Решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Главы администрации ЗАТО Александровск



Дело № 2-136/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Снежногорск 23 мая 2011 года

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего Шитовой Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Содель В. М. о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339,

У С Т А Н О В И Л :

Содель В.М. обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 с момента его издания в части установления размера оплаты за содержание и ремонт жилья в г. Гаджиево и п. Оленья Губа.

В судебном заседании Содель В.М. требования поддержал и пояснил, что он проживает в г.Гаджиево Мурманской области в муниципальном жилом помещении. В феврале 2011 года в квитанции об оплате жилищно- коммунальных услуг за январь 2011 года он обнаружил повышение оплаты за содержание и ремонт жилья по сравнению с 2010 годом.

Ознакомившись с постановлением Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 « Об утверждении размере платы за содержание и ремонт жилого помещения», опубликованном в муниципальной газете «Полярный вестник» и размещенном на официальном сайте администрации ЗАТО Александровск, считает его незаконным и необоснованным, противоречащим федеральному законодательству.

Так, в постановлении указано, что оно принято в соответствии с нормами ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако данные нормативно- правовые акты не предусматривают установление в одном муниципальном образовании тарифов на услуги в зависимости от места проживания населения.

Данным постановлением установлены повышенные тарифы на содержание и ремонт жилого помещения для населения г.Гаджиево и п.Оленья Губа, по сравнению с тарифами, установленными для населения г.Снежногорска и г.Полярного.

Кроме того, по его мнению, нарушен порядок принятия данного постановления, который определен постановлением администрации ЗАТО Александровск № 531.

Так, в нарушение положений указанного постановления, размер платы за содержание и ремонт жилья не обсуждался Советом депутатов ЗАТО Александровск; Управляющая компания не предоставляла документы на согласование в УЖКХ; УЖКХ не проверило экономическую обоснованность платы и не провела экспертизу по экономическому обоснованию тарифов; отдел экономического развития администрации ЗАТО Александровск не проверил экономическую обоснованность тарифов.

Не согласившись с постановлением от 29.12.2010 года он обратился в прокуратуру для проведения проверки, однако прокуратура его заявление направила в администрацию, откуда он получил ответ о том, что все расценки установлены в соответствии с законом.

Просит признать не действующим и не подлежащим применению постановление Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 « Об утверждении размере платы за содержание и ремонт жилого помещения» в части определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для населения г.Гаджиево и п.Оленья Губа ЗАТО Александровск Мурманской области, поскольку данным постановлением нарушаются его права на равенство свобод человека и гражданина независимо от места жительства, гарантированные Конституцией РФ.

Представитель заинтересованного лица- Администрации ЗАТО Александровск Абкина О.А. в судебном заседании требования заявителя не признала и пояснила, что постановление Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 «Об утверждении размере платы за содержание и ремонт жилого помещения» принято уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, в установленной форме и было официально опубликовано в средствах массовой информации.

Ст. 156 ЖК РФ определяет право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма. Плата за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии со ст.154 ЖК РФ включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Управление многоквартирными домами в населенных пунктах в составе ЗАТО Александровск, в частности в г.Гаджиево и п.Оленья Губа, осуществляется управляющими компаниями, выбранными по результатам открытого конкурса, с которыми заключены договоры управления. Данными договорами определены перечни работ по управлению общим имуществом жилых домов и объемы содержания и текущего ремонта общедомового имущества, также определен размер платы за управление жилищным фондом.

При принятии обжалуемого постановления администрация ЗАТО Александровск принимала во внимание размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, определенные собственниками и управляющими компаниями на 2011 год и согласованными договорами управления, а не территориальную принадлежность жилых домов.

Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений зависит от состояния жилищного фонда и определяется от состояния конкретных домов.

Постановлением администрации ЗАТО Александровск № 531 от 27.04.2010 года был определен порядок реализации администрацией полномочий в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. В настоящий момент данное постановление утратило силу.

Данным постановлением был определен порядок, по которому Управляющая компания предоставляет в УЖКХ экономически обоснованные расходы и расчеты по ним, УЖКХ проверяет их обоснованность, а затем направляет в отдел экономического развития администрации ЗАТО Александровск. После согласования издается проект постановления, который подписывает Глава администрации. Вместе с тем, указанное постановление не определяет порядок издания нормативных правовых актов органом местного самоуправления, а регулирует вопросы согласования тарифов между тремя организациями.

При издании постановления № 2339 данное согласование было произведено.

Просит отказать в удовлетворении заявления.

Допрошенная в качестве свидетеля ***, пояснила, что между собственником жилья муниципальным образованием ЗАТО Александровск и ООО «Управляющая компания» в 2008 году заключены договоры управления многоквартирными домами, расположенными в г. Гаджиево.

На основании договор управления УК ежегодно предоставляет в УЖКХ администрации ЗАТО Александровск для согласования пояснительные записки к расчетам по различным статьям расходов, в том числе и по расходам на содержание и ремонт жилого помещения.

УЖКХ рассматривает их расчеты, проверяет экономическую обоснованность, и затем в рабочем порядке, по телефону, либо по факсу сообщает о том, приняты расчеты либо нет. Если какие-то позиции не согласуются, то она вносит изменения, как того требует УЖКХ, если не докажет экономическую обоснованность. Затем она получает постановление Главы администрации с установленными тарифами, которое и является правовым документом для Управляющей компании.

Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетелей, суд приходит к выводу, что требования Содель В.М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 10.06.2010 № 13) определяет существенные признаки, характеризующие нормативный правой акт, как то издание его в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п.9).

Судом установлено, что 29.12.2010 года было издано постановление Главы администрации ЗАТО Александровск № 2339 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в ЗАТО Александровск», которое было официально опубликовано в периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления или должностным лицом- газете «Полярный вестник» 13.01.2011 года, что подтверждается обозренным в судебном заседании вторым номером газеты. Указанное постановление содержит правовые нормы, а именно устанавливает расценки на содержание и ремонт жилья в жилых помещениях ЗАТО Александровск для неопределенного круга лиц сроком на один год, и направлено на урегулирование отношений в сфере коммунального обслуживания.

При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление является нормативным правовым актом.

В соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года (ред. от 03.05.2011) « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно ч.5 ст.51, ст.63 Устава ЗАТО Александровск, принятого решением Советом депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области 26.05.2009 года № 31, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области 05.06.2009 № RU513430002009001 Глава администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Мурманской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издаёт постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

В соответствии с п.41 ч.1 ст.43 Устава ЗАТО Александровск, Глава администрации устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельными индексами, установленными органом регулирования Мурманской области для ЗАТО Александровск, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Таким образом, Глава администрации ЗАТО Александровск правомочна издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, в пределах своих полномочий и по вопросам установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Как следует из пояснений представителя администрации ЗАТО Александровск и свидетеля ***, а также договоров управления, весь жилищный фонд в г. Гаджиево и п. Оленья Губа является собственностью муниципалитета (л.д. 26-58 )

В соответствии с п. 28, 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений обязаны нести бремя на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией; плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.

В силу п.3 ст.10 Устава ЗАТО Александровск Администрация ЗАТО Александровск является органом местного самоуправления, наделенная полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск. Статьей 12 Устава определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и в частности по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Между собственником муниципального жилья МО ЗАТО Александровск и ООО «Управляющая компания» в 2008 году были заключены договоры на управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск. Согласно договоров управления, управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению переданными ей многоквартирными домами.

Таким образом, постановление № 2339 было издано в пределах компетенции органов местного самоуправления, т.к. вопросы установления тарифов на содержание и ремонт жилья относятся к компетенции данных органов на основании действующего законодательства. Так же, по мнению суда, оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статья 46 ФЗ-131 от 06.10.2003 года (ред. от 03.05.2011) « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Порядок согласования производственных программ и рассмотрение материалов для установления тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержден постановлением администрации ЗАТО Александровск № 531 от 27.04.2010 года.

Данный порядок предусматривает ежегодное предоставление в УЖКХ администрации ЗАТО Александровск организациями коммунального комплекса производственных программ, проверку обоснованности которых производит УЖКХ. В случае обоснованности производственной программы УЖКХ направляет её в отдел экономического развития администрации ЗАТО Александровск. Отдел экономического развития проверяет обоснованность расчета финансовых потребностей, при обоснованности финансовых затрат готовит проект постановления администрации ЗАТО Александровск об установлении тарифов (л.д.88-91 )

Представителем администрации ЗАТО Александровск представлены суду доказательства соблюдения процедуры принятия постановления № 2339 – телефонограмма зам. начальника УЖКХ в управляющие компании о предоставлении производственных программ и расчетов по ним, а также сопроводительное письмо УК с приложенными пояснительными записками к расчету по статье расходов на содержание и ремонт жилья в г. Гаджиево (л.д. 74,75,76); плановой расшифровкой платы за содержание и текущий ремонт (л.д. 77)

Кроме того, допрошенные в качестве свидетелей ***, ***, в судебном заседании подтвердили факт согласования и проверки экономической обоснованности тарифов на содержание и ремонт жилья в г. Гаджиево.

В соответствии со ст. ст. 58,59 Устава МО ЗАТО Александровск правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в официальном печатном средстве массовой информации.

Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 96 установлено, что официальным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных нормативных правовых актов на территории ЗАТО Александровск является газета «Полярный вестник» (л.д.), где и было опубликовано оспариваемое постановление.

Таким образом, проанализировав доказательства по делу, нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что постановление Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 « Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в ЗАТО Александровск» издано уполномоченным на принятие нормативных правовых актов органом местного самоуправления; в форме, в которой Глава администрации вправе принимать нормативные правовые акты; соблюден порядок принятия нормативного правового акта, а также соблюдены правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила его опубликования.

Суд не принимает доводы заявителя о том, что обжалуемое постановление нарушает его права в части установления тарифов в п. Оленья Губа, поскольку он не является жителем данного поселка и на него не возлагаются обязанности по исполнению постановления в этой части. Как установлено судом с заявителем заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное в г. Гаджиево (***), а п. Оленья Губа на основании ст. 2 Устава ЗАТО Александровск отнесен к территориальному округу Снежногорск.

Кроме того, заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих, что оспариваемым постановлением нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также каким федеральным законам и другим нормативным правовым актам противоречит оспариваемого постановление.

Ссылка заявителя на п.2 ст.19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, по мнению суда, в рассматриваемых правоотношениях в порядке Главы 24 ГПК РФ, не состоятельна, поскольку отсутствие единого тарифа для городов и поселков, входящих в состав ЗАТО Александровск, не может быть предметов рассмотрения в порядке судопроизводства о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.

Заявитель вправе обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Содель В.М. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2010 года № 2339 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней через Снежногорский городской суд со дня его принятия.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова