О признании бездействий управляющей организаций незаконными



дело № 2-918/2011

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Снежинск                                                                            ДД.ММ.ГГГГ.

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

- председательствующего судьи Беляевой Т.В.,

- при секретаре                                Деменьшиной Е.В.,

- с участием помощника прокурора ЗАТО <адрес> Карпович Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО <адрес> к Открытому акционерному обществу «Сервис» и Обществу с ограниченной ответственностью «Движение» о признании бездействия по не обеспечению проведения диагностики внутренних газопроводов жилых домов незаконным и об обязывании Открытого акционерного общества «Сервис» и Общества с ограниченной ответственностью «Движение» обеспечить работы по диагностике внутренних газопроводов.

                                               У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ЗАТО <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Открытому акционерному обществу «Сервис» и Обществу с ограниченной ответственностью «Движение» о признании бездействия по не обеспечению проведения диагностики внутренних газопроводов жилых домов незаконным и об обязывании ОАО «Сервис» и ООО «Движение» обеспечить работы по диагностике внутренних газопроводов.

В обоснование заявления помощник прокурора указала следующее: прокуратурой ЗАТО <адрес> была проведена проверка эксплуатации внутридомового газового оборудования в жилых домах Снежинского городского округа.

В ходе проверки установлено, что на территории Снежинского городского округа расположено более 400 жилых многоквартирных домов, оборудованных газовыми бытовыми плитами и внутридомовым газовым оборудованием, обеспечивающим получение жильцами сетевого газа для бытовых нужд. Содержание и ремонт общего имущества данных многоквартирных домов, а также предоставление лицам, проживающим в указанных домах, коммунальных услуг осуществляется управляющими компаниями ОАО «Сервис» и ООО «Движение».

Пунктом 2.1 «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000» установлено, что требования настоящего Положения обязательны для всех предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц, являющихся владельцами или занимающихся эксплуатацией, обслуживанием и контролем технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий.

Согласно п. 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию.

В соответствии с п. 3.3 «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000» первичная диагностика должна проводиться по истечении нормативного срока службы системы.

Пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации установлено, что в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят, том числе работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления.

Согласно п.3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно - технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса или обоснования необходимости замены реконструкции внутреннего газопровода.

Требования к минимальному объему работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации в п.3 «Наименование работ. Техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома»

Пунктами 10,11 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации предусмотрено, что периодичность технического обслуживания внутридомового газового оборудования устанавливается с учетом срока службы, технического состояния и условий его эксплуатации. Техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно производиться не реже одного раза в три года.

Согласно ответу Администрации Снежинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №Д-01-12/1838, все внутригазовое оборудование находится в технически исправном состоянии. При этом, первичная диагностика внутренних газопроводов жилищного фонда Снежинского городского округа, имеющих большой срок службы, не проводилась.

Пунктом 3.5 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 предусмотрено, что работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.

Таким образом, бездействие управляющих компаний и отсутствие контроля со стороны Администрации Снежинского городского округа создает потенциальную опасность для жизни людей, проживающих в домах, оборудованных газовыми бытовыми плитами и внутридомовым газовым оборудованием, обеспечивающим получение жильцами сетевого газа для бытовых нужд.

Прокуратура просит признать бездействие управляющих компаний - ОАО «Сервис» и ООО «Движение» по не обеспечению проведения диагностики внутренних газопроводов жилых домов незаконным и обязать ОАО «Сервис» и ООО «Движение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить работы по диагностике внутренних газопроводов специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

Представитель ответчика ОАО «Сервис» Котляр А.Е. (доверенность л.д. 131) требования прокуратуры не признал по основаниям, изложенным в отзыве, в частности указав, что Положение о диагностировании МДС 42-1.2000, на которое ссылается прокуратура не прошло государственную регистрацию в Минюсте РФ, не имеет законной силы, не влечет правовых последствий и не может служитьоснованием для регулирования правоотношений по диагностике на внутренних газопроводах вжилых домах и общественных зданиях; иного, принятого в установленном порядкеправового акта, регламентирующего указанные выше отношения, в настоящее время неимеется, в связи с чем документ, на который ссылается прокурор, не может быть использован в суде в качестве надлежащегодоказательства по рассматриваемому делу. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности домового газового оборудования», который урегулировал бы вопросы, связанные с проведением технического диагностирования стальных газопроводов сети газопотребления домового газового оборудования не принят. Просят в иске прокурору ЗАТО <адрес> отказать.(отзыв л.д. 135)

