Решение об отказе в иске о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда



Дело № 2-71/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2011 года г. Снежногорск

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старченко О.А. к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к командиру войсковой части о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

В обоснование требований Старченко О.А. указала, что с *** года по настоящее время работает в должности *** в медицинском пункте войсковой части 10544 и в должности *** войсковой части 10522.

В её должностные обязанности как *** входит прием больных в медицинском пункте, лечение больных в лазарете, при этом она имеет непосредственный контакт с инфекционными больными, а именно больными ОРЗ, ангиной, пневмонией и другими инфекциями. Также она производит лечение хирургических больных, делает различные перевязки.

Работа с инфекционными больными в отдельной инфекционной палате, является работой с вредными условиями труда и на основании п. 2 Перечня военно-медицинских учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышение должностного оклада на 15 %, утвержденного Приказом МО РФ № 555 от 10.11.2008 года, она имеет право на 15 % надбавку к должностному окладу, т.к. работает в инфекционной палате.

Кроме того, надбавка к окладу ей положена и как *** на основании п.14 этого же приложения к приказу № 555.

Поскольку её работа связана с вредными условиями, то на основании п.170 раздела ХL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, она как фельдшер воинской части имеет право на 12 дней дополнительного ежегодного отпуска.

Однако, ответчик не предоставляет указанную доплату и дополнительный отпуск, ссылаясь на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в коллективном договоре не закреплена обязанность работодателя производить доплату и предоставлять дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда.

Просит суд обязать ответчика производить начисление процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% и предоставлять ежегодный дополнительный отпуск в количестве 12 дней.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена по последнему месту жительства, повестка возвращена без вручения. Старченко О.А. судом извещена о рассмотрении дела посредством телефонной связи. Просила дело рассмотреть в её отсутствие, т.к. находится в отпуске за пределами Мурманской области.

Представитель ответчика не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истицы.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истицы Старченко О.А.

Представитель ответчика Тристан Л.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем нет оснований производить доплату к должностному окладу истицы, а также предоставлять ей дополнительный отпуск. Отсутствуют основания, в связи с которыми можно утверждать, что истица работает во вредных условиях труда.

В медицинском пункте отсутствует палата для инфекционных больных. *** работает не в инфекционной палате, а в простой палате, в которой лечат больных с ОРЗ, ангинами. Риск заражения инфекционными заболеваниями при работе в медицинском пункте незначительный, т.к. все тяжелобольные направляются в военный госпиталь.

Приказом командира войсковой части 10544 от *** года истица назначена *** дезинфекционного уголка войсковой части 10522. Однако, всю работу по дезинфекции в войсковой части выполняют матросы срочной службы.

Просит суд в иске отказать.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение эксперта, приходит к выводу, что требования Старченко О.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливает работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Приказом от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестация рабочих мест проводится работодателем и предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе и в целях:

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

Судом установлено, что истица с сентября *** года приказом командира войсковой части 10544 назначена на должность *** войсковой части 10522 (л.д. ***). Кроме того, на основании приказа № *** от *** года ВрИО командира в/ч 10544, она назначена *** дезинфекционного уголка войсковой части 10522 ( л.д. ***).

В её должностные обязанности как *** входит прием больных, обеспечение инфекционной безопасности, осуществление сестринского процесса при уходе за пациентами, выполнение профилактических и лечебно- диагностических процедур, назначение соответствующего лечения, организация и проведение диспансерного наблюдения (л.д.17-19).

Обязанности истицы как *** определены приказом № 917, и в эти обязанности входит получение или приготовление маточных растворов хлорсодержащих препаратов, обеспечение уголка готовыми растворами дезинфицирующих средств, проведение дезинфекции в подразделении, осуществление контроля за качеством проведения дезинфекции в подразделении (л.д. ***).

Согласно трудового договора от *** года № *** истице установлена оплата труда, которая в себя включает и надбавки компенсационного характера в виде процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и надбавки за стаж работы в РКС. Также установлены надбавки стимулирующего характера за выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, за добросовестно выполнение должностных обязанностей (л.д. ***).

В августе и октябре 2010 года истица обратилась к командиру войсковой части с заявлениями о предоставлении ей дополнительного отпуска и установлении процентной надбавки к должностному окладу в связи с работой во вредных условиях труда. В её просьбе было отказано со ссылкой на то, что отсутствует аттестация рабочих мест, и что медицинский пункт, в котором она работает не является инфекционным отделением (л.д. ***).

23 июня 2009 года общим собранием гражданского персонала в/ч 10544 был принят коллективный договор на 2009-2012 годы, в разделе 3 которого предусмотрено, что работникам в/ч 10544 выплачиваются доплаты и надбавки, определенные действующим трудовым законодательством и нормативными документами МО РФ, в том числе и за вредные условия труда (л.д. ***). Предоставление дополнительных отпусков коллективным договором не предусмотрено (л.д. ***).

