Об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. Решение по делу №2-913/2010 от 27.09.2010г.



Дело № 2-913/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Собинка 27.09.2010 г.

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Ульяновой А.А.

при секретаре Рыбаковой С.И.

с участием : заявителя Малаховского С.П.

представителя СНД г. Лакинска Трусова О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Малаховского Семена Павловича об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

16.09.2010 г. Малаховский С.П., являясь депутатом Совета народных депутатов г. Лакинска, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в лице Совета народных депутатов г. Лакинска, просил обязать СНД г. Лакинска незамедлительно избрать из своего состава главу и заместителя главы г. Лакинска (муниципального образования) в порядке, установленном регламентом СНД (пункты 2,4,10 ст. 24 Устава г. Лакинска). Исходя из конституционного принципа недопустимости нарушения стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти (местного самоуправления), решение суда просил обратить к немедленному исполнению.

В обоснование своих требований указал, что 16.10.2005 года главой города Лакинск был избран Фадейчев Л.В., и он, в числе прочих избирателей, наделил его властными полномочиями на 4 года 5 месяцев до марта 2010 года, который был продлен на 12 месяцев, до марта 2011 года, на основании закона Владимирской области № 52-ОЗ от 09.06.2009 г. На основании распоряжения № 5-р от 4 февраля 2010 г. «О досрочном прекращении полномочий» глава г. Лакинска Фадейчев Л.В. с 05.02.2010 года убыл в отставку по собственному желанию. В силу требований ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в случае досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления ( коим является глава города Лакинска в одном лице, в силу ст. 20 устава г. Лакинска), влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее, чем за шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом день голосования на таких выборах не связан с одним из двух дней, установленных ст. 10 данного Закона. Досрочные выборы главы г. Лакинска должны быть назначены СНД не позднее, чем на 1 августа 2010 года, и сроки для этого истекли. Однако, СНД г. Лакинска решением № 38/7 от 12.05.2010 г. внес изменения в Устав г. Лакинска, существенно изменившие структуру и порядок избрания главы муниципального образования, изменения в Устав зарегистрированы 13 мая 2010 г., и вступили в силу со дня официального опубликования в газете «Доверие» от 14 мая 2010 года. В соответствии с внесенными изменениями в Устав, глава и заместитель главы муниципального образования избираются из состава СНД, а администрацией руководит глава администрации МО г. Лакинск, на контрактной основе, назначаемый по конкурсу (ст.ст. 24,27 и 31.1. действующего Устава г. Лакинска). В соответствии с п. 8 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, изменения и дополнения, внесенные в Устав, изменяющие полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу с момента официального опубликования. Аналогичная норма заложена в действующем Уставе г. Лакинска (ч.3 ст. 23 и ч. 1 ст. 40). Конституционный суд неоднократно отмечал о недопустимости нарушения стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти, что является одной из гарантий осуществления местного самоуправления. Однако, с 14 мая 2010 года по настоящее время, ни глава, ни зам. главы города, не избраны из состава СНД вопреки требованиям действующего Устава города. Полномочия по управлению Советом и городом осуществляют лица, должности которых не соответствуют Уставу г. Лакинска (нелегитимные). Действующим Уставом г. Лакинска установлено, что глава МО г. Лакинск исполняет полномочия председателя СНД, а не наоборот, и глава избирается СНД из своего состава.

В соответствии с постановлением избирательной комиссии МО г. Лакинск № 27 от 11.10.2009 г. он избран депутатом СНД г. Лакинска на дополнительных выборах по одномандатному округу № 8. Бездействие СНД, который не выносит на рассмотрение вопрос об избрании главы МО г. Лакинск из состава СНД, не только нарушает его право избирать главу г. Лакинска, как депутату, но, и не дает ему возможности быть избранным в орган местного самоуправления (кем является в одном лице глава МО г. Лакинск в соответствии с Уставом). Длящееся бездействие СНД нарушает его право быть избранным в соответствии с частью 2 ст. 32 Конституции РФ.

24.09.2010 г. Малаховский С.П., в дополнение к первоначальному заявлению, представил в суд заявление, в котором указал, что он не обжалует незаконные действия СНД, в результате которых его права могли быть нарушены или могла появиться угроза ущемления его прав, он обжалует бездействие СНД. Он не обращался в СНД с заявлением о проведении выборов главы из состава СНД. Необходимость его обращения в СНД по какому – либо вопросу была бы обязательной, если бы вопрос касался непосредственно его (досудебный порядок урегулирования спора). В данном случае избрание главы МО затрагивает прямо или опосредовано права неопределенного круга лиц. Предмет спора не является локальным.

В судебном заседании Малаховский С.П. заявление поддержал, просил удовлетворить, дал объяснения, аналогичные содержанию заявления и дополнения к нему. Пояснил, что в соответствии с правовой позицией, выраженной судебной коллегией по гражданским делам Владимирского областного суда он является надлежащим заявителем по данному делу, поскольку избран депутатом СНД г. Лакинска, и бездействие Совета, который не выносит на рассмотрение вопрос об избрании главы МО из состава СНД, нарушает его право избирать главу г. Лакинска как депутату, и не дает возможности быть избранным главой МО. Для признания бездействии незаконным имеется совокупность необходимых условий, нарушение его прав доказано. Длящееся бездействие СНД нарушает его право быть избранным в соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ. Совет в силу закона обязан избрать Главу муниципального образования. На бездействие Совета он обращался в прокуратуру. Собинским межрайонным прокурором в адрес председателя Совета народных депутатов г. Лакинска направлялось предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства РФ о местном самоуправлении и бездействия в проведении выборов главы города Лакинска из Состава Совета народных депутатов города Лакинска, но предостережение выполнено не было. Наличие председателя Совета народных депутатов г. Лакинска и его заместителя, полномочия которых не прекращены, не может служить препятствием для избрания Главы муниципального образования. Нормы Трудового кодекса РФ в отношении председателя СНД неприменимы, поскольку это выборная должность. Досрочное прекращение полномочий председателя СНД регулируется Федеральным законом № 131-ФЗ.

Представитель СНД г. Лакинска с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, представил письменный отзыв на заявление, полагает, что права заявителя, являющегося депутатом СНД, не нарушены. Малаховский не реализовал предусмотренные права, как депутат. Совет народных депутатов – представительный орган, состоит из депутатов, одним из которых является Малаховский. 2011 года будут проведены очередные выборы в Совет народных депутатов города, из состава являться препятствием для изПояснил суду, что изменения, внесенные в Устав решением № 38/7 от 12 мая 2010 года в части изменения порядка избрания главы, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанный правовой акт, то есть после избрания депутатов следующего созыва в марте 2011 года., что 16.10.2005 г. Главой муниципального образования город Лакинск был избран Фадейчев Л.В., который с 05.02.2010 г. ушел в отставку по собственному желанию. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Устава города Лакинска, действовавшего на период отставки Фадейчева, исполнение обязанностей Главы муниципального образования было возложено на первого заместителя Главы. Решением СНД города Лакинска от 12.05.2010 года были внесены изменения и дополнения в Устав города Лакинска, изменяющие порядок избрания и назначения органов местного самоуправления муниципального образования, вступившие в силу 14.05.2010 г. По действующему Уставу, полномочия председателя Совета народных депутатов исполняет глава муниципального образования, избранный Советом народных депутатов из своего состава. Работу Совета народных депутатов организует глава муниципального образования, который избирается на первом заседании. Порядок избрания главы муниципального образования определяется регламентом Совета народных депутатов. В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 20 Устава, МО входят : Совет народных депутатов МО г. Лакинск – представительный орган МО г. Лакинск, Глава муниципального образования г. Лакинск - высшее должностное лицо МО г. Лакинск, Администрация МО г. Лакинск – исполнительно – распорядительный орган МО г. Лакинск. В соответствии с положениями ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава является выборным должностным лицом местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия, как правила, на непостоянной основе. В части 10 статьи 40 данного ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований, в случае наступления которых депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления может прекратить свои полномочия. Поскольку председатель Совета народных депутатов и его заместитель являются выборными должностными лицами представительного органа местного самоуправления, на них распространяются положения вышеуказанных статей ФЗ № 131-ФЗ, в связи с чем, избрание главы города, а соответственно и председателя Совета народных депутатов города Лакинска, в настоящее время является незаконным. Пункт 2 ст. 30 Устава муниципального образования устанавливает, что администрацией муниципального образования, т.е. органом местного самоуправления, руководит глава администрации муниципального образования. Главой администрации муниципального образования является лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок полномочий Совета народных депутатов муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации. Часть 9 п. 2 ст. 23, ч.3 ст. 31.1 Устава, дополненная решением Совета народных депутатов № 38/7 от 12.05.2010 г. устанавливают, что назначение главы администрации и утверждение условий его контракта относятся к компетенции Совета народных депутатов города Лакинска. В соответствии с п. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, Совет народных депутатов города Лакинска правомочен утверждать условия контракта и назначать главу администрации муниципального образования только со следующего созыва, в настоящее время, данное должностное лицо органа местного самоуправления, не имеет правовых оснований для функционирования. Избрание Главы города и его заместителя в условиях действующего председателя Совета народных депутатов, а также в отсутствии главы администрации муниципального образования, приведет к нарушению структуры органов местного самоуправления города Лакинска, что противоречит ст. 20 Устава муниципального образования, а также п.7 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ. Доводы заявителя считает необоснованными, поскольку отсутствует нарушение прав. Предостережение прокурора не было выполнено, поскольку оно не носит обязательного характера, не является протестом, либо представлением, к тому предостережение впоследствии было отозвано. Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и свобод. Малаховский, как депутат, не ставил перед Советом вопрос об избрании Главы муниципального образования.

