Дело №2-949/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2011 года Собинский городской суд Владимирской области в составе: Председательствующего Зеленовой Л.А. При секретаре Кондратьевой Л.М. с участием истца Алексеева М.К., представителя ответчика Кашенковой М.В. рассмотрев в судебном заседании в г.Собинка дело по иску Алексеева М.К. к Фонду социального страхования РФ в лице ГУ Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, компенсации морального вреда, установил: Алексеев М.К. обратился в суд с указанными выше требованиями к ответчику в лице Филиала №6 Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в обоснование требований указал, что имеет инвалидность 2 группы, в связи с чем имеет право на получение бесплатного санаторно-курортного лечения, как неработающий инвалид. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторной путевки, путевка ему была выделена с ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Сосновый бор», в <данные изъяты> году ему санаторная путевка не выделялась. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации за неполученную в <данные изъяты> году санаторную путевку, на данное обращение он получил отказ, непредоставление путевки в 2010 года ответчик мотивировал недостаточным финансированием, отказ в выплате компенсации - отсутствием усмотрения законодателя. Поскольку ответчик не сослался на конкретную норму закона истец полагает, что компенсация за путевку предусмотрена законом, а ответчик вводит его в заблуждение. Решение о назначении инвалидам денежной компенсации на санаторно-курортное лечение принимается органами, назначившими им пенсию, на основании заявления, справки для получения путевки, выданной учреждением здравоохранения, и других документов по учету лиц, получивших и не получивших путевки за предыдущие два календарных года, по состоянию на 1 января текущего года. Право на санаторно-курортное лечение закреплено в законе, и только он сам может решить воспользоваться им или нет. Статьей 19 ФЗ от 16.07.1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года №101 установлен целевой характер использования денежных средств Фонда и определены направления их расходования. При этом средства Фонда являются федеральной собственностью и могут быть использованы исключительно на цели, определенные законодательством. Ответчик не волен ссылаться на недостаточность финансирования и оправдывать этим неисполнение Федерального закона, тем более не должны ущемляться его гарантированные права тем обстоятельством, что органы и учреждения государства не могут определить достаточный объем денежных средств для выполнения взятых на себя и возведенных в закон социальных программ. В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ государственная социальная помощь предоставляется гражданам, имеющим на это право. Очередная социальная путевка предоставляется только в период текущего календарного года, то есть один раз в год. Перенос выдачи путевки исключается, следующий год – это другой бюджет и следующая разнарядка по путевкам. Обеспечение льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществлялось отделением Фонда в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и переданных Фонду социального страхования РФ. Согласно разъяснениям о правах граждан- получателей государственной социальной помощи, данным в письме Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2005 года №4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства для этого выделялись из федерального бюджета. исполнительные органы Фонда социального страхования имели право обеспечивать граждан-получателей социальных услуг путевками на санкурлечение в пределах межбюджетных трансфертов, выделенных на эти цели Фонду социального страхования из федерального бюджета. Исходя из стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленной приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.10.2005 г. №963н, установлено, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении в <данные изъяты> году не может превышать <данные изъяты> рубля. Таким образом, по вине ответчика он потерял путевку общей стоимостью <данные изъяты> руб. (из расчета <данные изъяты> день). Путевка за <данные изъяты> год на следующий год не переносится, финансирование следующей путевки- это бюджет следующего года, в связи с чем он полагает что имеет законное право на возмещение материального вреда в виде стоимости путевки. Незаконными действиями и бездействием ответчика ему причинен моральный вред, поскольку здоровье граждан в соответствии со ст.ст. 150-151 ГК РФ относится к нематериальным благам, охраняемым законом. Отказом в предоставлении путевки он был лишен возможности получить необходимое лечение, имело место ухудшение состояния здоровья, для восстановления здоровья он был вынужден проходить лечение в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца трижды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ВОГУЗ «Областная клиническая больница» с дополнительными расходами на проезд во все лечебные учреждения. С учетом конкретных обстоятельств, характера физических и нравственных страданий просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании Алексеев М.