Дело № 2-495/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Собинка 18 мая 2011 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: судьи: Степановой И.В. при секретаре: Вохминцевой Т.С. с участием прокурора: Горбашковой Н.В. представителя заявителя: Костючкова С.И. представителей заинтересованных лиц: Чижовой С.В., Кравченко Г.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению территориальной избирательной комиссии Собинского района об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Березниковское сельское поселение об итогах голосования, признании выборов Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение недействительными, у с т а н о в и л: Территориальная избирательная комиссия Собинского района обратилась в суд с заявлением, в котором просила отменить итоги голосования по выборам Главы МО Березниковское сельское поселение, состоявшегося 13 марта 2011 года, выборы Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение Карповой Е.Г. считать недействительными, обязать избирательную комиссию МО Березниковское сельское поселение провести голосование в соответствии с п. 4 ст. 34 Избирательного кодекса Владимирской области. В качестве основания заявления ТИК указала, что на день голосования Карпова Е.Г. являлась единственной кандидатурой, включенной в избирательный бюллетень по выборам Главы МО Березниковское сельское поселение, территория которого представляет единый округ. В соответствии с п. 4 ст. 34 Избирательного кодекса Владимирской области, если ко дню голосования …в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В нарушение требований законодательства избирательная комиссия МО Березниковское сельское поселение не отложила голосование для дополнительного выдвижения кандидатов, т.е. выборы Главы и утверждение итогов голосования произведены с нарушением закона Владимирской области. В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Собинского района Костючков С.И. заявление поддержал по указанным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что проведение выборов только по одной кандидатуре подтверждается Протоколом избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение и не оспаривается заинтересованными лицами. В период избирательной кампании, на учебе, проводившейся территориальной избирательной комиссией, председатели избирательных комиссий сельских поселений были проинформированы о необходимости отложения голосования в случае, если на должность Главы останется зарегистрированным только один кандидат; такое же разъяснение он давал лично Карповой, когда она спрашивала у него, что делать, если она останется единственным зарегистрированным кандидатом ко дню выборов. То, что голосование должно было проводиться при наличии нескольких кандидатов, подразумевает форма протокола избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение, где указаны графа «фамилия, имя, отчество внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов» и графа «число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата»; графы «число голосов, поданных против кандидата» форма протокола не предусматривает. Вмешиваться в деятельность избирательных комиссий, созданных на территории сельских муниципальных образований, ТИК не вправе, равно как и отменять результаты голосования, в связи с чем он просит суд удовлетворить заявление комиссии. Представитель заинтересованного лица – председатель избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение Чижова С.В. с заявлением согласилась, пояснив, что она, как председатель комиссии, недостаточно четко знает избирательное законодательство, поэтому за всеми разъяснениями обращалась в Территориальную избирательную комиссию. Первоначально на должность Главы МО Березниковское сельское поселение предполагалось два кандидата - Карпова и Кочнева, однако последней было отказано в регистрации ее кандидатом; судом данный отказ признан законным. Выдвижение кандидатов на должность Главы МО Березниковское сельское поселение закончилось 26 января 2011 года, Карпова была зарегистрирована 24 января 2011 года, и на день выборов оставалась единственной зарегистрированной кандидатурой. Она посчитала, что в данном случае действует п. 8.1 ст. 63 Избирательного кодекса Владимирской области, согласно которому, если в соответствии с пунктом 6 статьи 34 настоящего Кодекса голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5, 5.1, 5.2 и 6 данной статьи сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты; таким образом, она неверно поняла закон. В сложившейся ситуации она обращалась к председателю территориальной комиссии, он не говорил, что необходимо откладывать голосование, разъяснил, что в последней строке протокола комиссии необходимо будет вписать текст «число голосов поданных против», что комиссией было сделано. Явка избирателей на выборы составила 45 %, за Карпову проголосовали 268 избирателей, против – 36, воля избирателей была очевидна. Представитель заинтересованного лица Карповой Е.Г. - Кравченко Г.Э., действующая на основании доверенности нотариальной формы, с заявлением не согласилась, пояснив, что решение о выборах Главы МО Березниковское сельское поселение было опубликовано в газете «Доверие», каждый мог выдвигать свои кандидатуры. Карпова была зарегистрирована кандидатом на должность Главы МО Березниковское сельское поселение 24 января 2011 года, оснований к отказу в регистрации либо отмене регистрации кандидата не имелось. Будучи зарегистрированной единственным кандидатом, Карпова обратилась в территориальную избирательную комиссию Собинского района, ее успокоили, что выборы в такой ситуации возможны. С учетом консультаций выборы не откладывались; в бюллетенях для голосования была внесена единственная кандидатура Карповой, однако против нее стояли два квадрата с вариантами «за» и «против», т.е. у избирателей было право выбора. Всего в голосовании приняло участие 313 человек, 268 проставили значки в квадратах «за кандидата», 36-«против», 9 бюллетеней признаны недействительными. С учетом изложенного, она просит в удовлетворении заявления ТИК отказать. Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав представленные и истребованные судом письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Горбашковой Н.В., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд признает заявление необоснованным, не подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.3 ст.3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Решением Совета народных депутатов МО «Березниковское сельское поселение» от 21 декабря 2010 года № 60/18 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов муниципального образования Березниковское сельское поселение третьего созыва и Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение, которое было опубликовано в газете «Доверие» /л.