№2-268/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 февраля 2011 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: Председательствующего Зеленовой Л.А. При секретаре Кондратьевой Л.М. с участием прокурора Горбашковой Н.В. с участием заявителя Кочнева Л.М., представителя заинтересованного лица Костючкова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке дело по заявлению Кочнева Л.М. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Собинского района №98 от 30.01.2011 года, его отмене и возложении обязанности регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Муниципального образования Собинский район, У С Т А Н О В И Л: Постановлением №98 от 30.01.2011 года Кочневу Л.М. Территориальной комиссии Собинского района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа №16 на основании пп. «д» пункта 23.1 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» было отказано в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Муниципального образования «Собинский район». Основанием отказа явилось отсутствие наименования субъекта Российской Федерации «Владимирская область» в графе «адрес места жительства» подписных листов, в сведениях о месте жительства избирателей, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата Кочнева Л.М. Кочнев Л.М. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указал, что 23 января 2011 года он уведомил Территориальную избирательную комиссию о своем самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Муниципального образования «Собинский район». Им лично были собраны подписи избирателей в поддержку его выдвижения в качестве кандидата, 25.01.2011 года подписные листы с подписями избирателей в количестве девятнадцати были сданы им в Территориальную избирательную комиссию. 30 января 2011 года на соответствующем заседании Территориальной избирательной комиссии, на которое он не был приглашен, ему было отказано в регистрации в качестве кандидата. Решение избирательной комиссии он считает незаконным, так как существенных нарушений избирательного законодательства, могущих повлечь отказ в регистрации в качестве кандидата, им допущено не было. В судебном заседании Кочнев Л.М. поддержал заявление, пояснил суду, что подписные листы получены им в Территориальной избирательной комиссии, форма подписного листа имела соответствующие графы, которые подлежали заполнению, в графе «адрес места жительства» не было требований об обязательном внесении наименования «Владимирская область», поэтому при внесении сведений об избирателях он указал сведения о их месте жительства без наименования субъекта РФ. Допущенное нарушение он считает несущественным, несоразмерным наступившим последствиям. В составе Российской Федерации нет иного субъекта в который входило бы муниципальное образование «Собинский район», поэтому указание адреса «Собинский район» позволяет однозначно отнести место жительство избирателя к Владимирской области. Все избиратели, поставившие подписи в подписных листах проживают в с.Березники, то есть являются избирателями, обладающими активным избирательным правом по избирательному округу №16, избирательная комиссия не указала на отсутствие их регистрации по месту жительства на территории избирательного округа. В п.п. «д» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области идет речь о достоверности либо недостоверности подписей избирателей в подписных листах, недостоверность подписей может быть установлена только на основании письменного заключения эксперта. В постановлении Территориальной избирательной комиссии не указано, что лица, подписавшие листы, не имеют права на выдвижение кандидата, таким образом постановление избирательной комиссии нарушает права, закрепленные в п.2 ст.3 Конституции РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в постановлении не указано, что лица, подписавшие листы, не имеют права на выдвижение кандидата. Председатель Территориальной избирательной комиссии Собинского района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, Костючков С.И. с заявлением не согласился, пояснил суду, что Территориальная избирательная комиссия не имеет права выдавать кандидатам какие –либо документы и давать личные консультации. Для оказания организационной помощи кандидатам администрацией Собинского района создан интернет-сайт, где размещены нормативные акты с утвержденными приложениями – образцами необходимых документов. Подписные листы были распечатаны с указанного сайта. Кандидаты обязаны изготовлять подписные листы за счет средств своих избирательных фондов, для кандидатов по малочисленным округам создание избирательного фонда не является обязательным. Избирательная комиссия не предъявляет строгих требований к таким кандидатам, не требует подтвердить за счет каких средств они изготовили свои подписные листы. Кочневу Л.М. комиссией предоставлен бланк Протокола об итогах сбора подписей, который он заполнял в день сдачи подписных листов. Кочнев Л.М. 23.01.2011 года подал в территориальную избирательную комиссию заявление-уведомление о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов МО Собинский район по одномандатному избирательному округу №16 в порядке самовыдвижения. Подписные листы в количестве двух листов с девятнадцатью подписями им были представлены 25.01.2011 года. При приеме подписных листов до кандидата членами комиссии было доведено, что предстоит проверка подписных листов специально созданной рабочей группой, на что получено устное согласие Кочнева Л.М. провести такую проверку в его отсутствие. Рабочая группа обнаружила отсутствие в подписных листах в графе адрес места жительства наименования субъекта РФ «Владимирская область», уведомить кандидата о выявленном несоответствии возможности не имелось, поскольку Кочнев Л.