О возложении обязанности. Решение по делу № 2-318/10 от 13.04.2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Собинка 13 апреля 2010 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Кондратьевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Кировой О.Ю.,

с участием помощника Собинского межрайонного прокурора М.,

представителя Администрации Собинского района К.Н.

представителя ответчика МОУ Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах прав несовершеннолетних, обучающихся в МОУ к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе NN ... и Администрации Собинского района об обязании привести школьный автобус в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98,

У С Т А Н О В И Л:

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетних, обучающихся в МОУ с вышеуказанным иском, при этом указал, что в МОУ в целях обеспечения общеобразовательного процесса используется автобус ПАЗ-NN, государственный номер NN. Данное транспортное средство было проверено на соответствие требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». По результатам проверки установлено, что автобус, принадлежащий на праве оперативного управления МОУ не соответствует требованиям указанного ГОСТа. Так, в нарушение требований п. 4.5.17 ГОСТ Р 51160-98 рабочее место водителя автобуса не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; п. 4.4.3 вход и выход из автобуса не оборудован дополнительными подножками, для того, чтобы высота первой ступеньки от уровня дороги составляла не менее 25 см; п. 4.5.18 двигатель не оборудован системой ограничения максимальной скорости до 60 км\ч; п.п. 4.5.20 и 4.5.24 автобус не окрашен в желтый цвет, отсутствуют надписи «ДЕТИ»; п. 4.5.7 не установлено наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей в салон; п. 4.5.16 в салоне автобуса отсутствует переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; п. 4.5.9 сиденья не оборудованы ремнями безопасности и замками к ним. При наличии указанных нарушений эксплуатация данного транспортного средства может повлечь за собой неблагоприятные последствия. О фактах несоответствия транспортного средства, предназначенного для перевозки детей, Администрации Собинского района и директору учреждения известно, однако, каких-либо действенных мер по устранению имеющихся нарушений не принято. Бездействие администрации Собинского района и руководства МОУ ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в МОУ в связи с чем, прокурор просит обязать Администрацию Собинского района выделить денежные средства для приведения автобуса в надлежащее состояние, а МОУМОУ обязать привести школьный автобус в соответствие с требованиями ГОСТа, а именно: оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; обеспечить внешнюю подкраску автобуса в желтый цвет с нанесением на всех сторонах кузова надписи «ДЕТИ»; оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним; оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками; установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости; установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей.

В процессе производства по делу прокурор уточнил исковые требования, в части сроков выделения денежных средств и приведения автобуса в соответствие с требованиями ГОСТа, просил обязать Администрацию Собинского района выделить денежные средства для дооборудования автобуса в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МОУ в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Администрацией Собинского района привести автобус ПАЗ-NN, государственный номер NN в соответствие с требованиями ГОСТа Р 51160-98, выполнив следующие работы: оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним; оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками; установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости; установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей.

В судебном заседании помощник прокурора М. исковые требования поддержала в уточненном виде, просила их удовлетворить; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила, дополнив, что в 2008-2009 г.г. совместно с ОГИБДД ОВД по Собинскому району проводились проверки транспортного средства (автобуса), предназначенного для перевозки детей используемого в МОУ. По итогам проверок были выявлены несоответствия требованиям ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». О факте наличия несоответствия транспортного средства, предназначенного для перевозки детей, Администрации Собинского района и директору МОУ известно, прокурором в их адрес вносились представления об устранении нарушений. Факт несоответствия требованиям ГОСТа ответчиками не оспаривается, в связи с чем, она просит обязать выполнить все указанные в исковом заявлении меры в уточненные сроки.

Представитель ответчика Администрации Собинского района по доверенности К.Н. исковые требования Собинского межрайонного прокурора в части необходимости приведения школьного автобуса в соответствие с требованиями ГОСТа признала. В остальной части иск не признала, пояснив, что данные автобусы выпускаются Павловским автомобильным заводом, согласно сообщению ООО ориентировочная стоимость работ по предъявленным требованиям прокурора, составляет 700 тыс. руб. Если при осмотре автобуса будут выявлены иные технические недостатки, которые потребуют устранения, то стоимость работ увеличится до 1 млн. руб., при этом стоимость нового автобуса составляет 1200000 руб. В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы» в нее не включены средства необходимые для приведения школьных автобусов в соответствие с ГОСТом Р 51160-98. Следующая программа будет формироваться на 2011-2015 г.г., в которую будут заложены средства на указанные прокурором цели. С учетом изложенного она просит установить более длительный срок для исполнения требуемых прокурором действий, поскольку администрация не сможет выполнить финансирование в 2010г.

