Дело № 2-777/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата.
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Беляевой Т.А..
при секретаре Масюкевич А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калугина ФИО12 к Управлению социальной защиты населения Адрес об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, о взыскании образовавшейся задолженности, о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оздоровление с последующей индексацией.
У С Т А Н О В И Л:
Истец Калугин С.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Адрес об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с Дата по август Дата в сумме 414 942,85 рублей, индексации ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с Дата по август Дата в сумме 25 865,64 рублей, о возложении обязанности на УСЗН Адрес по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 3365 рублей и компенсации на оздоровление в сумме 1682 рублей, начиная с Дата.
В обоснование иска указал, что является эвакуированным из населенного пункта Адрес, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии на ПО «Номер», сбросов радиоактивных отходов в реку Номер. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 и п. 13 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он получает денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, которые должны индексироваться с Номер с учетом коэффициентов МРОТ, коэффициентов прожиточного минимума в субъекте РФ и коэффициентов, установленных постановлениями Правительства РФ.
Истец и его представитель Гусар Т.А., участвующая в судебном заседании по устному ходатайству Калугина С.В., в судебном заседание сумму исковых требований изменили и просят взыскать с ответчика индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с Дата по август Дата в сумме 458 748,82 рублей, индексацию ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с Дата по август Дата в сумме 19 865,49 рублей поддержала заявленное требование. Кроме того, просит взыскать с ответчика 10 000 рублей - расходы по оплате услуг представителя в суде.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Адрес, Казакова Л.А., участвующая в судебном заседании на основании доверенности л.д. 39), исковые требования не признала, пояснив, что до Дата определенным категориям граждан законом была предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление, размер которых зависел от минимального размера оплаты труда. Размер таких выплат определялся на основании с. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с Дата по Дата исходя из базовой суммы равной 83 рублям 49 коп., с Дата исходя из базовой суммы равной 100 рублям. С учетом данной нормы согласно ст.ст. 3 и 4 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» внесены изменения в закон о Чернобыле и установлены размеры данных выплат в твердых величинах, исходя из базовой суммы 100 рублей, то есть были повышены в 1,198 раза. Таким образом, индексация указанных компенсаций в 2000-2001 году была произведена. Применения повышающих коэффициентов в период с Дата по Дата являются необоснованными.
Учитывая, что индексация является ежегодной, увеличение выплат могло быть произведено с Дата. Принимая во внимание, что с Дата по Дата включительно ежегодная индексация в централизованном порядке была произведена, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете, представитель ответчика считает, что такой порядок соответствует действующему законодательству, в связи с чем просит в иске отказать.
Третье лицо-Министерство социальных отношений Адрес своего представителя в суд не направили, представили суду отзыв (л.д. 28-29), из содержания которого следует, что применение истцом произвольно определенных коэффициентов индексации является неверным, не основаны на законе и требования истца о применении индексации с Дата по Дата. Как следует из отзыва, индексация подлежит применению лишь с Дата с учетом величины прожиточного минимума для пенсионеров Адрес, а с Дата - с применением коэффициента, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете. Учитывая, что УСЗН Адрес произведена централизованная индексация ежегодной индексации и ежемесячной компенсации до Дата и августа Дата, просят отказать в удовлетворении иска.
Выслушав истца, его представителя, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает - иск Калугина С.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Калугин С.В. является эвакуированным из населенного пункта Адрес Дата, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в Дата году на п\о “Номер “, сбросов радиоактивных отходов в реку Номер, на него распространяется действие Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭC“ л.д. 11).
Право на выплаты в возмещение вреда здоровью, в том числе выплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров и оздоровление возникло на основании п.3 ст.1 ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО Номер» и сбросов радиоактивных отходов в реку Номер» и пункта 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С Дата, с момента получения удостоверения (удостоверение серии Номер
Как следует из материалов гражданского дела, с декабря Дата по Дата истец получал вышеназванные компенсационные выплаты в Обществе с ограниченной ответственностью «Номер» л.д.57), а с Дата по настоящее время - в УСЗН Адрес л.д.35-38).
Суд считает необоснованными требования истца об индексации полученных им сумм и установлению новых сумм компенсационных выплат в соответствии с МРОТ, ВПМ, исходя из следующего.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплата гражданам, эвакуированным вследствие аварии на производственном объединении «Номер», ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление производится в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 и пунктом 13 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 в редакции от 11.05.2007 года, разъяснено, что суммы возмещения вреда не подлежат индексации с учетом индексов потребительских цен, так как с Дата до Дата, показатель роста МРОТ не изменялся.
Размеры указанных выплат составляли для названной категории граждан 2 МРОТ - ежемесячная компенсация и 1 МРОТ - ежегодная компенсация, то есть Дата соответственно 166 руб.98 коп. (83,49 руб. х2) и 83 руб. 49 коп.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. № 189-ФЗ), с Дата ежемесячная компенсация была повышена до 200 руб., а ежегодная - до 100 руб.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31 -ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с Дата по Дата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата Дата недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от Дата. Номер, от Дата Номер и от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата Номер утверждены Правила индексации в Дата годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847«Об индексации в Дата размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292«Об индексации в Дата размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; в соответствии сПостановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с Дата по Дата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата Дата недополученных сумм», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 163 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от -7 мая 2005 г. № 292 и от09 августа 2005 г. № 496», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №246«Об индексации в Дата размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 143«О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 г. № 292 и от 09 августа 2005 г. № 496 и от 25 апреля 2006 г № 246», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года №171«Об индексации в 2007 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в Дата размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Претензий по порядку начисления индексации в соответствии с вышеназванными постановлениями Правительства истец не имеет, что подтвердил в судебном заседании.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с Дата г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Поскольку требования истца об увеличении назначенных ему компенсаций пропорционально повышению уровня МРОТ и величины прожиточного минимума не основаны на вышеприведенных нормах закона, суд считает необходимым отказать Калугину С.В. в удовлетворении иска об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление с учетом индекса роста потребительских цен (с Дата до Дата индексов МРОТ (с Дата. до Дата.), величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ (Дата.) и с применением на полученные суммы индексов инфляции, установленных постановлением Правительства РФ (Дата-Дата.г.), взыскании образовавшейся задолженности за период с Дата по Дата., Дата г., о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оздоровление по предложенному варианту с последующей индексацией.
С Дата к выплачиваемым истцу компенсациям применена индексация с индексом 1,10, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847; начиная с января Дата производилась с учетом индекса - 1,11 (Постановление Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 24.03.2006 года № 163 и от 03.03.2007 года № 143); с Дата с учетом индекса - 1,09; в Дата - с учетом индекса 1,08; в Дата - с учетом индексов 1,07, 1,08, 1,10 (Постановление правительств РФ от 21.12.2007 г. № 914, от Дата. Номер, от Дата. Номер); в Дата - с учетом индексов 1,07, 1,08, 1,13 (постановления правительства РФ от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата. Номер)Так же индексировалась и ежегодная компенсация на оздоровление с применением тех же индексов.
Указанный факт подтверждается справкой УСЗН( л.д 61-65):
Следовательно, УСЗН Адрес перед истцом недоплаты по ежемесячной компенсации на приобретение продтоваров и ежегодной компенсации на оздоровление за период, начиная с Дата по август Дата не имеет, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении иска. Произведенная Управлением социальной защиты населения централизованная индексация денежных выплат, гарантированных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, с 29.05.2004г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ, соответствует действующему законодательству.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, не подлежат взысканию с Управления социальной защиты населения Адрес и расходы на оплату услуг представителя (ст. 98,100 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Калугина ФИО13 к Управлению социальной защиты населения Адрес об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, о взыскании образовавшейся задолженности, о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оздоровление с последующей индексацией - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Снежинский городской суд.
Председательствующий Т.В.Беляева.