М. не оставил своего номера мобильного телефона, предложил звонить в Березниковскую сельскую администрацию. Известить заявителя через сельскую администрацию и вручить ему копии протокола проверки подписных листов и итогового протокола комиссия не смогла, поскольку телефонная связь в выходные дни была плохой. 30.01.2011 года избирательной комиссией было принято обжалуемое постановление об отказе в регистрации в качестве кандидата, 31.01.2011 по просьбе избирательной комиссии сельская администрация известила Кочнева Л.М. о праве на получение итогового протокола проверки подписных листов, 01.02.2011 года Кочнев Л.М. получил в территориальной избирательной комиссии копии всех принятых рабочей группой и комиссией решений. В удовлетворении заявления Кочнева Л.М. просит отказать, поскольку требование об указании в адресе места жительства наименования субъекта РФ прямо предусмотрено законом. Выслушав заявителя, представителя комиссии, мнение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, изучив письменные доказательства по делу, суд находит заявление Кочнева Л.М. не подлежащим удовлетворению. Решением Совета народных депутатов МО Собинский район Владимирской области от 18.11.2010 года №120/13 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования Собинский район Владимирской области пятого созыва» утверждены схемы избирательных округов. По 16 одномандатному избирательному округу зарегистрировано 1743 избирателя. Решением Совета от 21.12.2010 года №122/14 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов муниципального образования Собинский район Владимирской области пятого созыва на 13 марта 2011 года. 23.01.2011 года Кочнев Л.М. подал в избирательную комиссию заявление-уведомление о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов МО Собинский район по округу №16, заявление обозрено в судебном заседании, дата подачи заявления не оспаривается. 25.01.2011 года Кочнев Л.М. представил в избирательную комиссию два подписных листа, содержащих девятнадцать подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов МО Собинский район. Подлинные подписные листы обозрены в судебном заседании, установлено, что в графе адрес места жительства у всех девятнадцати избирателей отсутствует наименование субъекта РФ «Владимирская область», указанный факт также не оспаривается. Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г №67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. В соответствии с ч.1 ст.32 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» от 13.02.2003 года №10-ОЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" адрес места жительства определяется как адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п.5 ст.3 Избирательного кодекса Владимирской области. Сопоставляя обозренные в судебном заседании подлинные подписные листы с требованиями к их оформлению, изложенными выше, суд приходит к заключению, что все девятнадцать строк в графе «адрес места жительства» не содержат наименование субъекта РФ «Владимирская область», что не соответствует прямому указанию закона. В соответствии с п.п. «е» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области недействительными подписями признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; В соответствии с протоколом рабочей группы ТИК от 27.01.2011 года об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей 19 подписей признано недействительными по основаниям «в адресе места жительства не указан субъект РФ –Владимирская область». Итоговый протокол от 27.01.2011 года проверки и подсчета подписей содержит заключение о признании недействительными 19 подписей. Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусмотрено, что основанием для отказа регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Аналогичная норма содержится в п.п. «д» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области. Суд приходит к выводу, что все девятнадцать подписей, представленные в подписных листах кандидатом Кочневым Л.М. обоснованно признаны недействительными. В связи с изложенным обжалуемое постановление Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Кочневу Л.М. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Собинский район по основаниям п.п. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» является законным и обоснованным. Исследовать происхождение подписных листов, представленных кандидатом Кочневым Л.М., суд не считает необходимым, поскольку обязанность изготовления подписных листов законом возложена на кандидата. Уточнение и дополнение сведений, внесенных в подписные листы, прямо запрещено п. 1.1 ст.38 Федерального закона и п.4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, поэтому своевременное извещение заявителя об обнаруженных рабочей группой недостатках, не могло иметь благоприятных для кандидата последствий. Представить новые подписные листы кандидат не имел возможности, поскольку срок их предоставления ограничен сорока пятью сутками до дня голосования, последняя дата приходится на 25 января 2011 года. При указанных обстоятельствах суд находит заявление Кочнева Л.М. не подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Кочнева Л.М. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Собинского района №98 от 30.01.2011 года, его отмене и возложении обязанности регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Муниципального образования Собинский район оставить без удовлетворения. Расходы по госпошлине оставить за заявителем. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись /Л.А.Зеленова/