Дело №2-837/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Собинка 29 июля 2011 г. Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего: Семенова А.В. при секретаре: Бусуриной Е.А. с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Звездкиной К.В. Главы МО Черкутинское сельское поселение Шмонина А.К. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в д. Николютино муниципального образования Черкутинское сельское поселение о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и обязании администрации муниципального образования Черкутинское сельское поселение устранить нарушения требования пожарной безопасности установил: Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой установлено нарушение ответчиком требований Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В частности, в д. Николютино МО Черкутинское сельское поселение Собинского района Владимирской области отсутствуют подъезды с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, существующие естественные и искусственные водоисточники в населенном пункте не оборудованы подъездными путями и пожарными пирсами. Бездействие администрации муниципального образования Черкутинское сельское поселение свидетельствует о нарушении прав граждан на защиту жизни, здоровья, имущества от пожаров, о нарушении основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности. Прокурор просит обязать администрацию МО Черкутинское сельское поселение в срок до 05 августа 2011 года обеспечить пожарную безопасность населенного пункта д. Николютино Собинского района, а именно: оборудовать подъезды с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, оборудовать существующие естественные и искусственные водоисточники в населенном пункте подъездными путями и пожарными пирсами. В судебном заседании помощник прокурора заявление поддержала, просила признать незаконным бездействие администрации МО Черкутинское сельское поселение в части непринятия мер по оборудованию подъездных путей и пирсов с твердым покрытием у водоисточников в д. Николютино и обязать администрацию устранить данные нарушения до 31.08.2011 г. Суду пояснила, что проведенной проверкой установлены указанные нарушения, каких-либо мер по их устранению администрацией не принято, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан в данном населенном пункте. Решение данного вопроса не может быть отложено на 2012 год в связи со сложившейся пожароопасной ситуацией. Предложенный прокурором срок для устранения нарушений является достаточным. Глава МО Черкутинское сельское поселение суду пояснил, что в населенном пункте д. Николютино имеется естественный водоисточник – река Ворша, к которому имеется грунтовый подъезд без оборудованного пирса. Несмотря на недостаточное финансирование, администрацией принимаются меры для обеспечения пожарной безопасности, в частности, разработана муниципальная программа на 2010-2013 гг., в соответствии с которой на эти цели выделено <...> рублей. В 2010 г. были приобретены мотопомпы с дополнительным оборудованием, что позволяет в случае необходимости доставить их к месту пожара на автомобиле УАЗ и обеспечить тушение. Из-за отсутствия средств на 2011 год финансирование противопожарных мероприятий не запланировано, однако в связи со сложившейся противопожарной обстановкой на 25.07.2011 г. приобретены предупреждающие знаки, бензин для мотопомп, оплачены услуги по обслуживанию противопожарной сигнализации и прямого телефона с пожарной частью, выполнена опашка деревень, на сумму <...> рублей. На 2012 год в программе заложены средства в сумме <...> рублей на оборудование противопожарных водоемов, что позволит устранить выявленные нарушений в соответствии с предписанием МЧС к маю 2012 г. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.ст.27,31 ФЗ «О прокуратуре» и ст. 45 ГПК РФ в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Действующие нормативные акты в области пожарной безопасности, в частности Нормы пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 и Правила пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, устанавливают требования пожарной безопасности. Согласно данным требованиям (п.94 ППБ01-03) при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно Уставу МО Черкутинское сельское поселение в состав его территории входит, в том числе, д. Николютино (ч.3 ст.2 Устава). Согласно ст. 6. Устава к вопросам местного значения относится кроме прочего участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования. В силу ст. 34 Устава полномочия по решению данных вопросов возложены на администрацию муниципального образования. Таким образом, в силу требований закона и устава муниципального образования на администрации Черкутинского сельского поселения лежит обязанность по принятию мер пожарной безопасности в д. Николютино, в том числе, устройство к водоисточникам подъездов и пирсов. В настоящее время администрацией МО Черкутинское сельское поселение принимаются меры для обеспечения пожарной безопасности на территории поселения, в частности приобретается оборудование пожаротушения, производится опашка деревень, чистка противопожарных водоемов. Постановлением Главы утверждена муниципальная целевая программа «Развитие системы пожарной безопасности на территории муниципального образования Черкутинское сельское поселение на 2010-2013 годы». Однако, в силу ст. 6 Федерального закона №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2)пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. В результате внеплановой проверки, проведенной Государственным инспектором Собинского района по пожарному надзору Т. установлено отсутствие подъездов и пирсов с твердым покрытием у водоисточников в ряде деревень Черкутинского сельского поселения, в связи с чем, Главе сельского поселения выдано предписание №77/1/79 об устранении указанных нарушений в срок до 01.05.2012 г. Таким образом, факт нарушения требований пожарной безопасности в д. Николютино установлен уполномоченным государственным органом и подтвержден материалами дела. Органами местного самоуправления сельского поселения вопрос устройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием к существующим водоисточникам в д. Николютино Собинского района Владимирской области для установки пожарных автомобилей и забора воды не разрешен. Муниципальной программой до 2013 г. данные мероприятия не предусмотрены, денежные средства для этого не выделены, какие-либо иные меры для устранения выявленного нарушения не предприняты. При таких обстоятельствах суд признает бездействие администрации муниципального образования Черкутинское сельское поселение незаконным. В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган местного самоуправления устранить установленные нарушения, путем совершения действий, предусмотренных законом. В силу ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения, обязывающего совершить определенные действия. Осуществление мер пожарной безопасности в части устройства подъездов и пирсов с твердым покрытием требует соответствующего финансирования, для чего требуется принятие решения уполномоченного органа о внесении в бюджет муниципального образования соответствующей статьи расходов и определить их источник. Принимая во внимание, что бюджет муниципального образования на 2011 г. сформирован и является дотационным на <...>%, источники дополнительного финансирования отсутствуют, учитывая, что уполномоченным в области пожарной безопасности органом не выдано предписание о незамедлительном устранении выявленных нарушений, суд считает целесообразным установить срок для исполнения решения до 01.05.2012 г. в соответствии с предписанием от 23.05.2011 г. №77/1/79. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,206,258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Черкутинское сельское поселение в части непринятия мер к оборудованию подъездов и пирсов с твердым покрытием к существующим водоисточникам в д. Николютино Собинского района. Обязать администрацию муниципального образования Черкутинское сельское поселение в срок до 01.05.2012 г. оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием к существующим водоисточникам в д. Николютино Собинского района для установки пожарных автомобилей и забора воды. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней. Судья А.В. Семенов