Дело № 2-1008/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Собинка 20.10.2011 г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.а.
при секретаре Нестеровой О.В.
с участием: истца Никитина В.М.
представителя ответчика Петровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Никитина В.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Собинском районе и <...> (ГУ УПФ РФ) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Никитин В.М. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку стаж, необходимый для назначения пенсии, составил более 30 лет. Решением ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке NN от ДД.ММ.ГГГГ ему было необоснованно отказано в досрочном назначении пенсии как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья, в связи с отсутствием у него необходимого 30-летнего трудового стажа. Ответчиком ему был исчислен специальный стаж в размере <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при этом, в специальный стаж не были включены периоды нахождения в командировке ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на военных сборах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Не соглашаясь с решением об отказе, Никитин обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж работы, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии указанных периодов и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства, воспользовавшись ст. 39 ГПК РФ, истец исковые требования уточнил, просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения в командировке, на военных сборах и на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с первоначального обращения - то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорных периодов, впоследствии, от требования об обязании ответчика включить в специальный стаж периодов нахождения в командировке - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказался, определением суда дело в данной части прекращено.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, сослался на то, что имеет необходимый 30 - летний медицинский стаж, и приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Дополнительно пояснил, что с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ он не согласен, полагает, что оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж его работы, т.к. в указанные периоды за ним сохранялось его рабочее место, средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, кроме того, в период нахождения на курсах он также занимался профессиональной лечебной деятельностью. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. На момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, по трудовой книжке его специальный стаж составлял более 30 лет.
Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области Петрова С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, в своих возражениях сослалась на то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ NN обоснованно отказано Никитину В.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа. Пояснила, что истец обращался ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии по старости было отказано. Согласно действующему законодательству, право на досрочную пенсию назначается лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не менее 30 лет в городах, независимо от возраста в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ NN, в негосударственных учреждениях, согласно Постановлению Конституционного Суда от 03.06.2004 г. № 11- П. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации и на военных сборах включению в специальный стаж не подлежат. На момент обращения Никитина с заявлением о назначении пенсии стаж его работы без учета вышеуказанных периодов составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, поэтому в назначении пенсии было отказано, с учетом спорных периодов специальный стаж истца составил бы <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вывод суда о необходимости удовлетворения исковых требований базируется на том, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Выводы суда о необходимости удовлетворения заявленных требований основаны на установленных судом следующих обстоятельствах дела.
В силу ст. 27 и подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет ; ранее достижения указанного возраста трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения определяется на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 г. № 781.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Никитин В.М. осуществляет лечебную деятельность в Собинской ЦРБ, переименованной с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы г. Собинки № 923 в муниципальное учреждение Собинская центральная районная больница (л.д.8- 10).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Никитин В.М. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 32).
Решением ответчика об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ NN (л.д.7) исчисленный на дату обращения истца специальный стаж составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при этом, в специальный стаж не были включены указанные в иске периоды нахождения на военных сборах и на курсах повышения квалификации.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Никитин В.М. находился на военных сборах в соответствии с приказами NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ,NN от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными приказами и уточняющей справкой МУ Собинская ЦРБ (л.д.21-22;33).
Согласно ст. 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Аналогичная норма - ст. 111 КЗоТ РФ, действующая в период направления истца на военные сборы, также предусматривала, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей рабочим и служащим гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии с действовавшим в указанные периоды Законом о всеобщей воинской обязанности, за рабочими и служащими, призванными на сборы, сохраняется за время сборов занимая должность (работа), им выплачивается также средний заработок, как по основной, так и по совмещаемой работе.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, поскольку учеба на курсах носила обязательный характер, имела целью обеспечение основных трудовых функций работника, и при этом за истцом сохранялась заработная плата по основному месту работы и уплачивались страховые взносы.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никитин В.М. находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказами NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей справкой МУ Собинская ЦРБ и свидетельствами о прохождении повышения квалификации (л.д.23-27; 28-31; 33).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Указанная статья в этой части воспроизводит ст. 112 КЗоТ РФ (действовавшего на период возникновения указанных правоотношений в период с 1988 г. по 1999 г. истца с работодателем ), согласно которой, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, и, в силу занимаемой истцом должности врача, он обязан был периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах.
Из приказов и справки, предоставленной МУ Собинская ЦРБ, следует, что за период нахождения Никитина В.М. на военных сборах и на курсах повышения квалификации, по месту работы за ним сохранялась заработная плата.
Поскольку Никитин В.М., с <данные изъяты> года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в учреждении, являющимся учреждением здравоохранения, находился на военных сборах и курсах повышения квалификации в период действия указанных выше норм права, то, как следует, из определения Верховного суда Российской федерации от 06 декабря 2006 г. № 14-В06-34, с учетом положений стаей 6(ч.2),15(ч.4), 17(ч.1), 18,19, и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того. чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истца на военных сборах и на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии.
Как следует из определения Конституционного суда Российской федерации от 06.12.2001 г. № 319-О, в силу ст. 4 и 15 Конституции Российской Федерации, правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законом.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым обязать ответчика включить истцу в его специальный стаж спорные периоды нахождения на военных сборах и на курсах повышения квалификации. Поскольку стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения Никитина В.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорных периодов, составит <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней, требования Никитина В.М. об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения его с заявлением в ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Ограничение права Никитина В.М. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в статье 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод, человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Никитина В.М. возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Никитина В.М. удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области включить Никитину В.М. в его специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на военных сборах - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области назначить Никитину В.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом вышеуказанных периодов.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Никитина В.М. расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись (А.А. Ульянова )