О признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер по предупреждению терроризма, обязании выдалить денежные средства для устранения выявленных нарушений. Решение по делу №2-480/2011 от 20.06.2011 года.



Дело № 2-480/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Собинка 20 июня 2011 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

судьи: Ульяновой А.А.

при секретаре Трефиловой Н.В.

с участием прокурора: Кривовой О.В.

представителей ответчиков: Мироновой Т.В., Овчинниковой В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района, МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма, обязании администрации выделить денежные средства МДОУ для устранения выявленных нарушений ; обязании МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» устранить выявленные нарушения (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

у с т а н о в и л:

Собинский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, просил признать незаконным бездействие администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма и обязать администрацию Собинского района в шестимесячный срок с момента принятия судебного решения выделить денежные средства МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка», обязать МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» заменить все двери на металлические, установить систему видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию в помещении детского сада с выводом на ПЦО в г. Лакинске. В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма в МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка», в том числе, по выявлению и последующему устранению причин, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);обязать администрацию Собинского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» денежные средства для устранения выявленных нарушений; обязать МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств усилить девять деревянных дверей стальным листом, установить систему видеонаблюдения и установить в помещении детского сада охранную сигнализацию с выводом на ПЦО в г. Лакинске.

В судебном заседании помощник Собинского межрайпрокурора Кривова О.В. иск поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила. Пояснила, что, во исполнение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на органы местного самоуправления возложена ответственность за противодействие терроризму, разработку программ по антитеррористической деятельности и реальное исполнение указанных программ, в частности, путем включения в бюджеты муниципальных образований средств на эти цели. В бюджете Собинского района 2011 года такие средства предусмотрены, но в недостаточном размере, для выполнения указанных в иске мероприятий в МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» средства не заложены. Поскольку в 2009 году разработана долгосрочная концепция противодействия терроризму в РФ, прокурор полагает, что администрация обязана сэкономить средства бюджета и перераспределить их с целью обеспечения выполнения всех необходимых мер по данному детскому саду, предусмотренных Регламентом об инженерно-технических средствах противокриминальной защиты объектов здравоохранения и образования и их имущества от преступных посягательств, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Пунктами 4,6 Регламента к образовательным учреждениям предъявляются общие требования по инженерно-техническому укреплению объектов - защиты дверных конструкций, оборудованию объекта охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения. В ходе проверки МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» установлено, что необходимые условия для обеспечения антитеррористической защищенности, предусмотренные данными пунктами Регламента, в образовательном учреждении отсутствуют. В результате бездействия ответчиков в части непринятия мер по предупреждению терроризма нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика - администрации Собинского района Миронова Т.В. иск не признала, пояснила, что администрация МО Собинский район исполняла и намерена исполнять Федеральное законодательство, законодательство Владимирской области, направленное на борьбу с терроризмом. В этих целях, постановлением Главы Собинского района от ДД.ММ.ГГГГ NN при Главе образована антитеррористическая комиссия в составе 15 человек. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы NN утверждена муниципальная целевая программа «Безопасное образовательное учреждение» на 2011-2013 годы, предусматривающая обеспечение детских учреждений <...> системами видеонаблюдения, сигнализации с выводом на ПЦО, ремонт и установку ограждений, дверных блоков. На реализацию этих мероприятий требуются значительные денежные средства, в бюджете 2011 года их недостаточно, изменить бюджет невозможно, так как существуют непредвиденные расходы, в частности, срочный ремонт крыш 20 учебных заведений, поэтому осуществить подобные мероприятия во всех 60 детских образовательных учреждениях нереально. Бюджет муниципального образования <...> на 2011 г. утвержден с дефицитом <данные изъяты> рублей, доходы и расходы бюджета снижены соответственно на <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, дотационность бюджета составила <данные изъяты>%, что подтверждается справкой финансового управления. На мероприятия, обозначенные прокурором, требуется около <данные изъяты> рублей; утвержденный бюджет не позволяет выделить такую сумму в 2011 году на данное учреждение, сроки, требуемые прокурором, также нереальные. Регламент, на который ссылается прокурор, носит рекомендательный характер, он принят к сведению, но исполнить его требования в обязательном порядке в 60 детских учреждениях района невозможно из-за отсутствия финансирования.

Представитель ответчика МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» Овчиннкова В.И. иск не признала. Пояснила, что часть мероприятий выполнена, ограждение территории сада имеется, в помещении сада установлена тревожная кнопка, пожарная сигнализация. Имеющиеся в помещении сада 9 дверей – деревянные, дефектной ведомостью замена и ремонт дверей запланировано на 2012 г. Оборудовать за счет собственных либо изысканных средств видеонаблюдение и охранную сигнализацию МДОУ возможности не имеет, при выделении на эти цели денежных средств, все мероприятия будут выполнены в кратчайшие сроки.

Третье лицо - отдел вневедомственной охраны ОВД по Собинскому району, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, сведений о причинах неявки не предоставило.

В судебном заседании 27.04.2011 г. представитель третьего лица Просыпалов С.А. исковые требования прокурора поддержал, указал, что для обеспечения безопасности образовательного учреждения необходимо устранить указанные в акте нарушения.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Собинского района, здание МДОУ Детский сад № 5 «Березка» находится в муниципальной собственности Собинского района (л.д. 18).

В соответствии с договором № 34 от 01.10.1998 года за МДОУ детский сад № 5 «Березка» закреплено имущество на праве оперативного управления (л.д.8-10).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Исходя из изложенного, ответчики наделены полномочиями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МДОУ № 5 «Березка» и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.

