Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Собинка 9 февраля 2011 г. Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего: Семенова А.В. при секретаре: Бусуриной Е.А. с участием заявителя Кочневой Н.В. представителя заявителя Кочнева Л.М. представителей Территориальной избирательной комиссии Чижовой С.В. Турочкиной А.Р. Ероховой С.М. Евсеевой М.А. помощника Собинского межрайонного прокурора Горбашковой Н.В Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кочневой Натальи Викторовны о признании незаконным постановления избирательной комиссии Муниципального образования Березниковское сельское поселение от 31.01.2011 года №25 и обязании зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования Березниковское сельской поселение установил: Кочнева Наталья Викторовна обратилась в суд с указанным заявлением. В обоснование требований указала, что в соответствии со ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области уведомила Избирательную комиссию Муниципального образования Березниковское сельское поселение о своем выдвижении в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение. В соответствии со ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области были собраны подписи избирателей в поддержку выдвижения Кочневой Натальи Викторовны в качестве кандидата на должность Главы Муниципального образования Березниковское сельское поселение. Подписной лист с подписями избирателей своевременно был подан в избирательную комиссию. 31 января 2011 года избирательная комиссия своим решением отказала Кочневой Н.В. в регистрации на основании п.п.«д» п.23 ст.33 Избирательного кодекса. Заявитель просит постановление Избирательной Муниципальной Комиссии Березниковского сельского поселения №25 от 31.01.2011 года об отказе в регистрации ее в качестве кандидата на должность Главы Муниципального образования Березниковское сельское поселение отменить как незаконное и обязать избирательную комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата на должность Главы Муниципального образования Березниковское сельское поселение. В судебном заседании заявитель требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что в течение установленного срока регистрации кандидатов неоднократно приходила в избирательную комиссию с документами, однако ни разу ей не указали на отсутствие сведений о субъекте РФ в подписных листах. Этот недостаток выявили только после истечения срока регистрации кандидатов. Представитель заявителя требования поддержал, суду пояснил, что данная ситуация создана искусственно с целью исключить участие его доверителя и его самого в выборах. Он не знаком с Избирательным кодексом Владимирской области и не знает, где с ним можно познакомиться, избирательная комиссия в предоставлении данной информации отказывает, возможностью пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ он не располагает. Представители избирательной комиссии намерено выдали ему бланк подписного листа, не соответствующий установленной законом форме, чем ввели его и заявителя в заблуждение. Намеренно не разъяснили необходимость указывать название субъекта РФ в подписных листах и данный недостаток указали только, когда не возможно было его устранить. Указанный недостаток является крайне незначительным и явно несоразмерным наступившим последствиям. Ни у кого не возникает сомнений в том, что лица, указанные в подписных листах, проживают во Владимирской области. Истинная причина противодействия избирательной комиссии заявителю в наличии конфликта Кочнева Л.М. с местными органами власти, которые по его искам вынуждены были возвращать населению незаконно полученные средства. Кроме того, представитель заявителя указал на то, что ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол содержат поддельные подписи председателя комиссии. Председатель территориальной избирательной комиссии Чижова С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что Кочневой Н.В. в избирательную комиссию представлен подписной лист с 11 подписями избирателей, 9 из которых являются недействительными. Основанием для признания их недействительными стало отсутствие сведений о Субъекте РФ, в котором проживают избиратели, хотя Избирательный кодекс Владимирской области содержит обязательные требования об их указании. В обязанности избирательной комиссии не входит ознакомление кандидатов с избирательным законодательством, не смотря на это, представителю заявителя неоднократно по его просьбе предоставлялся Избирательный кодекс. Хотя закон предусматривает изготовление бланков подписных листов за счет кандидата, Кочневу Л.М. были предоставлены бланки подписных листов, оставшиеся с прошлых выборов. В первый раз Кочнева Н.В. представила документы 16.01.2011 г., однако документы были собраны не полностью, и кандидату было предложено собрать недостающие документы. Закон не предусматривает предоставление документов частями, поэтому Кочнева Н.В. в этот день документы не сдала. До регистрации заявления кандидата, сбор подписей не допускается, поэтому представленные 16.01.2011 г. подписи не могли быть приняты и рассмотрены по существу, кроме того, было обращено внимание кандидата на недопустимость проставления даты за избирателя сборщиком подписей. Полный пакет документов был предоставлен 20.01.2011 г. Подписной лист представлен 23.01.2011 г. На проверку документов законом отводится 10 дней. 24.01.2011 г. из состава избирательной комиссии была создана рабочая группа по проверке подписных листов. 25.01.2011 г. при проверке было выявлено несоответствие справки о зарплате установленной форме и отсутствие протокола сбора подписей, о чем было незамедлительно сообщено Кочневой Н.В. Данные недостатки были устранены ею 26.01.2011г. По действующему законодательству кандидат должен представить подписи не менее 1% избирателей, но не менее 10 подписей. Допускается превышение числа подписей на 10%. Поскольку на территории МО Березниковское сельское поселение проживает 692 избирателя, необходимо было представить 10 или 11 подписей. Кочнева Н.