Ответчик ООО «Движение» своего представителя в судебное заседание не направил, отношения к иску не высказал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации <адрес> Кузьмин А.В. (доверенность л.д. 67) исковые требования прокураты ЗАТО <адрес> не поддержал, просит в иске отказать по основаниям аналогичным заявленным представителем ОАО «Сервис». (отзыв л.д. 141)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Трансэнерго» Семенова С.А. (доверенность л.д. 133) исковые требования прокурора ЗАТО <адрес> не поддержала, просит в иске отказать, указав, о том что между ОАО «Трансэнерго», ОАО «Сервис» и ООО «Движение» заключены договора на техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового газового оборудования, которыми утвержден перечень работ, выполняемых ОАО «Трансэнерго» по техническому обслуживаниювнутридомового газового оборудования (ТО ВДГО);установлен перечень газового оборудования, принимаемого наобслуживание, а также план-график проведения работ по ТО ВДГО.Согласно указанным договорам и планам-графикамОАО «Трансэнерго» проводятся работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах <адрес>. Согласно п. 10.3.1. «Технической эксплуатации газораспределительных работ» периодичность проведения работ, предусмотренных договорами должна быть не реже одного раза в три года, в то время как ОАО «Трансэнерго» указанные работы проводятся ежегодно.

«Положение о диагностировании технического состояния
внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие
требования. Методы диагностирования» МДС 42-1.2000»,на которое ссылается прокуратура, было отменено постановлениемГосгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ, были утверждены «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ12-529-03, с введением в действие которых, Госгортехнадзор (Ростехнадзор)прекратил контролирующую деятельность за техническим обслуживанием исостоянием внутридомового газооборудования.

В настоящее время техническое обслуживание внутридомового
газового оборудования регламентируется «Порядком содержания и ремонта
внутридомового газового оборудования в Российской Федерации»,
введенного в действие приказом Министра регионального развития
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако указанный «Порядок содержания и ремонта
внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» не содержит сведений ни опериодичности диагностирования внутридомовых газопроводов, ни онеобходимости получения специализированными организациями тех илииных лицензий.

Также в данном документе не содержится ссылок наприменение той или иной методики диагностики газопроводов. Представитель ОАО «Трансэнерго» считает, что работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования проводятся на основании договоров; нормативные документы, которые обязывали бы управляющие организации проводить диагностирование внутренних газопроводов жилых домов отсутствует, следовательно, не усматривается в работе ответчиков какое-либо бездействие по не обеспечению проведения диагностики внутренних газопроводов жилых домов. Просит в иске отказать.

Рассмотрев материалы данного гражданского дела, заслушав представителей сторон, третьих лиц, суд считает, что требования прокурора ЗАТО <адрес> не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ОАО «Сервис» и ООО «Движение» осуществляют деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Снежинского городского округа в домах, где порезультатам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов в качестве способа управлениямногоквартирными домами выбран способ управления посредством управляющих организаций, в частности ОАО «Сервис» и ООО «Движение».

Между ОАО «Сервис», ООО «Движение» и собственниками помещенийсоответствующих многоквартирных домов заключены договора управления многоквартирными домами, согласно которым, ответчики обязуется по заданию собственников помещений в многоквартирном доме втечение согласованного срока, за плату выполнять работы по надлежащему содержанию иремонту общего имущества дома, с привлечением для этого специализированныхорганизаций, а также обеспечивать предоставление коммунальных и иных услуг.

Условия, определяющие порядок содержания и ремонта общегоимущества многоквартирного дома, а также предоставления коммунальных услуг, регламентированы законодательством.

Так, в силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества вмногоквартирном жилом доме, а в силу ч. 1 ст. 157 и правила предоставления коммунальныхуслуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанныхнорм федерального закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила ), Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержденыПравила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила ).

Согласно ст. 36 ЖК РФ и п. 5 Правил в состав общего имущества включаются, втом числе и внутридомовые инженерные системы газоснабжения, состоящие из стояков,ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного наответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых)приборов учета, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной
разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иногооборудования, расположенного на этих сетях (далее - ВДГО).

Согласно пункту 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающимсоблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, постояннуюготовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих всостав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам,проживающим в многоквартирном доме.

Аналогичная норма содержится и в п. 49 Правил .

Данные положения указанных постановлений конкретизируются в частности в Правилах инормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных ПостановлениемГосстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), в соответствии с которымиобязанностью организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда ( ОАО «Сервис» и ООО «Движение») является проведение комплекса работ поподдержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленногосрока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.

Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий (к числу которых относитсяи система ВДГО) включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры,подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт (п. 1.8 Правил ).
При этом на организации, обслуживающей жилищный фонд, лежит обязанность по своевременному заключению договоров со специализированнымиорганизациями на техническое обслуживание и ремонт (втом числе замену) внутренних устройств газоснабжения (абзац 9 подпункта 5.5.6 Правил ).

Кроме того, правовые, экономические и организационные основы отношений в областигазоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).

Статьей 8 указанного выше закона предусмотрено, что Правительство РоссийскойФедерации утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставленияуслуг по газоснабжению, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов науслуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа),которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числегазотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательныдля всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводныесети.

В соответствии с пунктом 2 Правил поставки газа поставщик, газотранспортная игазораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правилатехнической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежногогазоснабжения и рационального использования газа.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан(далее - Правила поставки газа для населения).

Названные правила регламентируютотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нуждграждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе
устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, егосущественные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размераплатежа за него. Анализ положений Правил поставки газа для населения позволяет сделатьвывод о том, что их действие распространяются и на отношения между поставщиком газа иуправляющей организацией.

В соответствии с пунктами 7, 8, 9, 13 Правил поставки газа для населения обязательнымусловием для заключения договора газоснабжения (а обязательность заключения такогодоговора для управляющей организации, не являющейся производителем соответствующегоресурса, предусмотрена Правилами ) является наличие у абонента (которыми выступают управляющие организации - ОАО «Сервис» и ООО «Движение») договора на техническое обслуживаниевнутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.

Согласноподпункту «е» пункта 45 Правил поставки газа для населения, поставщик газа вправе водностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа, вчастности, в случае отсутствие у абонента договора о техническом обслуживаниивнутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении,заключенного со специализированной организацией.

Указанными Правилами дано определение понятия внутридомового
газового оборудования - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома,подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллоннойустановке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующегооборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердитьпорядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РоссийскойФедерации.

Во исполнение данного поручения Приказом Министерства региональногоразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок содержания иремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (далее - Порядоксодержания ВДГО), согласно пункту 7 которого проведение работ по техническомуобслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированнойорганизацией при условии заключения договоров на их выполнение. Минимальные объемыработ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения егоисправного и работоспособного состояния приведены в приложении к данному Порядку.

Исходя из анализа указанных нормативных правовых норм в их системной взаимосвязи, усматривается, что обязательным условием для заключения и исполнения договорагазоснабжения является наличие у абонента (в данном случае ОАО «Сервис» и ООО «Движение»)договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного именно со специализированной организацией.

В силу пункта 3 Правил поставки газа для населения под "специализированнойорганизацией" понимается газораспределительная организация, допущенная в установленномзаконодательством РоссийскойФедерации порядке к осуществлению деятельности потехническому обслуживанию внутридомовогогазового оборудования и имеющая аварийно -диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерскойслужбы. До настоящего времени такой порядок допуска к осуществлению деятельности потехническому обслуживанию ВДГО законодательством Российской Федерации не установлен.

Лицензирование такой деятельности также не предусмотрено действующимзаконодательством.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил поставки газа для населения подспециализированной организацией понимается не любая, а именно газораспределительнаяорганизация- специализированные республиканские, краевые,областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием иэксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а такжеоказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Аналогичные разъяснения оприменении данных понятий даны в письме Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ -СК/14, из которого следует, что на абоненте (Управляющей организации) лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Указанным письмом дано разъяснения вопроса о пределах обязанности абонентов по обслуживанию ВДГО в многоквартирном доме.

Внутридомовое газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета (п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан)

В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, газопроводы многоквартирного дома до первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относится к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунком 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание общего имущества является составной частью платы за жилое помещение.

Статьей 155 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение в зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом вносится управляющей организацией, на которую в силу статей 110,138 и 161 ЖК РФ лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

С указанными положениями ЖК РФ корреспондируется содержащееся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ понятие «исполнителя», которое возлагает на него ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы газоснабжения.

