Решение об отказе в иске о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2011 года г. Снежногорск

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой Т.В. к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к командиру войсковой части о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

В обоснование требований истица пояснила, что с *** года по настоящее время работает в должности *** в войсковой части 10544.

В её должностные обязанности как *** входит прием амбулаторных больных в медицинском пункте, лечение больных в лазарете, при этом она имеет непосредственный контакт с инфекционными больными, а именно больными ОРЗ, ангиной, пневмонией и другими инфекциями.

Работа с инфекционными больными в инфекционной палате, является работой с вредными условиями труда и на основании п. 2 Перечня военно-медицинских учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышение должностного оклада на 15 %, утвержденного Приказом МО РФ № 555 от 10.11.2008 года, она имеет право на 15 % надбавку к должностному окладу, т.к. работает с инфекционными больными.

Поскольку её работа связана с вредными условиями, то на основании п.168 раздела ХL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, она как врач *** и как врач –*** имеет право на 12 дней дополнительного ежегодного отпуска.

Просит суд обязать ответчика производить начисление процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% и предоставлять ежегодный дополнительный отпуск в количестве 12 дней.

Представитель ответчика Тристан Л.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем нет оснований производить доплату к должностному окладу истицы, а также предоставлять ей дополнительный отпуск. Отсутствуют основания, в связи с которыми можно утверждать, что истица работает во вредных условиях труда.

В настоящее время ведется работа по получению денежных средств для производства аттестации, но пока деньги не выделены.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования Молчановой Т.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливает работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Приказом от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестация рабочих мест проводится работодателем и предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе и в целях:

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

Судом установлено, что истица с *** года по настоящее время работает в войсковой части 10544 в должности *** (л.д. ***).

В её должностные обязанности как *** входит оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности, установление диагноза, назначение и контроль лечения, ежедневный осмотр больных в лазарете, контроль за правильностью проведения процедур, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима (л.д. ***).

Согласно трудового договора от *** года № *** истице установлена оплата труда, которая в себя включает и надбавки компенсационного характера в виде процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и надбавки на стаж работы в РКС. Также установлены надбавки стимулирующего характера за выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, за добросовестное выполнение должностных обязанностей (л.д. ***).

В октябре *** года истица обратилась к командиру войсковой части с заявлением о предоставлении ей дополнительного отпуска и установлении процентной надбавки к должностному окладу в связи с работой во вредных условиях труда. В её просьбе было отказано со ссылкой на то, что в коллективном договоре отсутствует положение о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, а также коллективным договором не определен процент надбавки к должностному окладу за работу в этих условиях (л.д. ***).

23 июня 2009 года общим собранием гражданского персонала в/ч 10544 был принят коллективный договор на 2009-2012 годы, в разделе 3 которого предусмотрено, что работникам в/ч 10544 выплачиваются доплаты и надбавки, определенные действующим трудовым законодательством и нормативными документами МО РФ, в том числе и за вредные условия труда (л.д. ***). Предоставление дополнительных отпусков коллективным договором не предусмотрено (л.д. ***).

Аттестация рабочих мест в войсковой части 10544 не проводилась.

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» определено, что новые системы оплаты труда для гражданского персонала воинских частей, а также перечень видов компенсационного и стимулирующего характера утверждаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется приказом МО РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583».

В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей (приложение 2 к приказу), гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады повышаются на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24%.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Указанным Положением определены особенности оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (п. ***), которые предусматривают увеличение должностного оклада за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно перечню (приложение N 1 к Положению).

Таким образом, проанализировав указанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что для признания за истицей права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда необходимо наличие следующих факторов:

- наличие вредных условий труда;

- отнесение выполняемой работы и учреждения к Перечню военно-медицинских учреждений и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;

- выполнение работы на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В приложении №1 ( приказ МО № 555) установлен перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. В пункте 2 данного перечня указаны инфекционные клиники, госпитали и их филиалы, отделения, палаты для инфекционных больных, кабинеты инфекционных заболеваний.

Как следует из примечания к указанному Перечню, руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым перечнем.