В. представила 11 подписей. При проверке подписей в подписных листах 27.01.2011 г. было установлено несоответствие собранных подписей установленным требованиям. Из 11 подписей избирателей 9 содержали неполные сведения о месте жительства, в них отсутствовало указание на субъект РФ. Признание недействительными более 10% подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата. Остальные члены избирательной комиссии поддержали объяснения председателя Чижовой С.В. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, изучив представленные письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со ст.12 Устава муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области Решением совета народных депутатов муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 21.12.2010 г. №60/18 на 13 марта 2011 г. назначены выборы депутатов Совета народных депутатов и главы муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области. 20.01.2011 г. Кочнева Н.В. подала в территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы МО Березниковский сельский округ и представила документы в соответствии с перечнем от 20.01.2011 г. Подписной лист с подписями избирателей представлен 23.01.2011 г. Дополнительные документы представлены 26.01.2011 г. Данные обстоятельства признаются обеими сторонами. В представленном суду подписном листе от 23.01.2011 г. в графе адрес места жительства у избирателей №№3-11 отсутствуют сведения о субъекте РФ (Владимирская область) данное обстоятельство сторонами также не оспаривается. Согласно ст. 32 Избирательного кодекса подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей. В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 3 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области». Подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Избирательным кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист в соответствии с п.п. «е» п.12 ст. 33 Избирательного кодекса признаются недействительными. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом в силу пп. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п. «д» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области являются основанием для отказа в регистрации кандидата. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Представленный суду подписной лист содержит подписи 11 избирателей, у девяти из которых отсутствуют предусмотренные законом обязательные сведения, в адресе места жительства не указан субъект РФ (Владимирская область), что послужило признанию данных подписей недействительными и нашло свое отражение в ведомости проверки подписных листов от 27.01.2011 г. и итоговом протоколе проверки и подсчета числа подписей избирателей в поддержку кандидата Кочневой Н.В. от 27.01.2011 г. Отсутствие данных сведений в силу прямого указания закона является безусловным основанием для признания подписей недействительными. Довод представителя заявителя о несущественности данного нарушения и несоразмерности его наступившим последствиям в виде отказа в регистрации кандидата, не могут быть приняты судом. Наличие необходимых сведений об избирателях в подписных листах определено законом, обязательным для исполнения. Отступление от этого требования для одного из кандидатов влечет нарушение равенства кандидатов и противоречит ст.5 и ст. 39 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а потому является недопустимым. Несостоятельным является довод представителя заинтересованного лица о намеренном введении его в заблуждение членами избирательной комиссии, поскольку обязанность изготовления подписных листов лежит на кандидате. Незнание им требований избирательного законодательства не может быть поставлено в вину избирательной комиссии и служить основанием для признания незаконным ее решения. Суд не принимает также довода представителя заявителя о несвоевременном доведении до кандидата выявленных недостатков, из-за которого он был лишен возможности их исправить. Законом установлен определенный порядок проведения проверки представленных документов, в соответствии с которым избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации кандидата, списка кандидатов проводит данную проверку и принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (п.5 ст. 33 Избирательного кодекса). Данное условие избирательной комиссией соблюдено. При этом пунктом 1.1 ст. 38 федерального закона и пунктом 4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области ограничено право кандидата на изменение сведений и замену ранее представленных документов. О недостатках, которые закон допускает устранить Кочневой Н.В. было сообщено заблаговременно, что позволило ей их устранить 26.01.2011 г. Однако, изменение сведений в подписных листах, как и их замена, законом не допускается. Соответствие этой нормы конституции РФ неоднократно подтверждено Конституционным судом РФ. Суд находит довод представителя заявителя о недействительности подписи Чижовой С.В. в итоговом протоколе и ведомости от 27.01.2011 г. несостоятельным, поскольку сама Чижова С.В. в судебном заседании признала своими подписи в указанных документах. При этом данный довод не имеет существенного значения, поскольку не влияет на действительность подписей избирателей в подписном листе. На основании изложенного суд признает обоснованными выводы избирательной комиссии муниципального образования Березниковское сельское поселение о недействительности представленных кандидатом девяти подписей избирателей, в связи с чем законным и обоснованным является постановление от 31.01.2011 г. №25 об отказе Кочневой Н.В. в регистрации кандидатом на должность Главы МО Березниковское Сельское поселение. Руководствуясь ст.ст. 194-198,261 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Кочневой Наталье Викторовне отказать. Судебные расходы по госпошлине оставить за заявителем. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 5 дней. Судья Семенов