дело № 2-672 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Снежинск ДД.ММ.ГГГГ. Снежинский городской суд <адрес> в составе: - председательствующего Двоеглазова С.В., - при секретаре Бакаевой А.В., с участием - заявителя: Ряпусова Н.В., - представителя заявителя: Быкова В.А., - представителей заинтересованного лица: Власова А.В., Водолагина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ряпусова ФИО8 о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии войсковой части № об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях, У С Т А Н О В И Л : Ряпусов Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях. В заявлении указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии в/ч № включен в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях. За указанный период его жилищные условия не изменились, тем не менее, ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из указанного списка, что нарушило его жилищные права. Просит признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании Ряпусов Н.В. и его представитель доводы и требования заявления поддержали. Иных требований нет. Представители в/ч № и жилищной комиссии в/ч № заявление Ряпусова Н.В. не признали со ссылкой на доводы, содержащиеся в возражениях на заявление. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения и доводы участников судебного заседания, суд считает, что заявление Ряпусова Н.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Участники судебного заседания подтвердили факт того, что Ряпусов Н.В. проходил военную службу по контракту с 1994 года; ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава в/ч № и уволен с военной службы по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе; выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 12 лет 10 месяцев 07 дней, то есть более 10 лет (л.д.36). Кроме того, в общей долевой собственности Ряпусова Н.В. находится квартира по адресу: <адрес>, имеющая общую площадь 54,01 кв.метров (л.д.6; 28-31). В период прохождения военной службы Ряпусов Н.В. решением жилищно-бытовой комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список личного состава части в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.4). В силу требований статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Статьей 52 (ч.2) Жилищного кодекса РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В силу требований пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, лица, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В обоснование своих доводов представители заинтересованного лица пояснили, что в рапорте о постановке на учет для улучшения жилищных условий сам Ряпусов Н.В. указал состав семьи, состоящий из 4 человек (л.д.35), тогда как в представленных документах имелось указание на малолетнего ФИО6, как на лицо, проживающее с заявителем (л.д.32). Из данного факта представители заинтересованного лица делают вывод о том, что на семью из 4 человек Ряпусов Н.В. не мог требовать постановки на учет, поскольку учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 12 кв.метров общей площади на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах. При этом представители заинтересованного лица не учитывают следующее требование законодательства. Действительно, частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вместе с тем, частью 3 той же статьи Жилищного кодекса РФ определено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Так, частью 1 статьи 15.1 Закона РФ «О статусе военнослужащих» установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, даже при указании Ряпусовым Н.В. состава семьи из 4 человек, занимаемое им жилое помещение составляет менее учетной нормы (18 * 4 = 72 кв.метра; площадь квартиры заявителя - 54,01 кв.метров). В силу требований абз.1 подпункта «а» пункта 6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 (с изменениями от 08 августа 2003 года, 14 ноября 2007 года), нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Законность содержания данного пункта подтверждена решениями Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Военной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №; Военной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №. Суд также считает, что войсковой частью № не выполнено требование пункта 9 «Правил учета военнослужащих.. .» от 06 сентября 1998 года № 1054, в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Доказательств представления такого ходатайства нет. Основания снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены пунктами 1-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Допустимых доказательств наличия какого-либо из указанных оснований в рассматриваемом случае нет. Пунктом 10 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 установлено также, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Допустимых доказательств наличия какого-либо из указанных оснований также не представлено. Тем же пунктом Инструкции от 30 сентября 2010 года № 1280 установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом. Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим. Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра. Суд полагает также, что в/ч № нарушены также требования пунктов 1 и 13 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», которыми установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. По указанным выше основаниям решение жилищной комиссии в/ч № об исключении Ряпусова Н.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях противоречит требованиям жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих и подлежит отмене, а рассматриваемое заявление Ряпусова Н.В. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 194, 197, 252, 253, 257 и 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Ряпусова ФИО9 о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии войсковой части № об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Ряпусова ФИО10 из списка нуждающихся в жилых помещениях Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Снежинский городской суд. Судья Снежинского городского суда Двоеглазов С.В.