дело № 2-683
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Снежинск Дата.
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
- председательствующего Двоеглазова С.В.,
- при секретаре Баландиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Птицына ФИО6 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения города Снежинска в выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; об индексации суммы не выплаченной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск; о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Птицын А.А., имеющий статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) первоначально обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения города Снежинска (далее – УСЗН; ответчик) о признании незаконным отказа УСЗН в выплате ему компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и о выплате указанной компенсации в сумме 12 182 рубля 66 копеек. В судебном заседании дополнил иск требованием индексации невыплаченной ответчиком суммы компенсации за отпуск за период с Дата по настоящее время и о компенсации морального вреда путем взыскания с ответчика суммы в 3 000 рублей.
В судебном заседании Птицын А.А. доводы и требования своего искового заявления поддержал в полном объеме. Дополнил также, что 3-летний срок для обращения в суд с иском не пропустил.
Представитель УСЗН в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил возражения на иск Птицына А.А. л.д.47-48), в которых просил суд отказать в удовлетворении иска, поскольку у УСЗН нет обязанности по выплате истцу компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск; кроме того ответчиком заявлено о пропуске истцом 3-месячного срока на обращение в суд с рассматриваемым иском.
Представитель третьего лица – Федерального государственного унитарного предприятия – «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (далее – РФЯЦ-ВНИИТФ), будучи извещенным о дате рассмотрения дела л.д.44), в судебное заседание не прибыл; ранее представлял отзыв на иск Птицына А.А. л.д.34-35).
Третье лицо – отделение федерального казначейства по г.Снежинску, будучи извещенным о дате рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, представив заявление Номер от Дата о возможности рассмотрения дела в отсутствие ОФК л.д.46).
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявление Птицына А.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой», утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила).
В пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон), определяют порядок:
оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона, полученного гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - получатели);
выплаты получателям единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском в зависимости от времени проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, предусмотренной пунктом 2 части первой статьи 18 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона (далее – единовременная компенсация).
В силу пункта 2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Согласно пунктам 4 и 5 по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.
Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, в которых указываются:
а) фамилия, имя, отчество получателя;
б) размер выплачиваемых средств;
в) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту жительства получателя и его почтовый адрес либо реквизиты счета, открытого им в кредитной организации.
Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.
Как видно из пояснений сторон и материалов дела, Птицын А.А., являющийся участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС л.д.10;11), Дата обратился в УСЗН с заявлением о выплате денежной компенсации за неиспользованный в Дата дополнительный отпуск л.д.13). При этом в нарушение требований пункта 2 Правил, к заявлению от Дата не были приложены требуемые документы.
Из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136, которым утверждены Правила, следует, что оно принято в целях реализации Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно статье 2 Закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих этому Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними. Частью первой статьи 3 Закона гражданам Российской Федерации гарантированы установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона. При этом в силу части второй статьи 4 Закона меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Часть первая статьи 56 данного Кодекса возлагает обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы на работодателя.
Между тем из статьи 5 Закона видно, что предусмотренные им возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм Законом на работодателя (в рассматриваемом случае – на РФЯЦ-ВНИИТФ) не возложена.
Как установлено пунктом 1 Правил, оплате подлежит дополнительный отпуск, полученный гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, то есть дополнительный отпуск должен быть реально предоставлен работнику, чтобы у него возникло право на его оплату. В рассматриваемом случае Птицын А.А. в Дата уволился из РФЯЦ-ВНИИТФ, дополнительный отпуск не использовал. Правилами не предусмотрена возможность замена дополнительного отпуска денежной компенсацией.
Оснований для удовлетворения иска Птицына А.А. в части признания незаконным отказа УСЗН Номер от Дата в выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и о выплате истцу 12 182,66 рублей – компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, нет.
Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлено, что индексация невыплаченной заработной платы производится работодателем. УСЗН по отношению к Птицыну А.А. работодателем не является. РФЯЦ-ВНИИТФ, как работодатель Птицына А.А. также не может быть обязан произвести индексацию суммы, поскольку, как указывалось выше, предусмотренные статьей 5 Закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не конкретного работодателя. Данные требования Птицына А.А. также не подлежат удовлетворению.
Возможность компенсации морального вреда, причиненного при нарушении трудовых прав лица, установлена пунктом 9 статьи 394 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, правоотношения по оплате дополнительного отпуска истцу возникают не из трудовых, а из социальных отношений. Как видно из требований статьи 1 Закона, настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Дата, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Законодательство о ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не содержит в себе указания на возможность компенсации морального вреда, то есть к рассматриваемым отношениям требования статьи 151 ГК РФ неприменимы, оснований для удовлетворения этой части иска Птицына А.А. также нет.
Суд не принимает заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с рассматриваемым иском. В данном случае, требования истца о возмещении материального ущерба могут быть предъявлены в суд в течение трех лет (ст.ст. 196 и 200(п.1) ГК РФ) со дня отказа УСЗН в выплате компенсации (с Дата). В суд с рассматриваемым иском Птицын А.А. обратился в Дата л.д.2).
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 и 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Птицына ФИО7 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения города Снежинска в выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; об индексации суммы не выплаченной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск; о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Снежинский городской суд.
Судья Снежинского городского суда Двоеглазов С.В.