Аттестация рабочих мест в войсковой части 10544 не проводилась.

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» определено, что новые системы оплаты труда для гражданского персонала воинских частей, а также перечень видов компенсационного и стимулирующего характера утверждаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется приказом МО РФ от 10.11.2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583».

В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей ( приложение 2 к приказу), гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады повышаются на работах с тяжелыми и вредными условиями труда- до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда- до 24%.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Указанным Положением определены особенности оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (п.26), которые предусматривают увеличение должностного оклада за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно перечню (приложение N 1 к Положению).

Таким образом, проанализировав указанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что для признания за истицей права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда необходимо наличие следующих факторов:

- наличие вредных условий труда;

- отнесение выполняемой работы и учреждения к Перечню военно-медицинских учреждений и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;

- выполнение работы на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В приложении №1 ( приказ МО № 555) установлен перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. В пункте 2 данного перечня указаны инфекционные клиники, госпитали и их филиалы, отделения, палаты для инфекционных больных, кабинеты инфекционных заболеваний.

Как следует из примечания к указанному Перечню руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым перечнем.

В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются.

Таким образом, основным условием для повышения должностного оклада являются не уровни вредных производственных факторов и степень вредности условий труда, а риск инфицирования медицинских работников или их работа с определенным контингентом лиц в определенных учреждениях, подразделениях, указанных в Перечне, который устанавливает, в данном случае, повышение окладов исходя из вида учреждения.

Согласно заключения эксперта по результатам государственной экспертизы условий труда истицы, основанием для повышения оклада по п.2 Перечня и предоставления дополнительного отпуска по п.170 раздела XL Списка будет являться вид учреждения, специализация медицинских работников и профиль больных, а также любые вредные производственные факторы, превышающие санитарно-гигиенические нормативы (л.д. ***).

Из штата ***, утвержденного начальником ГШ ВС РФ *** года следует что в войсковой части 10544 действует медицинский пункт ( с лазаретом на 20 коек) в штат которого входят: начальник пункта, фельдшер, санитарный инструктор; водитель- санитар; врач-терапевт; врач-стоматолог; заведующая аптекой, лаборант, медицинская сестра; повар (л.д. ***).

Из указанного штата не усматривается, что в медицинском пункте имеется инфекционное отделение или инфекционная палата. Истицей, в предыдущем судебном заседании не оспаривался тот факт, что в медицинском пункте отсутствует инфекционная палата.

Суду не представлено доказательств того, что медицинский пункт войсковой части 10544 является специализированным (инфекционным) медицинским учреждением, работа в котором связана с контактом с патогенными микроорганизмами и ведет к риску инфицирования медицинского персонала.

Кроме того, суду не представлено доказательств того, что истица выполняла работу во вредных условиях не менее половины установленного рабочего времени.

Пунктом 14 Перечня предусмотрено повышение должностных окладов медицинским дезинфекторам и инструкторам- дезинфекторам.

Как было установлено судом, истица является *** войсковой части 10522. Указанная должность отсутствует в Перечне.

Кроме того, суду не представлено доказательств, что работа ***, тождественна работе медицинского дезинфектора и инструктора-дезинфектора, и что истица выполняла эту работу не менее половины установленного рабочего времени.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 ( с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и Инструкция о порядке применения Списка.

В разделе ХL «Здравоохранение» в п.170 Списка дополнительных отпусков поименован фельдшер воинской части, работающий на самостоятельном участке и выполняющий функции фельдшера фельдшерского пункта. В соответствии с Инструкцией счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Таким образом, основанием для предоставления дополнительного отпуска по данному пункту будет соответствующая работа - *** воинской части, работающего на самостоятельном участке и выполняющем функции *** фельдшерского пункта, выполняемая фактически не менее половины рабочего дня.

Суду не представлено доказательств того, что истица выполняет функции *** фельдшерского пункта, и она занята работой во вредных условиях не менее половины рабочего дня.

Имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что истица работает в опасных для здоровья, вредных и особо тяжелых условиях труда. Получить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным.

Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области был получен ответ о невозможности предоставления санитарно-гигиенических характеристик условий труда истиц, т.к. санитарно-эпидемиологический надзор на объектах воинских частей не входит в компетенцию данного органа (л.д. ***). Компетентный орган, а именно ФГУ «1033 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора флота», для составления санитарно-гигиенических характеристик затребовал в войсковой части результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов и т.п., выполненных за счет средств войсковой части (л.д. ***).

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, запрашиваемые данные 1033 ЦГСЭНФ в войсковой части отсутствуют, поскольку аттестация рабочих мест не проводилась, а на лабораторные и инструментальные исследования у войсковой части нет лицензии и аппаратуры.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Старченко О.А. в иске к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Снежногорский городской суд в течение 10 суток со дня принятия.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова