Дело № 2-72/2011 мотивированное решение изготовлено 23.06.2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2011 года г. Снежногорск Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М., при секретаре Фоминых М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перышкиной Н.В. к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, У С Т А Н О В И Л : Истица обратилась в суд с иском к командиру войсковой части о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда. В обоснование требований истица указала, что с *** года по настоящее время работает в должности *** медицинского пункта войсковой части 10544. В её должностные обязанности как *** входит прием больных в медицинском пункте, лечение, удаление зубов. При этом её работа связана с кровью и гнойными ранами, что относится к вредным условиям труда по биологическому фактору. Кроме того, она сама выполняет дезинфекцию своего кабинета и инвентаря, инструментария, при этом пользуется хлорсодержащими средствами и аммиаком. В соответствии со Списком производств и должностей с вредными условиями труда, её должность, связанная с непосредственной работой с кровью, подпадает под перечень должностей, которым предоставляется дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней. Кроме этого, в соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 года и Приложения к нему, врачи, работающие непосредственно с потенциально инфицированным материалом имеют право на повышение должностного оклада в размере 15%. Однако, ответчик не предоставляет указанную доплату и дополнительный отпуск, как это предусмотрено трудовым законодательством, ссылаясь на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в коллективном договоре не закреплена обязанность работодателя производить доплату и предоставлять дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. Просит суд обязать ответчика производить начисление процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% и предоставлять ежегодный дополнительный отпуск в количестве 12 дней. Представитель ответчика Тристан Л.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем нет оснований производить доплату к должностному окладу истицы, а также предоставлять ей дополнительный отпуск. Отсутствуют основания, в связи с которыми можно утверждать, что истица работает во вредных условиях труда. В настоящее время ведется работа по получению денежных средств для производства аттестации, но пока деньги не выделены. Установление надбавки к окладу и предоставление дополнительного отпуска возможно только при аттестации рабочих мест. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заключение эксперта, приходит к выводу, что требования Перешкиной Н.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливает работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Приказом от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестация рабочих мест проводится работодателем и предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе и в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; Судом установлено, что истица с *** года по настоящее время работает в войсковой части 10544 в должности *** (л.д. ***). В её должностные обязанности как *** входит осуществление диагностики и лечение заболеваний и поражений зубов; подготовка стоматологического оборудования к работе; производство осмотра полости рта у всех военнослужащих части в ходе углубленного медицинского обследования; обеспечивает своевременную и полную санацию полости рта личному составу; забор биоматериала производство местной и проводниковой анестезии; оперативное удаление зуба при ограниченных воспалительных процессах; обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, асептики и антисептики, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом кабинете (л.д.18-19). Согласно трудового договора без номера от *** года и дополнительным соглашением к данному договору от *** года № *** истице установлена оплата труда, которая в себя включает должностной оклад, надбавки и другие выплаты 25% (л.д. ***), а также выплаты компенсационного характера в виде районного коэффициента к заработной плате, процентной надбавки за стаж работы в РКС. Выплаты, связанные с тяжелой работой, работой с вредными и опасными условиями труда, не предусмотрены (л.д. ***). В *** года истица обратилась к командиру войсковой части с заявлением о предоставлении ей дополнительного отпуска и установлении процентной надбавки к должностному окладу в связи с работой во вредных условиях труда. В её просьбе было отказано со ссылкой на то, что в коллективном договоре отсутствует положение о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, а также коллективным договором не определен процент надбавки к должностному окладу за работу в этих условиях (л.д. ***). 23 июня 2009 года общим собранием гражданского персонала в/ч 10544 был принят коллективный договор на 2009-2012 годы, в разделе 3 которого предусмотрено, что работникам в/ч 10544 выплачиваются доплаты и надбавки, определенные действующим трудовым законодательством и нормативными документами МО РФ, в том числе и за вредные условия труда (л.д. ***). Предоставление дополнительных отпусков коллективным договором не предусмотрено (л.д. ***). Аттестация рабочих мест в войсковой части 10544 не проводилась. В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 « О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" определено, что новые системы оплаты труда для гражданского персонала воинских частей, а также перечень видов компенсационного и стимулирующего характера утверждаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба. Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется приказом МО РФ от 10.11.2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583». В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей ( приложение 2 к приказу), гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады повышаются на работах с тяжелыми и вредными условиями труда- до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда- до 24%. Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени. Указанным Положением определены особенности оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (п.26), которые предусматривают увеличение должностного оклада за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно перечню (приложение N 1 к Положению). Таким образом, проанализировав указанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что для признания за истицей права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда необходимо наличие следующих факторов: - наличие вредных условий труда; - отнесение выполняемой работы и учреждения к Перечню военно-медицинских учреждений и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда; - выполнение работы на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени. В приложении №1 ( приказ МО № 555) установлен перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. Как следует из примечания к указанному Перечню руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым перечнем. В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются. В указанном Перечне отсутствует должность ***, и такое подразделение как ***, из чего суд делает вывод о том, что работа в указанной должности не связана с определенным контингентом лиц и риском инфицирования медицинского работника. Других доказательств, свидетельствующих о том, что работая *** истица работает не менее половины рабочего времени с потенциально инфицированным материалом ( биологическими жидкостями и тканями), суду не представлено. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 ( с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и Инструкция о порядке применения Списка. В разделе ХL «Здравоохранение» в подразделе «стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты» в п. 83 указан врач-стоматолог, которому за работу во вредных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск 12 календарных дней. В соответствии с Инструкцией счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. В соответствии с действующим законодательством дополнительный отпуск предоставляется в связи с работой во вредных условиях. Суду не представлено доказательств, что истица, как *** фактически была занята в этих условиях не менее половины рабочего времени, а также что её работа связана с вредными производственными факторами, превышающими санитарно-гигиенические нормативы или тяжелыми условиями труда. Имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что истица работает во вредных условиях труда. Получить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным. Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области был получен ответ о невозможности предоставления санитарно-гигиенических характеристик условий труда Перешкиной Н.В., т.к. санитарно-эпидемиологический надзор на объектах воинских частей не входит в компетенцию данного органа (л.д. ***). Компетентный орган, а именно ФГУ «1033 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора флота», для составления санитарно-гигиенических характеристик затребовал в войсковой части результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов и т.п., выполненных за счет средств войсковой части (л.д. ***). Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, запрашиваемые данные 1033 ЦГСЭНФ в войсковой части отсутствуют, поскольку аттестация рабочих мест не проводилась, а на лабораторные и инструментальные исследования у них нет лицензии и аппаратуры. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Перышкиной Н.В. в иске к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда - отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Снежногорский городской суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решение. Председательствующий судья: Е.М. Шитова