В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются.

Таким образом, основным условием для повышения должностного оклада являются не уровни вредных производственных факторов и степень вредности условий труда, а риск инфицирования медицинских работников или их работа с определенным контингентом лиц в определенных учреждениях, подразделениях, указанных в Перечне, который устанавливает, в данном случае, повышение окладов исходя из вида учреждения. Указанные выводы содержатся и в заключении эксперта, проводившего экспертизу условий труда истицы (л.д. ***).

Из штата ***, утвержденного начальником ГШ ВС РФ *** года в войсковой части 10544 действует медицинский пункт (лазаретом на 20 коек), в штат которого входят: ***, коим является истица; фельдшер; санитарный инструктор; водитель-санитар; врач-терапевт; врач-стоматолог; заведующая аптекой, лаборант, медицинская сестра; повар (л.д.61).

Из представленных истицей копий журнала амбулаторного приема, книги учета больных, находящихся на стационарном лечении усматривается, что в медицинском пункте велся прием больных с ОРЗ, острым бронхитом. С аналогичными заболеваниями находились пациенты в лазарете (л.д. ***).

Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что работа с указанным контингентом ведет к риску заражения инфекционными заболеваниями, а так же, что работа истицы проводится в палатах для инфекционных больных.

Доводы истицы о том, что инфекционные больные в лазарете находятся в отдельной палате, судом не может быть принят, поскольку в штате медицинского пункта отсутствует палата для инфекционных больных, т.е. такой вид медицинского учреждения, как предусмотрено Перечнем.

Как следует из пояснений Молчановой Т.В. и представителя ответчика, в лазарете имеется отдельная палата, где на лечении находятся инфекционные больные, и надпись на двери «изолятор».

Кроме того, суду не представлено доказательств того, что истица выполняла работу во вредных условиях не менее половины установленного рабочего времени.

Суд не может согласиться с доводами истицы о том, что весь рабочий день она находится в контакте с инфекционными больными, поскольку медицинский пункт и лазарет согласно штату не являются инфекционными медицинскими учреждениями, и истица как *** оказывает в течение рабочего дня медицинскую помощь и другому контингенту больных. Данное обстоятельство не оспаривалось истицей в судебном заседании.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и Инструкция о порядке применения Списка.

В разделе ХL «Здравоохранение» в общих профессиях медицинских работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения и просвещения в п.168 указаны врачи, различных специальностей и учреждений, которым за работу во вредных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск 12 календарных дней. В соответствии с Инструкцией счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

В соответствии с действующим законодательством дополнительный отпуск предоставляется в связи с работой во вредных условиях.

Суду не представлено доказательств, что истица, как ***, *** учреждения здравоохранения, *** лазарета фактически была занята в этих условиях не менее половины рабочего времени, а также, что её работа связана с вредными производственными факторами, превышающими санитарно-гигиенические нормативы или тяжелыми условиями труда.

Доводы истицы о том, что указание на должность *** в Списке дает основания на дополнительный отпуск, не состоятельны, поскольку указанный Список утвержден в целях дальнейшего упорядочения предоставления рабочим и служащим дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда.

Имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что истица работает во вредных условиях труда. Получить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным.

Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области был получен ответ о невозможности предоставления санитарно-гигиенических характеристик условий труда Молчановой Т.В., т.к. санитарно-эпидемиологический надзор на объектах воинских частей не входит в компетенцию данного органа (л.д. ***). Компетентный орган, а именно ФГУ «1033 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора флота», для составления санитарно-гигиенических характеристик затребовал в войсковой части результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов и т.п., выполненных за счет средств войсковой части (л.д. ***).

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, запрашиваемые данные 1033 ЦГСЭНФ у них отсутствуют, поскольку аттестация рабочих мест не проводилась, а на лабораторные и инструментальные исследования у них нет лицензии и аппаратуры.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Молчановой Т.В. в иске к войсковой части 10544 о взыскании процентной надбавки к заработной плате и предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Снежногорский городской суд в течение 10 суток со дня принятия.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова