Дело № 2-49/2011 мотивированное решение изготовлено 20.06.2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года г. Снежногорск Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М., при секретаре Фоминых М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеевой И.Ф. и Оленкевич Т.З. к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, У С Т А Н О В И Л : Истицы обратились в суд с иском к командиру войсковой части о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда. В обоснование требований истицы Дорофеева И.Ф. и Оленкевич Т.З. пояснили, что с *** года и *** года соответственно по настоящее время они работают в должности *** войсковой части 10544. В медицинском пункте есть палата, где лечат инфекционных больных с ОРЗ, ангиной, краснухой, оспой. Кроме того, они выполняют работу *** в процедурном кабинете, где также проводят гнойные перевязки, внутривенные и внутримышечные инъекции и вакцинации. Исполняя свои должностные обязанности, им приходится работать с вредными веществами, такими как хлорсодержащие, спиртовые, аммиак, формалин, перекись водорода. В связи с тем, что они работают в палатах с инфекционными больными, делают инъекции различным больным, в связи с чем подвергают себя опасности заражения инфекционными заболеваниями, а также работают с вредными веществами, то их работу следует признать во вредных условиях труда в соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 года и в соответствии со Списком производств и должностей с вредными условиями труда. На основании указанных нормативных актов, а также в соответствии с трудовым законодательствам, им положен дополнительный ежегодный отпуск и надбавка к должностному окладу. Однако, ответчик не предоставляет указанную доплату и дополнительный отпуск, ссылаясь на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в коллективном договоре не закреплена обязанность работодателя производить доплату и предоставлять дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. Просят суд обязать ответчика производить начисление процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% и предоставлять ежегодный дополнительный отпуск в количестве 12 дней. Представитель ответчика Тристан Л.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем нет оснований производить доплату к должностному окладу истиц, а также предоставлять им дополнительный отпуск. Отсутствуют основания, в связи с которыми можно утверждать, что истицы работает во вредных условиях труда. В медицинском пункте отсутствует палата для инфекционных больных, *** при работе с различного рода больными обязаны пользоваться индивидуальными средствами защиты - перчатками, масками. Риск заражения инфекционными заболеваниями при работе в медицинском пункте незначительный, т.к. все тяжелобольные направляются в военный госпиталь. В настоящее время ведется работа по получению денежных средств для производства аттестации, но пока деньги не выделены. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заключения эксперта, лабораторные исследования, приходит к выводу, что требования Дорофеевой И.Ф. и Оленкевич Т.З. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливает работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Приказом от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестация рабочих мест проводится работодателем и предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе и в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; Судом установлено, что истицы с *** года по настоящее время работают в войсковой части 10544 в должности *** (л.д. *** и л.д. ***). В их должностные обязанности как *** входит обеспечение инфекционной безопасности, соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, осуществление ухода за пациентами, своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических процедур, ввод лекарственных препаратов больным по жизненным показаниям, обеспечение правильного хранения и списания лекарственных препаратов (л.д. ***). Согласно трудовых договоров от *** года № *** и от *** года № *** истицам установлена оплата труда, которая в себя включает и надбавки компенсационного характера в виде процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и надбавки на стаж работы в РКС. Также установлены надбавки стимулирующего характера за выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, за добросовестно выполнение должностных обязанностей (л.д. ***, л.д. ***). В *** года истица Дорофеева И.Ф. и *** года истица Оленкевич Т.З. обратились к командиру войсковой части с заявлениями о предоставлении им дополнительного отпуска и установлении процентной надбавки к должностному окладу в связи с работой во вредных условиях труда. В их просьбе было отказано со ссылкой на то, что в коллективном договоре отсутствует положение о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, а также коллективным договором не определен процент надбавки к должностному окладу за работу в этих условиях (л.д. *** и л.д. ***). 23 июня 2009 года общим собранием гражданского персонала в/ч 10544 был принят коллективный договор на 2009-2012 годы, в разделе 3 которого предусмотрено, что работникам в/ч 10544 выплачиваются доплаты и надбавки, определенные действующим трудовым законодательством и нормативными документами МО РФ, в том числе и за вредные условия труда (л.д. ***). Предоставление дополнительных отпусков коллективным договором не предусмотрено (л.д. ***). Аттестация рабочих мест в войсковой части 10544 не проводилась. В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 « О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" определено, что новые системы оплаты труда для гражданского персонала воинских частей, а также перечень видов компенсационного и стимулирующего характера утверждаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба. Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется приказом МО РФ от 10.11.2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583». В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей ( приложение 2 к приказу), гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады повышаются на работах с тяжелыми и вредными условиями труда- до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда- до 24%. Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени. Указанным Положением определены особенности оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (п.26), которые предусматривают увеличение должностного оклада за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно перечню (приложение N 1 к Положению). Таким образом, проанализировав указанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что для признания за истицами права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда необходимо наличие следующих факторов: - наличие вредных условий труда; - отнесение выполняемой работы и учреждения к Перечню военно-медицинских учреждений и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда; - выполнение работы на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени. В приложении №1 ( приказ МО № 555) установлен перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. В пункте 2 данного перечня указаны инфекционные клиники, госпитали и их филиалы, отделения, палаты для инфекционных больных, кабинеты инфекционных заболеваний. Как следует из примечания к указанному Перечню руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым перечнем. В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются. Таким образом, основным условием для повышения должностного оклада являются не уровни вредных производственных факторов и степень вредности условий труда, а риск инфицирования медицинских работников или их работа с определенным контингентом лиц в определенных учреждениях, подразделениях, указанных в Перечне, который устанавливает, в данном случае, повышение окладов исходя из вида учреждения. Согласно заключения эксперта по результатам государственной экспертизы условий труда истиц, основанием для повышения оклада по п.2 Перечня и предоставления дополнительного отпуска по п.20 раздела XL Списка будет являться специализации медицинского учреждения, подтвержденная в установленном порядке соответствующими документами, в частности лицензией на вид медицинской деятельности. Что касается условий труда, связанных с инфекционными заболеваниями, то класс условий труда медицинского работника будет зависеть от профиля лечебного учреждения и того имеется ли контакт с патогенными микроорганизмами (возбудителями инфекционных заболеваний) и их группы патогенности (л.д. ***). Из штата 91/336, утвержденного начальником ГШ ВС РФ 21.04.2009 года в войсковой части 10544 действует медицинский пункт ( лазаретом на 20 коек) в штат которого входят: начальник пункта, санитарный инструктор; водитель - санитар; врач-терапевт; врач-стоматолог; заведующая аптекой, лаборант, медицинская сестра; повар (л.д.85). Из представленных истицами копий журнала амбулаторного приема, журнала перевязочного и процедурного кабинетов усматривается, что в медицинском пункте велся прием больных с ОРЗ, острым бронхитом, осуществлялись перевязки. С аналогичными заболеваниями находились пациенты в лазарете (л.д. ***). Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что медицинский пункт войсковой части 10544 является специализированным (инфекционным) медицинским учреждением, работа в котором связана с контактом с патогенными микроорганизмами и ведет к риску инфицирования медицинского персонала. Доводы истиц о том, что инфекционные больные в лазарете находятся в отдельной палате, что свидетельствует о наличии инфекционной палаты, судом не может быть принят, поскольку в штате медицинского пункта отсутствует палата для инфекционных больных, т.е. такой вид медицинского учреждения, как предусмотрено Перечнем. Как следует из пояснений Дорофеевой, Оленкевич и представителя ответчика в лазарете имеется отдельная палата, где на лечении находятся инфекционные, больные с ОРЗ, ангинами, но она не оборудована отдельным входом, санузлом. Согласно протоколов лабораторных исследований воздуха рабочей зоны и рабочих мест *** в перевязочной и физиотерапевтическом кабинете, концентрация аммиака и хлора не превышает предельно допустимых норм (л.д. ***). Исследовав представленные материалы дела эксперт, определявший условия труда истиц пришел к выводу, что условия труда *** по химическому фактору относятся ко 2 классу, т.е. не относятся к вредным (л.д. ***) Доказательств, опровергающих данные выводы, суду не представлено. Кроме того, суду не представлено доказательств того, что истицы выполняли работу во вредных условиях не менее половины установленного рабочего времени. Суд не может согласиться с доводами истиц о том, что весь рабочий день они находятся в контакте с инфекционными больными, поскольку медицинский пункт и лазарет согласно штату не являются инфекционными медицинскими учреждениями, и истицы как *** оказывают в течение рабочего дня медицинскую помощь и другому контингенту больных. Данное обстоятельство не оспаривалось истицами в судебном заседании. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 ( с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и Инструкция о порядке применения Списка. В разделе ХL «Здравоохранение» в п.20 Списка дополнительных отпусков поименован средний медицинский персонал, осуществляющий непосредственное обслуживание больных, в том числе в инфекционных медицинских учреждениях, их подразделениях, а также в специализированных палатах и кабинетах того же профиля. В соответствии с Инструкцией счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Таким образом, основанием для предоставления дополнительного отпуска по данному пункту будет соответствующая работа - среднего медицинского персонала в специализированном (инфекционном) медицинском учреждении. Как было указано выше, суду не представлено доказательств того, что медицинский пункт является специализированным (инфекционным) медицинским учреждением, работа в котором *** дает право на дополнительный отпуск и надбавку к должностному окладу. Имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что истицы работают в специализированном медицинском учреждении и имеют контакт с патогенными микроорганизмами. Получить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным. Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области был получен ответ о невозможности предоставления санитарно-гигиенических характеристик условий труда истиц, т.к. санитарно-эпидемиологический надзор на объектах воинских частей не входит в компетенцию данного органа (л.д. ***). Компетентный орган, а именно ФГУ «1033 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора флота», для составления санитарно-гигиенических характеристик затребовал в войсковой части результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов и т.п., выполненных за счет средств войсковой части (л.д. ***). Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, запрашиваемые данные 1033 ЦГСЭНФ в войсковой части отсутствуют, поскольку аттестация рабочих мест не проводилась, а на лабораторные и инструментальные исследования у них нет лицензии и аппаратуры. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Дорофеевой И.Ф. и Оленкевич Т.З. в иске к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда - отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Снежногорский городской суд в течение 10 суток со дня принятия. Председательствующий судья: Е.М. Шитова