Заслушав заявителя, представителя СНД г. Лакинска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие ), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Исходя из положений ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возложены на орган или лиц, чьи решения, действия (бездействия) обжалуются.

Вместе с тем, заявитель не освобождается от обязанности доказывания факта нарушения прав и свобод в результате совершения оспариваемых решений, действий либо бездействия.

Для признания решений, действий или бездействия незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 3 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных сил Российской федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно Уставу города Лакинска, Совет народных депутатов МО г. Лакинск – представительный орган муниципального образования город Лакинск. Совет народных депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых жителями муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области, и Уставом. Полномочия Совета народных депутатов начинаются со дня первого заседания и прекращаются со дня признания выборов Совета народных депутатов нового созыва состоявшимися.

В силу ст. ст. 6, 8 Регламента Лакинского городского Совета народных депутатов, деятельность депутатов городского Совета основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Каждый депутат имеет право предлагать вопросы для рассмотрения на заседании городского Совета народных депутатов, ставить вопросы о внесении на рассмотрение городского Совета проектов, в т.ч. о внесении изменений в действующие решения; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений городского Совета. Работа городского Совета народных депутатов строится на основе перспективного(годового) и текущего (квартального) планов, которые утверждаются Советом.

В силу ст.ст. 29, 30 Регламента Лакинского городского Совета народных депутатов очередные заседания городского Совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже двух раз в месяц. Внеочередные заседания городского Совета созываются председателем городского Совета по его инициативе; по требованию 1/3 от установленного числа депутатов городского Совета; по требованию главы муниципального образования города Лакинска.

Из заявления и объяснения Малаховского С.П. следует, что он избран депутатом Лакинского городского Совета.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Лакинск № 27 от 11.10.2009 г. об определении общих результатов по дополнительным выборам депутата в Совет народных депутатов муниципального образования город Лакинск.

Малаховский С.П., являясь депутатом Лакинского городского Совета, обжалует бездействие Лакинского городского Совета, который не выносит на рассмотрение вопрос об избрании главы муниципального образования г. Лакинск из состава СНД, что, по его мнению, нарушает его право как депутату избирать главу МО, и не дает возможности быть избранным в орган местного самоуправления.

Следовательно, Малаховский С.П., депутат Лакинского городского Совета, обжалует бездействие органа – Совета, в состав которого избран, что законом прямо не предусмотрено, и не может рассматриваться судом по правилам главы 25 ГПК РФ.

Фактически Малаховский обжалует и свое бездействие, поскольку Совет является представительным органом, и состоит из депутатов.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Малаховский, являясь депутатом, не ставил для рассмотрения вопрос об избрании главы МО на заседание Совета, что им не отрицается.

Утверждение Малаховского о том, что избрание главы МО затрагивает прямо или опосредовано права неопределенного круга лиц, также не дает ему право обращаться с вышеуказанным заявлением, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ, граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом, однако, депутату данное право не предоставлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу.

В силу п. 1 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего кодекса.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Руководствуясь ст. 220 ч. 1 ГПК РФ, судья

о п р е д е л и л :

Производство по делу по заявлению Малаховского Семена Павловича об оспаривании бездействия органа местного самоуправления прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись (А.А. Ульянова )