Согласно Уставу МДОУ детский сад № 5 «Березка» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением Собинского района. Его учредитель - администрация Собинского района (л.д.19-24).

Как усматривается из представленных ответчиком - администрацией Собинского района доказательств, постановлением Главы Собинского района от ДД.ММ.ГГГГ NN при Главе района образована антитеррористическая комиссия муниципального образования Собинский район (л.д. 61), действующая на основании Положения (л.д. 62). ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы NN утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Безопасное образовательное учреждение» на 2011-2013 годы, целью которой является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников ОУ во время учебно – воспитательного процесса путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечении отечественной производственной базы. Комитету по образованию администрации поручено осуществить финансирование целевой программы «Развитие материально-технической базы образовательных учреждений Собинского района на 2011-2013 годы в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных комитету по образованию на указанные цели. Финансирование программы в размере <данные изъяты> рублей предусмотрено за счет бюджета МО Собинский район, в размере <данные изъяты> рублей – из областного бюджета. Согласно графику распределения финансовых затрат в МОУ и МДОУ Собинского района предусмотрены установка автоматической пожарной сигнализации, вывод АПС на ПЦН, оборудование видеонаблюдения, вывод АПС на ПЦО, ремонт и установка ограждения территорий, в том числе, ворот, ремонт и замена дверных блоков. Финансирование на указанные виды работ для МДОУ детский сад № 5 «Березка» не предусмотрено. Согласно справке подтверждению № 504/01-17 от 26 мая 2011 года финансового управления администрации Собинского района бюджет МО Собинский район утвержден с дефицитом в размере <данные изъяты> рублей, доходы и расходы бюджета снижены (л.д. 102).

Вышеуказанные акты администрации Собинского района свидетельствуют о том, что меры по предупреждению терроризма в МДОУ детский сад № 5 «Березка», в том числе по выявлению и устранению условий, способствующих совершению террористических актов, принимаются с учетом финансовых возможностей МО Собинский район, определяемых бюджетом. Кроме того, судом установлено, и как следует из материалов дела (л.д. 88-91), что в данном дошкольном учреждении установлена пожарная сигнализация, имеется тревожная сигнализация, территория ограждена металлическим забором. При указанных обстоятельствах суд считает необоснованными исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма в данном МОУ и полагает необходимым в удовлетворении указанных требований отказать.

Регламентом об инженерно - технических средствах противокриминальной защиты объектов здравоохранения и образования и их имущества от преступных посягательств, утвержденным межведомственной комиссией Собинского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-29), объекты образования муниципального района подпадают под требования, предъявляемые к объектам 2 группы 3 класса. Данной группе и классу соответствует 1 класс защиты объекта. Таблицей № 2 для 1 класса защиты предусмотрены решетчатое или сетчатое металлическое ограждение, деревянные двери усиленной конструкции (обшитые стальным листом либо укрепленные стальными полосами); таблицей № 3 для 1 класса защиты предусмотрены автоматическая охранная сигнализация с выводом на удаленный ПЦО. По разъяснениям к таблице № 3, содержащимся в Регламенте, к объектам образования и здравоохранения предъявляются обязательные требования по оборудованию объекта охранной сигнализацией и системами видеонаблюдения критических зон с записью отдельных кадров.

В соответствии с п. 1.2 приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 г. № 239 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность, на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

Письмом Рособразования от 16.01.2009 г. № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

Актом обследования антитеррористической укрепленности образовательных учреждений от 16.03.2011 г. в МДОУ детский сад № 5 «Березка» установлено, что территория детского сада по периметру огорожена, охранная сигнализация отсутствует, все двери деревянные. Установлена пожарная сигнализация, тревожная сигнализация, видеонаблюдение не установлено. В целях обеспечения надежной охраны данного объекта собственнику предложено выполнить указанные п.1-3 мероприятия (л.д. 13-14).

Осуществление указанных мероприятий в целях защиты неопределенного круга лиц суд признает обязательным, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить требования прокурора в части обязания администрации Собинского района выделить МДОУ средства на их реализацию и обязания МДОУ детский сад № 5 «Березка» в соответствии с требованиями Регламента усилить 9 деревянных дверей, стальным листом ; установить систему видеонаблюдения, установить в помещении школы охранную сигнализации с выводом на ПЦО в г. Лакинске.

Требования прокурора направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В силу закона, обязанность финансирования работ по обеспечению антитеррористической защищенности МДОУ возложена на администрацию Собинского района как собственника имущества, переданного в оперативное управление данному образовательному учреждению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, следовательно, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, но может являться основанием для обращения ответчиков в суд за отсрочкой исполнения решения в соответствии со ст. 434 ГПК РФ.

Вместе с тем, выполнение указанных мероприятий требует значительного финансирования со стороны учредителя, прокурор просит обязать администрацию выделить средства для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об определении выделения денежных средств на указанные цели более длительного срока - до ДД.ММ.ГГГГ

Для устранения нарушений и проведения работ по установлению в дошкольном образовательном учреждении системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, усилению дверей стальным листом, прокурор просит установить срок - в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств, указанный срок суд находит достаточным.

На основании изложенного, суд признает необходимым иск удовлетворить частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию Собинского района Владимирской области выделить МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» средства на усиление деревянных дверей стальным листом, на установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации с выводом на ПЦО в г. Лакинске в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств усилить 9 деревянных дверей стальным листом, установить в помещении детского сада охранную сигнализацию с выводом на ПЦО в г. Лакинске и установить систему видеонаблюдения.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А. Ульянова)