д.23/. Постановлением избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение от 24 января 2011 года № 13 кандидатом на должность Главы МО зарегистрирована Карпова Е.Г., которой выдано удостоверение установленного образца /л.д.17/. Ко дню голосования других кандидатов зарегистрировано не было, поэтому Карпова Е.Г. была включена в бюллетени для тайного голосования одной кандидатурой; в бюллетенях против фамилии кандидата были предусмотрены по два квадрата, один – для голоса «за кандидата», второй для голоса «против». По утверждениям председателя избирательной комиссии Чижовой С.В. после проверки бюллетеней, подсчета голосов и определения результатов выборов все бюллетени опечатаны, поэтому в дело не представлены; результатов подсчета голосов никто не оспаривает. Согласно протоколу избирательной комиссии муниципального образования Березниковское сельское поселение от 13 марта 2011 года «О результатах выборов Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение» в выборах приняли участие 313 избирателей, внесенных в списки на момент окончания голосования, или 45 процентов. Из указанного числа избирателей 268 избирателей проголосовали за Карпову Е.Г., 36 – против, 9 бюллетеней признаны недействительными; Карпова Елена Геннадьевна, которая получила наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признана избранной Главой муниципального образования /л.д.19/. Постановлением избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение от 14 марта 2011 года № 31 «О результатах выборов Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение» установлено, что голоса избирателей на выборах Главы распределились именно таким образом; утвержден протокол избирательной комиссии о результатах выборов Главы на территории МО Березниковское сельское поселение /л.д.18/. Постановлением избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, от 18 марта 2011 года № 43 «Об определении результатов выборов Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение» постановлено: признать выборы Главы МО Березниковское сельское поселение» состоявшимися и действительными; считать избранным Главой муниципального образования Березниковское сельское поселение Карпову Елену Геннадьевну. Указанное Постановление опубликовано в районной газете «Доверие» № 22 за 25 марта 2011 года /л.д. 20, 22/. В соответствии со ст. 75 п. п. 4, 5, 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Таким образом отменить решение об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии, возможно только в случаях, предусмотренных законом. Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 77 ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума. Указанный в п.п. 2-4 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" перечень оснований для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Аналогичный перечень содержится в ст. 76 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ (ред. от 09.12.2010) "Избирательный кодекс Владимирской области» В ходе рассмотрения дела обстоятельств, являющихся основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов Главы МО Березниковское сельское поселение после определения результатов выборов, предусмотренных п. 2 ст.77 ФЗ № 67, не установлено. Положения п.4 ст. 77 данного закона касаются отмены судом результатов референдума. Доводы заявления территориальной избирательной комиссии сводятся к тому, что выборы не могут быть признаны действительными, поскольку проведены с нарушением избирательного законодательства, а именно п. 4 ст. 34 Избирательного кодекса Владимирской области, согласно которому, если ко дню голосования в одномандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо, если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий…. Указанное нарушение, как установлено судом, имело место в ходе выборов Главы МО Березниковское сельское поселение. Вместе с тем п. 3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предполагает, что отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов, в связи с указанными выше нарушениями возможна только в том случае, когда эти нарушения (неправомерные действия или бездействие) не позволяют выявить действительную волю избирателей. Таким образом, удовлетворение заявления возможно при условии, если установлено, что нарушение избирательной комиссией МО Березниковское сельское поселение положения п.4 ст.34 Избирательного кодекса Владимирской области либо других положений избирательного законодательства не позволило выявить действительную волю избирателей. Однако данного обстоятельства в суде не установлено. Как усматривается из протокола избирательной комиссии муниципального образования Березниковское сельское поселение от 13 марта 2011 года «О результатах выборов Главы муниципального образования Березниковское сельское поселение» /л.д.19/, число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 690 человек, число бюллетеней, полученных участковой комиссией составило 650; число избирателей, пожелавших реализовать свое активное избирательное право, составило 313; из указанного числа не пожелали отдать свои голоса за кандидата Карпову Е.Г. – 36 избирателей, 268 - проголосовали за избрание ее Главой МО Березниковское сельское поселение. 377 избирателей, зарегистрированных по данному округу не пожелали свободно реализовывать свое конституционное право, предусмотренное ч.2 ст. 32 Конституции РФ, избирать в органы местного самоуправления, в том числе путем голосования против кандидата Карповой Е.Г., хотя такую возможность имели. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что допущенное в ходе выборов Главы МО Березниковское сельское поселение нарушение избирательного законодательства, выразившееся в проведении выборов Главы при наличии одного зарегистрированного кандидата, голосование за единственного зарегистрированного ко дню выборов кандидата на должность Главы МО Березниковское сельское поселение, бездействие в части отмены выборов в сложившейся ситуации, само по себе не воспрепятствовало выявлению действительной воли избирателей, в связи с чем оснований к отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Главы на территории Березниковского сельского поселения и к признанию результатов выборов по данному избирательному округу недействительными не имеется. На основании изложенного, суд признает необходимым в удовлетворении заявления отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления территориальной избирательной комиссии Собинского района Владимирской области об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Березниковское сельское поселение об итогах голосования, признании выборов Главы муниципального образования «Березниковское сельское поселение» недействительными, обязании избирательной комиссии МО Березниковское сельское поселение провести новое голосование отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья подпись /И.В. Степанова/