К. поддержал заявленные требования в полном объеме, уточнил иск в части ответчика - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что имея инвалидность, он на протяжении <данные изъяты> лет не обращался за предоставлением санаторной путевки. При обращении за путевкой в <данные изъяты> года ему предоставили путевку лишь в <данные изъяты> года на срок <данные изъяты> дней при том, что продолжительность санаторно-курортного лечения установлена <данные изъяты> день, не оплатили проезд к месту лечения. При его обращении в филиал №6 ему пояснили, что в <данные изъяты> году путевок вообще не выделено. Он считает, что ответчик умышленно вводит его в заблуждение, просил предоставить в судебное заседание списки лиц, получивших путевки в <данные изъяты> году для проверки статуса данных лиц. Представитель ответчика Кашенкова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила суду, что Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 года №328, пунктом 3.3 указанного Порядка и федеральными законами о бюджете Фонда на очередной год предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом в пределах средств, предусматриваемых в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду. Фонд социального страхования рассчитывается с санаторно-курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санкурлечение льготной категории граждан в порядке очередности подачи ими заявлений, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Таким образом, исполнение обязательств Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками ограничено объемом средств, перечисленных фонду из федерального бюджета на соответствующий год. В связи с этим в случае невозможности по объективным причинам предоставления санаторно-курортного лечения гражданину ввиду отсутствия средств, указанные обязательства не могут быть возложены на Фонд. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ, Федеральным законом от 24.11.1995 года №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено ежегодное предоставление путевок, также не предусмотрена компенсация за самостоятельно приобретенную путевку. С 2006 года денежные средства для обеспечения льготных категорий граждан путевками выделяются пропорционально числу льготников, не отказавшихся от права получения набора социальных услуг. На <данные изъяты> год из приведенного в письменном отзыве расчета планировалось получение путевок на санаторно-курортное лечение только каждым пятнадцатым гражданином, имеющим право на получение государственной социальной помощи. В случае возложения на отделение Фонда обязанности выплаты компенсации за непредоставленную по объективным причинам путевку, выплата будет осуществляться за счет средств других граждан, выбравших получение набора социальных услуг в текущем году. Алексеев М.К в <данные изъяты> года обратился за получением путевки на санаторно-курортное лечение, в <данные изъяты> году региональным отделением выделено <данные изъяты> путевок гражданам льготных категорий обратившимся за получением путевок ранее Алексеева М.К., он обеспечен путевкой в <данные изъяты> года в соответствии с очередностью. Ввиду отсутствия вины ответчика в непредоставлении истцу санаторной путевки в <данные изъяты> году, также отсутствуют основания и для компенсации морального вреда. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Алексеев М.К является инвалидом второй группы, имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. За путевкой обратился после <данные изъяты>, в <данные изъяты> года, в текущем году такая путевка не была предоставлена истцу. Доводы истца о неспособности ответчика определить достаточный объем денежных средств для выполнения возложенных на Фонд обязательств по обеспечению социальных программ, в том числе предоставление санаторно-курортных путевок, суд находит преждевременными и не основанными на доказательствах. В соответствии с представленными ответчиком сведениями о наличии очередности на предоставление санаторных путевок с тенденцией ежегодного роста и сведениями о выделении средств федерального бюджета на указанные нужды в <данные изъяты> и <данные изъяты> годах, суд приходит к выводу, что выделение бюджетных средств на приобретение путевок не поставлено в зависимость от количества граждан льготной категории, подавших заявления на предоставление путевок в конкретном региональном отделении. Владимирскому региональному отделению на <данные изъяты> год выделы средства федерального бюджета в утвержденной сумме <данные изъяты> руб., на которые приобретено <данные изъяты> путевок, из расчета стоимости одной путевки в <данные изъяты> году <данные изъяты> руб. в соответствии с приказом Минсоцразвития РФ от 08.12.2009 года. На основании изложенного суд находит, что в <данные изъяты> году санаторно-курортная путевка Алексееву М.К. не выделена Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования РФ по объективным причинам. В связи с изложенным суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда, который истец обосновывает ухудшением состояния его здоровья. Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года), также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Доводы истца о наличии у него права на получение компенсации в судебном заседании подтверждения не нашли. В соответствии с представленной ответчиком Внутриведомственной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда на <данные изъяты> год, средств на выплату компенсации за санаторно-курортные путевки предусмотрено также не было. На основании изложенного суд находит требования истца не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Алексееву М.К. отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись (А.А. Зеленова)