При этом обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на потребителе.

Под ВДГО в контексте Правил предоставления коммунальных услуг гражданам понимается внутриквартирная разводка от стояков и газоиспользующее оборудование, которое не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Исходя из изложенного, обязанность абонента - исполнителя коммунальной услуги газоснабжения по содержанию ВДГО, установленная подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Из этого следует вывод, что в рамках действующего правового регулированияорганизация, не являющаяся газораспределительной, не может оказывать и услуги поэксплуатации ВДГО.

Таким образом, как граждане, так и управляющие организации и иные субъекты, накоторых распространяются Правила поставки газа для населения, должны заключать договора на техническое обслуживание ВДГО именно со специализированной организацией, то есть сгазораспределительной организацией.

Такой специализированной организацией на территории
Снежинского городского округа является ОАО «Трансэнерго», осуществляющее в настоящеевремя работы по содержанию, обслуживанию и ремонту ВДГО в соответствии с Правилами инормами технической эксплуатации (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), стандартами отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» (ОСТ153-39.3-051-2003, утв. Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ ) и Порядкомсодержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.

В судебном заседании нашло подтверждение, что между ОАО «Трансэнерго» и ОАО «Сервис» заключен договорна техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового газовогооборудования № ТО-ВДГО-262 от ДД.ММ.ГГГГ Данным договоромутвержден перечень работ,выполняемых по техническому обслуживаниювнутридомового газовогооборудования;установлен перечень газового оборудования, принимаемого наобслуживание, а также план-график проведения работ по ТО ВДГО.(л.д.82-100)

Также между ОАО «Трансэнерго» и ООО «Движение» заключен
аналогичный договор на техническое обслуживание и текущий ремонт
внутридомового газового оборудования № ТО-ВДГО-263 от ДД.ММ.ГГГГ
Данным договором также утвержден перечень работ, выполняемых по ТО ВДГО;установлен перечень газового оборудования, принимаемого наобслуживание, а также план-график проведения работ по ТО ВДГО.( л.д. 101 - 111)

Согласно указанным договорам ОАО «Трансэнерго» проводит работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах <адрес>.

Работы производятся согласно графиков, в полном объеме, акты сдачи-приемки выполненных работ по (ТО ВДГО)подписаны
сторонами по договорам, о чем подтвердили в судебном заседании представители ОАО «Сервис» и ОАО «Трансэнерго».

Ежегодно перечень газового оборудования подлежащего обслуживанию уточняется. Из представленных перечней усматривается, что работы по обслуживанию газового внутридомового оборудования многоквартирных домов, находящихся в <адрес>, специализированной организацией проводятся ежегодно.

Таким образом, обязанность исполнителя ( ОАО «Сервис» и ООО «Движение»)коммунальной услуги газоснабжения по содержанию ВДГО МКД, установленная подпунктом«к» пункта 21 Правил поставки газа для населения, считается исполненной надлежащимобразом.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы прокуратуры о бездействии ответчиков несостоятельны.

Обосновывая бездействие ответчиков в части неисполнения требованийзаконодательства, регулирующего правоотношения в сфере обслуживания ВДГО, прокурор ссылается на Положение о диагностировании технического состояния внутреннихгазопроводов жилых и общественных зданий, утвержденное Приказом Госстроя РФ отДД.ММ.ГГГГ (далее Положение МДС 42-1.2000).

Однако ссылки на данный приказ несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации построительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденным ПостановлениемПравительства от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России)являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основемежотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в областистроительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актовполностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативныйправовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органомгосударственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличиев нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц,рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественныхотношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 2.1. Положения МДС 42-1.2000 его требования обязательны длявсех предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц,являющихся владельцами или занимающихся эксплуатацией, обслуживанием и контролемтехнического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий.