Директор МОУМОУ Ж. исковые требования Собинского межрайонного прокурора в части необходимости дооборудования автобуса признала, пояснив, что данный автобус эксплуатируется МОУ с дд.мм.гг года. Школа нуждается в транспортном средстве, поскольку учащиеся не обучаются в здании Л. школы NN, они доставляются в разные школы, так как МОУ находится в аварийном состоянии. Одновременно пояснила, что самостоятельно, без средств из районного бюджета, работы не могут быть выполнены, поэтому поддерживает позицию представителя администрации района и просит установить разумный срок для выполнения решения.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Собинскому району, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; сведений о причине неявки не представил. Суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие третьего лица.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 38 Конституции РФ определяет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

В соответствии с ч. 2 ст. 39 указанного Закона объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Согласно «Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года», утвержденной приказом Минобразования РФ от 11.02.02 № 393, Правительство РФ предполагает осуществить меры для бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; обучения и в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движении - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий снижение тяжести их последствий. Основными принципами безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федеральной закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств определены в ст.20 ФЗ № 196-ФЗ. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.

В соответствии с пунктом 3.1 данного Положения техническое состояние и оборудование автобусов должно отвечать установленным требованиям, безопасности движения.

Во исполнение положений о нормативном урегулировании безопасности дорожного движения принят государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (с изм. от 23.05.2003, 29.10.2007).

Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. В соответствии с п.4.1 автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявленным к транспортным средствам категории М 2 и М 3 по ГОСТ 52051 с учетом требований настоящего стандарта.

Пунктом 4.5.17 ГОСТ 51160-98 установлено, что рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

В соответствии с п.4.4.3 ГОСТ Р 51160-98 высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола.

Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч согласно п.4.5.18 ГОСТ Р 51160-98.

В соответствии с п.4.5.7 ГОСТ Р 51 160-98 водитель, находящийся на своем сиденье, должен контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система «видеокамера-монитор», система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковыми и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей согласно п.4.5.16 ГОСТ Р 5 1160-98.

Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления в соответствии с п.4.5.9 ГОСТ Р 5 1160-98.

В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно Устава Собинского района учредителем всех школьных образовательных учреждений Собинского района является Администрация Собинского района в лице комитета по образованию администрации Собинского района.

Пунктом 1.2 Положения о комитете по образованию администрации Собинского района (в ред. от дд.мм.гг) комитет является структурным подразделением администрации Собинского района, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Основными задачами Комитета по образованию являются: обеспечение и защита конституционных прав граждан на образование, обеспечение и соблюдение федерального законодательства и законодательства Владимирской области в сфере образования на территории района, осуществление комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей и подростков, учащихся.

В целях обеспечения образовательного процесса в МОУ используется автобус ПАЗ -NN ....

Данное транспортное средство дд.мм.гг года было проверено на соответствие требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». По результатам проверки установлено, что данный автобус не соответствует требованиям ГОСТа Р 51160-98 Государственного стандарта РФ «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» л.д. 7/.

Так, в нарушение п.4.5.17 ГОСТ Р 51160-98 рабочее место водителя автобуса ПАЗ -32053 ..., принадлежащий на праве оперативного управления МОУ NN ...» не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; п. 4.5.9 сиденья не оборудованы ремнями безопасности и замками к ним; п.4.4.3 вход и выход из автобуса не оборудован дополнительными подножками; п.4.5.18 двигатель не оборудован системой ограничения максимальной скорости; п.4.5.16 в салоне автобуса отсутствует переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью; п.4.5.7 не установлено наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей в салон.

Транспортные средства (автобусы), предназначенные для перевозки детей, являются источниками повышенной опасности, в совокупности со своим предназначением (перевозка детей) степень опасности указанных транспортных средств и, соответственно, степень ответственности, повышаются многократно. При наличии вышеуказанных нарушений эксплуатация транспортных средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении несовершеннолетних граждан.

О факте наличия несоответствий транспортного средства (автобуса), предназначенного для перевозки детей Глава Собинского района уведомлен направленным в его адрес представлением Собинского межрайпрокурора от дд.мм.гг года «Об устранении нарушений законодательства о техническом состоянии детских автобусов» л.д. 8/. Директор МОУ NN ...» также был уведомлен направленным в его адрес представлением Собинского межрайпрокурора от дд.мм.гг года «Об устранении нарушений законодательства о техническом состоянии детских автобусов» л.д. 11/. Администрацией Собинского района представление рассмотрено, из ответа исполняющего обязанности Главы района следует, что рабочее место водителя автобуса не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, поскольку на переоборудование автобуса необходимы финансовые затраты, которые не предусмотрены бюджетом 2009 года. Приказом от дд.мм.гг года NNк руководитель МОУ привлечен к дисциплинарной ответственности.

Бездействие Администрации Собинского района и руководства МОУ ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в МОУ

С учетом изложенного, суд признает необходимым иск удовлетворить в полном объеме, как по перечню работ, так и по срокам их проведения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Собинского района выделить денежные средства в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для приведения автобуса ПАЗ-NN, государственный номер NN в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98.

Обязать МОУ в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Собинского района привести автобус ПАЗ-NN, государственный номер NN в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, а именно:

-оборудовать автобус внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой;

-оборудовать сиденья ремнями безопасности и замками к ним;

-оборудовать вход и выход из автобуса дополнительными подножками:

-установить в двигатель систему ограничения максимальной скорости;

-установить в салоне переговорное устройство пассажиров с водителем с обратной связью;

-установить справа наружное зеркало для осмотра выдвижной дополнительной подножки при посадке детей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.В.Кондратьева