Решение по иску прокурора об обязании муниципального учреждения культуры обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-269/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Снежногорск 29 ноября 2011 года

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

с участием прокурора Раст А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к муниципальному учреждению культуры «Централизованная клубная система г. Полярный» городскому центру культуры «Север», Управлению культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск, администрации ЗАТО Александровск об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры, а именно оборудовать крыльцо центрального входа в здание городского центра культуры «Север», расположенное по ул. ***, *** в г. Полярный приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.

В судебном заседании прокурор изменил исковые требования и пояснил, что Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проверки было установлено, что на территории ЗАТО Александровск проживают инвалиды, использующие для передвижения коляски, которые не имеют доступа, в том числе и к объекту культуры - ГЦК «Север» г. Полярный, поскольку центральный вход не оборудован средствами для беспрепятственного доступа инвалидов.

ГЦК «Север» находится в подчинении Управления культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск. Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Собственником зданий, где расположено ГЦК «Север» является муниципальное образование ЗАТО Александровск, которое передало в оперативное управление здание, где расположен центр культуры.

В связи с тем, что согласно технической документации не представляется возможным оборудовать центральный вход в ГЦК «Север» пандусами для передвижения инвалидов, использующих кресла-коляски, прокурор в соответствии с требованиями ст. 15 ч.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит суд обязать ответчиков оборудовать здание ГЦК «Север», входящее в централизованную клубную систему г. Полярный, и расположенное по ул. ***, д. ***, звуковым приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до 01.07.2012 года.

Представитель ответчика- МУК « ЦКС г. Полярный ГЦК «Север» Филянина И.Г. в судебном заседании с измененными требованиями прокурора согласилась и пояснила, что согласно государственной технической экспертизе, которая была проведена при реконструкции ЦК «Север», невозможно установление пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих для передвижения коляски. Установление звукового сигнала поможет обеспечить доступ инвалиду в центр культуры. При посещении инвалидом «Севера» он будет сотрудниками ЦК доставлен в помещение, а затем в зрительный зал через сцену.

Полагает, что до 01.07.2012 года работы возможно выполнить, т.к. для установления звукового сигнала необходимо будет провести линии электропередач, которые проходят под землей.

Представитель управления культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск Кудоярова Е.М. с требованиями прокурора согласилась и пояснила, что со стороны управления культуры будут приняты меры для финансирования мероприятий по установке звукового сигнала в ЦК «Север» в срок до 01.07.2012 года.

Представитель ответчика- администрации ЗАТО Александровск Мельник Е.А. иск признала и просила суд удовлетворить требования прокурора об оборудованию ЦК «Север» звуковой системой оповещения в срок до 01.07.2012 года.

Представитель третьего лица – председатель общества инвалидов Гаджиевской городской организации Мурманской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» Бондаренко Ю.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела. Причины неявки представителя суду не известны, от него не поступило заявлений об уважительности причин неявки либо об отложении слушания дела.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( ст. 72, п. «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст. 12, ст.ст. 13-132 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренный Конституцией РФ.

В силу ст. 15 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Установив в Федеральном законе полномочия, права и обязанности различных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность осуществляется за счет средств местных бюджетов ( ст.1 и 7, ст. 72 ст. 133 Конституции РФ; ст. 18 ФЗ-131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ; ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ»).

В ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного Кодекса РФ закреплены принципы обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, в том числе и необходимость оборудования в зданиях и сооружения пандусов, лифтов, подъемных устройств и т.п.

При этом согласно указанным выше правовым нормам, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Судом установлено, что в нарушение Конституции РФ и приведенного федерального законодательства, ответчики не обеспечили беспрепятственный доступ инвалидам, использующим для передвижения кресла- коляски к объекту культуры- МУК «Централизованная клубная система г. Полярный» городскому центру культуры «Север».

Удовлетворяя требования прокурора об обустройстве центрального входа в ГЦК «Север» системой звукового оповещения, суд полагает, что таким образом будут удовлетворены минимальные потребности групп маломобильных граждан для доступа к объектам культуры ЗАТО Александровск.

В силу ст.ст.333.36, ч.1, п.п.9,19; 333.20, ч.1, п.8 НК РФ госпошлина с ответчиков не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система г. Полярный», городской центр культуры «Север» оборудовать вход в здание, указанного учреждения, расположенного по ул. ***, д. *** в г. Полярный приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно системой звукового оповещения в срок до 01.07.2012 года.

Обязать Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск и администрацию ЗАТО Александровск в срок до 01.07.2012 года профинансировать мероприятия по оборудованию здания МУК «Центральная клубная система г. Полярный», городской центр культуры «Север» системой звукового оповещения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня принятия через Снежногорский городской суд.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова