дело № 2-86/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Снежинск ДД.ММ.ГГГГ. Снежинский городской суд Челябинской области в составе: - председательствующего судьи Беляевой Т.В., - при секретаре Деменьшиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО <адрес> о признании недействительным Решения Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг. У С Т А Н О В И Л : Прокурор ЗАТО <адрес> в порядке ст. 245 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к Собранию депутатов <адрес> о признании недействительным Решения Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг. В обоснование предъявленного заявления помощник прокурора указала следующее: Решением Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Данное решение было опубликовано в издании «Известия Собрания депутатов и Администрации <адрес>»№ (148) от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение является незаконным и подлежит изменению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг. Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.Таким образом, Собрание депутатов <адрес> полномочно на принятие Решения «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг» только в части предоставления муниципальных услуг. Однако, согласно абз.4 п.3 ст.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3297-1, с ДД.ММ.ГГГГ закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. В указанный перечень входит Закрытое административно-территориальное образование Снежинск. Таким образом, принятие решений о выдаче медицинского заключения о наличии заболеваний, препятствующих выполнению родительских обязанностей; выдача заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому; выдача заключения врачебно-экспертной комиссии о способностях гражданина к самообслуживанию; выдача заключения врачебно-экспертной комиссии о профиле стационарного учреждения; выдача медицинской справки от лечащего врача о состоянии здоровья ребенка с указанием отсутствия медицинских противопоказаний к оздоровлению не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. Согласно указанному перечню, среди услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями, в сфере здравоохранения предусмотрено: прием заявок (запись) на прием к врачу в муниципальное учреждение здравоохранения (п.64); выдача гражданам муниципальными учреждениями здравоохранения направлений на прохождение медико-социальной экспертизы (п.65); прием заявлений об оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных муниципальных учрежденияхи подразделениях скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также предоставление информации о такой помощи и постановка на соответствующий учет (п.66). На территории Снежинского городского округа не имеется муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно подп. «д» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города подготовлено отрицательное заключение на проект решения Собрания депутатов <адрес> «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными…», которое направлено в Собрание депутатов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на Решение Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными …» принесен протест, который решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отклонен. Прокурор ЗАТО <адрес> просит признать Решение Собрания депутатов города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес> органами управления в структуре администрации города Снежинска и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг недействительным с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель Собрания депутатов город <адрес> Скоробогатов А.Г. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 20) заявление прокуратуры ЗАТО <адрес> не признал, указав, в Собрание депутатов города <адрес> поступил протест прокурора ЗАТО <адрес> на решение Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес> органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг».Решением Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора отклонен. Решением Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. В заявлении прокурор делает вывод, что, в частности, принятие решений о выдаче медицинского заключения о наличии заболеваний, препятствующих выполнению родительских обязанностей; выдаче заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому; выдаче заключения врачебно-экспертной комиссии о способностях гражданина к самообслуживанию; выдаче заключения врачебно-экспертной комиссии о профиле стационарного учреждения; выдаче медицинской справки от лечащего врача о состоянии здоровья ребенка с указанием отсутствия медицинских противопоказаний к оздоровлению не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Однако, согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» орган местного самоуправления лишь утверждает перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, то есть утверждение Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, необходимо для того, чтобы предоставлять государственную либо муниципальную услугу по смыслу ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и не ставится в зависимость от того, какая организационно-правовая форма у организаций, оказывающие эти необходимые и обязательные услуги. В этой связи довод прокурора о том, что Собрание должно утверждать Перечень необходимых и обязательных услуги в области здравоохранения для предоставления муниципальных услуг только лишь в отношении муниципальных учреждений здравоохранения, не состоятелен. Представитель Собрания депутатов <адрес> считает, что заявление прокурора ЗАТО <адрес> удовлетворению не подлежит. Представитель третьего лица Администрация <адрес> городского округа Воронов А.А. (доверенность л.д. 21) и Автономного муниципального учреждения муниципального образования «Город <адрес>» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Капустин Н.А. не признал по доводам аналогичным доводам представителя Собрания депутатов г. <адрес>. Представитель третьего лица ФГБУЗ ЦМСЧ № ФМБА России Худышкин А.А. (доверенность л.д. 22) с доводами, изложенными в исковом заявлении прокурора ЗАТО <адрес> о признании решения Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части предоставления медицинских услуг недействительными согласился. (л.д.67) Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения участников процесса, суд считает, что требования прокурора ЗАТО <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено: ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города подготовлено отрицательное заключение на проект решения Собрания депутатов <адрес> «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными…», которое направлено в Собрание депутатов <адрес>. Решением Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города Снежинска, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Данное решение было опубликовано в издании «Известия Собрания депутатов и Администрации г. <адрес>»№ (148) от ДД.ММ.ГГГГ. В указанный перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации город <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг включены следующие услуги: выдача медицинского заключения о наличии заболеваний, препятствующих выполнению родительских обязанностей; выдача заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому; выдача заключения врачебно-экспертной комиссии о способностях гражданин к самообслуживанию; выдача заключения врачебно-экспертной комиссии о профиле стационарного учреждения; выдача медицинской справки от лечащего врача о состоянии здоровья ребенка указанием отсутствия медицинских противопоказаний к оздоровлению.(л.д. 10) ДД.ММ.ГГГГ на Решение Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными …» принесен протест, который решением Собрания депутатов г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отклонен. В соответствии с п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг. Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.Таким образом, Собрание депутатов г. <адрес> полномочно на принятие Решения «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг» только в части предоставления муниципальных услуг. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. При этом, органы местного самоуправления могут предоставлять государственную услугу при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании п.14 ч.1 ст. 16 Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, входит ЗАТО г.<адрес>. В соответствии с Уставом ФГБУЗ ЦМСЧ № ФМБА России является учреждением здравоохранения, подведомственным Федеральному медико-биологическому агентству, осуществляющим деятельность по медико-санитарному обеспечению работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе имеющих профессиональные заболевания, и населения отдельных территорий, оказание им медицинской помощи, включая специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в соответствии с перечнем обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством организаций и территорий, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Кроме того, на основании п. 3 ст.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытом административно-территориальном образовании» Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико- санитарному обеспечению населения отдельных территорий; согласно п.28 ст.5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (действующими на момент принятий оспариваемого акта) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится медико-санитарное обеспечение населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико- санитарному обеспечению населения отдельных территорий. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание. В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни услуг, указанные в части 1 настоящей статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг. В перечне услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют услуги, перечисленные в пунктах 6, 7, 8, 9 и 11 решения Собрания депутатов города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного, суд полагает требования прокурора ЗАТО г. <адрес> подлежащими удовлетворению, в связи с чем следует признать недействительным Решение Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора ЗАТО <адрес> о признании недействительным Решения Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг удовлетворить. Признать недействительным Решение Собрания депутатов города <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города <адрес>, органами управления в структуре администрации города <адрес> и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг» в части предоставления медицинских услуг. Апелляционная жалоба может быть подана в Челябинский областной суд через Снежинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Т.В.Беляева.