о признании недействительным решения Собрания депутатов



дело № 2-412

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Снежинск ДД.ММ.ГГГГ.

Снежинский городской суд <адрес> в составе:

- председательствующего Двоеглазова С.В.,

- при секретаре Бакаевой А.В.,

- с участием прокурора Александровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования «Город Снежинск» о признании недействительным решения Собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) «Город Снежинск» в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением» (далее - Решение). Со ссылками на нарушение норм права при принятии оспариваемого решения и на нарушение компетенции представительного и исполнительного органов власти местного самоуправления, прокурор просит Решение № от ДД.ММ.ГГГГ признать недействительным.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО г.Снежинск со ссылкой на доводы, содержащиеся в заявлении, требование о признании недействительным Решения Собрания депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ поддержал.

Представители <адрес> Собрания депутатов и Администрации <адрес> в судебном заседании заявление прокурора ЗАТО г.Снежинск не признали, пояснив при этом, что оспариваемое Решение принято в соответствии с компетенцией Собрания депутатов, определенной Уставом <адрес> и в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Представили возражения (Собрание депутатов) и отзыв (Администрация) на заявление прокурора с указанием в них доводов, связанных с непризнанием заявления.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявление прокурора ЗАТО г.Снежинск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемым Решением Собрания депутатов (л.д.6) утверждено Положение «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением» (л.д.9-12). Как видно из раздела I «Общие положения», муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, рассчитанный на различный период времени, допускающий возможность включения в себя нескольких подпрограмм (л.д.9-оборот), то есть Положение распространяет свое действие в том числе и на долгосрочные программы. Данное обстоятельство стороны подтвердили в судебном заседании.

Суд рассмотрел ссылку представителей Собрания депутатов и Администрации <адрес> на статью 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, подпункт 4 пункта 10 которой устанавливает исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования на принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении, а также ссылку на подп.4 пункта 1 статьи 19 Устава <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой установлена исключительная компетенция Собрания депутатов на принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении, и полагает, что эти ссылки основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора не являются. В качестве основания для такого вывода суд принимает ссылку представителя прокуратуры на пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, а порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Каждая долгосрочная целевая программа должна быть утверждена органом исполнительной власти и соответственно в рамках бюджетного законодательства рассматриваться в качестве рамочного обязательства для целей включения в проект бюджета. Бюджетные ассигнования на исполнение этих обязательств должны предусматриваться главными распорядителями бюджетных средств по уникальной для каждой программы (подпрограммы) целевой статье или виду расходов в составе ведомственной структуры расходов в объеме, предусмотренном на соответствующий год решением об утверждении программы. В качестве обязательного требования в пункте 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ установлено, что долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены соответствующим исполнительным органом власти не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

Таким образом, оспариваемое Решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято Собранием депутатов <адрес> с нарушением компетенции исполнительного органа местного самоуправления - Администрации <адрес>, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным, а заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В порядке статей 204 и 210 ГПК РФ суд полагает необходимым установить то, что оспариваемое Решение № от ДД.ММ.ГГГГ признается недействительным с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Суд рассмотрел доводы представителей Собрания депутатов и Администрации <адрес> об отсутствии законодательного механизма взаимодействия полномочий местной администрации и представительного органа муниципального образования по принятию, оценке и изменению (отмене) долгосрочных целевых программ и ссылку при этом на требования пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, и полагает, что данные доводы также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

Так, пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в частности, полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. При этом ссылок на то, что данный пункт относится к компетенции только представительного органа местного самоуправления указанная статья Закона № 131-ФЗ не содержит. Разделение компетенции органов власти местного самоуправления установлена, в частности статьей 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 которой установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления. В данном случае положение «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением» подлежало утверждению не Решением Собрания депутатов <адрес>, а постановлением главы Администрации <адрес>.

Статья 35 (подп.4 пункт 10) Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, устанавливающая исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования на принятие планов и программ (то есть всех программ) развития муниципального образования, является общей по отношению к специальной статье 179 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей порядок согласно которому именно долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджетов различных уровней, утверждаются исполнительными органами власти (в рассматриваемом случае - Администрацией <адрес>). Применению подлежит именно статья 179 Бюджетного кодекса РФ, как специальная статья; как статья кодекса, то есть нормативного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Федеральному закону; а также как нормативное положение (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ), принятое позднее по времени по отношению к Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Ссылка представителя Администрации <адрес> на заключение прокуратуры ЗАТО г.Снежинска от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на то, что принятие новой редакции Положения «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением» относится к компетенции Собрания депутатов <адрес> является безотносительной к данному делу, поскольку указанное заключение носит технических (консультационный) характер и не является обязательным для исполнения Собранием депутатов <адрес>.

Довод ответчика об отсутствии оснований у прокурора для применения требований статьи 45 ГПК РФ и для обращения в суд с рассматриваемым заявлением в связи с отсутствием лиц, чьи права были бы нарушенными оспариваемым Решением № от ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает, поскольку заявление прокурора связано с защитой прав свобод и интересов именно неопределенного круга лиц - возможных участников долгосрочных целевых программ (подпрограмм). Кроме того, статья 45 ГПК РФ представляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов муниципальных образований, в данном случае - связанным с разграничением компетенции органов представительной и исполнительной власти <адрес>.

Иных доводов в обоснование непризнания заявления прокурора представители Собрания депутатов <адрес> и Администрации <адрес> суду не представили.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора закрытого административно-территориального образования «Город Снежинск» о признании недействительным решения Собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением» удовлетворить.

С момента вступления настоящего решения в законную силу признать недействительным решение Собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и принятии муниципальных целевых программ Снежинского городского округа и контроля за их исполнением».

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Снежинский городской суд.

Судья Снежинского городского суда Двоеглазов С.В.