Решение об отказе взыскания процентной надбавки к заработной плате и предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда



Дело № 2-52/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года г. Снежногорск

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркиной Т.Н. к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к командиру войсковой части о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

В обоснование требований истица указала, что с *** года по настоящее время работает в должности *** на 0,5 ставки *** войсковой части 10544.

В её должностные обязанности как *** в числе прочего, входит изготовление лекарственных средств, анализ лекарственных средств, изготовление концентратов, полуфабрикатов и других веществ, производить расфасовку лекарственных средств.

Для изготовления и анализа лекарственных средств ей приходится применять такие канцерогенные вещества, опасные для здоровья, как аммиак, пергидроль, формалин, этиловый спирт и различные кислоты.

В соответствии со Списком производств и должностей с вредными условиями труда, её должность, связанная с непосредственным изготовлением и контролем лекарств, подпадает под перечень должностей, которым предоставляется дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней.

Кроме этого, в соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 года и Приложения к нему, фармацевтический персонал аптек, кроме занятых исключительно отпуском лекарств, имеют право на повышение должностного оклада в размере 15%.

Однако, ответчик не предоставляет указанную доплату и дополнительный отпуск, как это предусмотрено трудовым законодательством, ссылаясь на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в коллективном договоре не закреплена обязанность работодателя производить доплату и предоставлять дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда.

Просит суд обязать ответчика производить начисление процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% и предоставлять ежегодный дополнительный отпуск в количестве 12 дней.

Истица Маркина Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истицы.

Представитель ответчика Тристан Л.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем нет оснований производить доплату к должностному окладу истицы, а также предоставлять ей дополнительный отпуск. Отсутствуют основания, в связи с которыми можно утверждать, что истица работает во вредных условиях труда.

Фармацевтический персонал аптек указан в п. 26 Перечня к приказу МО № 555, а также *** в Списке, как имеющие право на повышение должностного оклада, но Маркина Т.Н. не каждый день занимается изготовлением лекарств, и не половину рабочего времени проводит за изготовлением лекарственных препаратов. Кроме того, ничем не подтверждено, что на рабочем месте истицы могут быть какие-либо вредные воздействия.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение эксперта, лабораторные исследования, приходит к выводу, что требования Маркиной Т.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливает работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Приказом от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестация рабочих мест проводится работодателем и предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе и в целях:

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

Судом установлено, что истица с *** года по настоящее время работает в медицинском пункте войсковой части 10544 в должности *** на 0,5 ставки (л.д. ***).

В её должностные обязанности как *** входит организация работы аптеки по изготовлению лекарственных средств, изготовление лекарственных средств, производство качественного и количественного анализа эктемпоральных лекарственных средств (л.д. ***).

Согласно трудового договора от *** года № *** истице установлена оплата труда, которая в себя включает и надбавки компенсационного характера в виде процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и надбавки на стаж работы в РКС. Также установлены надбавки стимулирующего характера за выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, за добросовестно выполнение должностных обязанностей (л.д. ***).

В октябре 2010 года истица обратилась к командиру войсковой части с заявлениями о предоставлении ей дополнительного отпуска и установлении процентной надбавки к должностному окладу в связи с работой во вредных условиях труда. В её просьбе было отказано со ссылкой на то, что в коллективном договоре отсутствует положение о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, а также коллективным договором не определен процент надбавки к должностному окладу за работу в этих условиях (л.д. ***).

Аттестация рабочих мест в войсковой части 10544 не проводилась, что не оспаривалось истицей в предыдущем судебном заседании.

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 « О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" определено, что новые системы оплаты труда для гражданского персонала воинских частей, а также перечень видов компенсационного и стимулирующего характера утверждаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется приказом МО РФ от 10.11.2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583».

В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей ( приложение 2 к приказу), гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады повышаются на работах с тяжелыми и вредными условиями труда- до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда- до 24%.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Указанным Положением определены особенности оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (п.26), которые предусматривают увеличение должностного оклада за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно перечню (приложение N 1 к Положению).

Таким образом, проанализировав указанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что для признания за истицей права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда необходимо наличие следующих факторов:

- наличие вредных условий труда;

- отнесение выполняемой работы и учреждения к Перечню военно-медицинских учреждений и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;

- выполнение работы на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В приложении №1 ( приказ МО № 555) установлен перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. В пункте 26 данного перечня указан фармацевтический персонал аптек и фармацевтических центров, кроме занятых исключительно отпуском лекарств без рецептов.

Как следует из примечания к указанному Перечню руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым перечнем.

В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются.

Суду не представлено доказательств того, что работая *** на 0,5 ставки истица фактически занята на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда не менее половины рабочего времени.

Суд не может согласиться с доводами истицы о том, что при изготовлении лекарственных средств она применяет канцерогенные вещества, которые опасны для здоровья, поскольку они опровергаются лабораторными исследованиями, проведенными ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 120 ФМБА России», который пришел к вводу, что концентрация аммиака, этанола, хлора, этановой кислоты в воздухе рабочей зоны *** при приготовлении растворов не превышает предельно допустимые концентрации и соответствуют гигиеническим нормативам (л.д. ***).

В связи с изложенным, эксперт проводивший государственную экспертизу условий труда Маркиной Т.Н., пришел к выводу, что по фактору работы с химическими веществами, условия труда *** не являются вредными (л.д. ***).

Суд также не принимает доводы истицы о том, что работая с препаратом «ротендант», применяемым для борьбы с грызунами, она подвергает свое здоровье опасности, поскольку в должностные обязанности истицы не входит работа по борьбе с грызунами, она не имеет на это соответствующей лицензии, поэтому нет оснований утверждать, что по вине работодателя она подвергает свое здоровье опасности.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 ( с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и Инструкция о порядке применения Списка.

В разделе ХL «Здравоохранение» в параграфе «аптечные учреждения» в п.134 указаны заведующие ( начальники) аптеки лечебно-профилактического учреждения, непосредственно работающие по изготовлению и контролю лекарств, которым предоставляется дополнительный отпуск 12 календарных дней за работу во вредных условиях. В соответствии с Инструкцией счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

В соответствии с действующим законодательством дополнительный отпуск предоставляется в связи с работой во вредных условиях.

Суду не представлено доказательств, что истица, как *** фактически была занята в этих условиях не менее половины рабочего времени, а также что её работа связана с вредными производственными факторами, превышающими санитарно-гигиенические нормативы или тяжелыми условиями труда.

Имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что истица работает во вредных условиях труда. Получить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным.

Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области был получен ответ о невозможности предоставления санитарно-гигиенических характеристик условий труда Молчановой Т.В., т.к. санитарно-эпидемиологический надзор на объектах воинских частей не входит в компетенцию данного органа (л.д. ***). Компетентный орган, а именно ФГУ «1033 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора флота», для составления санитарно-гигиенических характеристик затребовал в войсковой части результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов и т.п., выполненных за счет средств войсковой части (л.д. ***).

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, запрашиваемые данные 1033 ЦГСЭНФ в войсковой части отсутствуют, поскольку аттестация рабочих мест не проводилась, а на лабораторные и инструментальные исследования у них нет лицензии и аппаратуры.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Маркиной Т.Н. в иске к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Снежногорский городской суд в течение 10 суток со дня принятия.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова