Дело № 2-1163/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2010 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего Зеленовой Л.А. при секретаре Кондратьевой Л.М., с участием истца Сухарикова М.Б., представителя истца Аблязовой М.Д., представителя ответчика Фенске В.Г., рассмотрев в судебном заседании в г.Собинка дело по иску Сухарикова М.Б. к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г.Собинке о включении в специальный трудовой стаж отдельных периодов работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Сухариков М.Б. обратился в суд с иском, в обоснование требований указал, что письмом УПФ РФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Учреждение пенсионного фонда отказалось зачесть в специальный стаж его работы период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 19.11.1986 года по 11.05.1988 года, с указанным решением он не согласен, полагает данный период дожжен быть включен в специальный стаж. В судебном заседании Сухариков М.Б. поддержал доводы искового заявления, пояснил, что работал учителем до призыва в армию и после возвращения со службы, иной деятельностью, кроме педагогической, не занимался. В учреждении пенсионного фонда 27.10.2010 года ему не дали бланк заявления о назначении пенсии, а предложили написать заявление на оценку прав. Он не стал спорить и заполнил тот бланк, какой ему дали. Представитель истца Аблязова М.Д. пояснила суду, что истец проходил службу в армии в период действия Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397, которое позволяло засчитывать в специальный стаж службу по призыву. Прекращение действия указанного нормативного акта на день обращения истца за пенсией не должно расцениваться судом против истца, поскольку Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П указал на сохранение за гражданами ранее приобретенных прав на пенсионное обеспечение, в том числе и после введения нового пенсионного регулирования. Представитель ответчика УПФ РФ в Собинском районе и г.Собинка Фенске В.Г. в суде исковые требования не признал, пояснил, что право истца на назначение пенсии по льготным основаниям рассматривалось в соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 Согласно п.2 ст.31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как и другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Пунктом 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах и обучения в высших военных учебных заведениях не предусмотрены. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516. в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ, которые не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Ссылку истца на Постановление Совета Министров №1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ №953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». На день прекращения действия Постановления №1397 истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Исковые требования в части возложения обязанности на УПФР назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения, также не признал, пояснил, что у истца на день обращения в пенсионный фонд не имелось всех необходимых документов. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В силу ст.19 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций, Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и закреплено в ст.39 Конституции РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам. осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно п.3 «Правил» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в «Списке должностей и учреждений …» В соответствии с указанными нормами суд считает, что действующим федеральным законодательством не установлены ограничения для пенсионного обеспечения по выслуге лет гражданам, работающим в сфере образования. Прохождение истцом службы по призыву в Советской Армии в период 19.11.1986 года по 11.05.1988 года подтверждается сведениями военного билета и не оспаривается сторонами. В соответствии с записями в трудовой книжке истца (л.д. 7) до службы в армии с 15.08.1985 года и непосредственно за ней с 02.06.1988 года следует трудовая деятельность истца в должности учителя Ставровской средней школы. Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79), об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №463 Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие доведения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» В указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии п. «г» п.1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным Постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 данного Положения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Кроме того, федеральный закон №173 ФЗ от 17.12.2001 года допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл.6 указанного Закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Закона. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающему по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.2,7, 17, 18, 19. 54 ч.1, 55 ч.2 Конституции РФ. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что период службы истца в Советской армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Обсуждая требования о назначении пенсии со дня обращения за ней 27.10.2010 года, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истец обратился в учреждение Пенсионного фонда за назначением пенсии, однако, по инициативе работников УПФ, ему не была предоставлена возможность заполнить заявление о назначении пенсии, а было предложено написать заявление об оценке права на льготную пенсию. Истец не имел возможности написать заявление на ином форменном бланке, поэтому суд при оценке доказательств исходит из действительного волеизъявления истца, которое было направлено на написание заявления на назначения пенсии и не реализовано истцом по независящим от него обстоятельствам. На день представления документов в учреждение пенсионного фонда истцом не приложена к пакету документов справка о нахождении Толпуховской средней общеобразовательной школы в сельской местности - на территории Толпуховского сельского поселения Собинского района, указанный недостаток мог быть исправлен истцом незамедлительно, однако ему не было предложено представить данный документ и в течение двух недель со дня поступления заявления 15.11.2010 года дан ответ об отсутствии у него права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Указанная справка Толпуховской сельской администрации получена истцом 16.11.2010 года, приложена к исковому заявлению, в связи с чем при определении периода, с которого должна быть назначена пенсия, суд определяет его датой подачи заявления в УПФ 27 октября 2010 года. На основании изложенного суд находит исковые требования Сухарикова М.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Сухарикова М.Б. удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г.Собинка включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Сухарикова М.Б. период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 19.11.1986 года по 11.05.1988 года. Признать за Сухариковым М.Б. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г.Собинка назначить Сухарикову М.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 27.10.2010 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья