. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при удовлетворении иска суд признает необходимым взыскать с ответчиков госпошлину в госдоход, поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины при предъявлении иска. С учетом тяжелого финансового положения ОАО «ПСХ «Лучинское» суд считает необходимым снизить размер госпошлины до 1000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Собинского межрайпрокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие ОАО «ПСХ «Лучинское» Собинского района Владимирской области, выразившееся в непринятии действенных мер по устранению аварийной ситуации на сооружении системы водоснабжения - артезианской скважине № 1 расположенной в с. Лучинское Собинского района. Обязать ОАО «ПСХ «Лучинское» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу возобновить обеспечение жителей с. Лучинское питьевой водой с артезианской скважины № 1. Обязать ОАО «ПСХ «Лучинское» в срок до 30 сентября 2010 года разработать программу производственного контроля и рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм. Взыскать с ОАО «ПСХ «Лучинское» госпошлину в госдоход в размере 1000 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья подпись /И.В. Степанова/