Исходя из анализа текста Положения МДС 42-1.2000 и его буквального толкования,можно сделать вывод, что данное Положение подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные длянеопределенного круга лиц - физических и юридических лиц, являющихся владельцами илизанимающихся эксплуатацией, обслуживанием и контролем технического состояниявнутренних газопроводов жилых и общественных зданий (собственников и владельцев жилыхи общественных зданий, как настоящих, так и потенциальных), рассчитан на неоднократноеприменение, имеет сферу действия на территории Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке опубликования ивступления в. силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»(далее - Указ Президента от ДД.ММ.ГГГГ ) нормативные правовые акты федеральныхорганов, исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющиемежведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральныхорганов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерствеюстиции Российской Федерации, подлежатобязательному официальному опубликованию,кроме актов или отдельных ихположений, содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кромеактов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственнуютайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственнуюрегистрацию, а такжезарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке,
не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основаниемдля регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Согласно п. 10 Указа Президента отДД.ММ.ГГГГ , на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно п. 9 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указа Президента РФот ДД.ММ.ГГГГ ) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти днейпосле дня их регистрации, а также вБюллетене нормативных актов федеральных органовисполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации ПрезидентаРоссийской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в Правилах подготовки нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о том, что приказГосстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утвердивший Положение МДС 42-1.2000,прошелгосударственную регистрацию в Минюсте РФ и был официально опубликован у суда не имеется.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Положение о диагностировании.МДС 42-1.2000 не имеет законной силы, не влечет правовых последствий и не может служитьоснованием для регулирования правоотношений по диагностике на внутренних газопроводах в
жилых домах и общественных зданиях, и то обстоятельство, что иного, принятого в установленном порядкеправового акта, регламентирующего указанные выше отношения, в настоящее время не имеется, руководствуясь ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ,указанный документ не может быть использован в суде в качестве надлежащегодоказательства по рассматриваемому делу и документа, подлежащего обязательному исполнению организациями, занимающимися эксплуатацией, обслуживанием и контролем технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий.

Более того, «Положение о диагностировании технического состояниявнутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие
требования. Методы диагностирования» МДС 42-1.2000, на которое ссылается прокуратура, разработано сучетом требований «Правил безопасности в газовом хозяйстве» ПБ 12-368-00(п. 1.3 МДС 42-1.2000).

Указанные правила были отменены постановлениемГосгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ Взамен были утверждены«Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ
12-529-03.

С введением в действие данных «Правил безопасности систем
газораспределения и газопотребления» Госгортехнадзор (Ростехнадзор)
прекратил контролирующую деятельность за техническим обслуживанием и
состоянием внутридомового газооборудования.

В настоящее время техническое обслуживание внутридомового
газового оборудования регламентируется «Порядком содержания и ремонта
внутридомового газового оборудования в Российской Федерации»,
введенного в действие приказом Министра регионального развития
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако указанный «Порядок содержания и ремонта
внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» не содержит сведений ни опериодичности диагностирования внутридомовых газопроводов, ни онеобходимости получения специализированными организациями тех илииных лицензий. Также в данном документе не содержится ссылок наприменение той или иной методики диагностики газопроводов.

В настоящее время в Государственной Думе на обсуждении находится проект Федерального закона «Технический регламент о безопасности домового газового оборудования», которым предусматриваются требования к процессу эксплуатации домового газового оборудования, в частности при обслуживании домового газового оборудования в процессе его эксплуатации должно быть обеспечено выполнение специализированной организацией техническое диагностирование стальных газопроводов сети газопотребления; определены сроки технического диагностирования (не позднее, чем через 30 лет после ввода домового газового оборудования в эксплуатацию), что также свидетельствует о том, что в настоящее время не установлен нормативный срок, по истечении которого должна проводиться диагностика внутреннего газопровода; отсутствует методика диагностики газопроводов и отсутствуют нормативные документы, которые обязывали бы управляющие организации проводить диагностирование внутренних газопроводов жилых домов. Прокурором ЗАТО <адрес> не представлено доказательств о наличи таких правовых актов и доказательств, того что ответчики уклонялись бы от выполнения возложенных на них действующими правовыми нормами обязанностей.

При указанных обстоятельствах суд считает предъявленные прокурором ЗАТО <адрес> требования не обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора ЗАТО <адрес> к Открытому акционерному обществу «Сервис» и Обществу с ограниченной ответственностью «Движение» о признании бездействия по не обеспечению проведения диагностики внутренних газопроводов жилых домов незаконным и об обязывании Открытого акционерного общества «Сервис» и Общества с ограниченной ответственностью «Движение» обеспечить работы по диагностике внутренних газопроводов отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня вынесения мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Снежинский городской суд.

Председательствующий                                                   Т.В.Беляева