Решение по иску прокурора о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов



Дело № 2-16/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года г. Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М., при секретаре Фоминых М.Б.,

с участием прокурора Железняк Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор в обоснование своих требований пояснила, что в октябре 2011 года в Мурманскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах поступил материал рейдовой проверки Управления Федеральной службы по надзору в сере природопользования по Мурманской области, который касался исполнения природоохранного законодательства.

В ходе проверки было установлено, что на территории г.Гаджиево в гаражном кооперативе в районе контрольно-пропускного пункта базы подводных сил (координаты места ***) обнаружена несанкционированная свалка отходов: обрезки, кусковые отходы ДСП и ДВП, отходы бумаги и картона, стеклянные отходы, бой строительного кирпича, лом чёрных и цветных металлов и сплавов, обтирочный материал, загрязнённый нефтепродуктами, пластмассовая тара, потерявшая потребительские свойства, покрышки отработанные, отходы тканей, старая одежда, отходы из жилищ несортированные, электрооборудование, приборы, устройства и их части. Площадь загрязнения составляет около 150 кв.м.

В связи с тем, что к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, просит обязать Администрацию ЗАТО Александровск в срок до 01.05.2012 года организовать сбор и вывоз отходов потребления, находящихся на территории г.Гаджиево в районе КПП базы подводных сил.

Представитель ответчика Абкина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что владельцы индивидуальных гаражей в г. Гаджиево в районе КПП базы подводных сил являются арендаторами определенных участков земли. В соответствии с договором аренды арендаторы обязаны содержать в надлежащем санитарном состоянии участки, не допускать их захламления, а также содержать в санитарном состоянии земли общего пользования.

Администрация передала свои полномочия по уборке указанных территорий арендаторам земли, в связи с чем нет оснований возлагать на администрацию ЗАТО обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в районе стихийно образовавшейся свалки. Эти мероприятия обязаны проводить владельцы гаражей.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В силу ст. 1 Закона охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст.3 Закона должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст.7 Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено, что на территории г.Гаджиево ЗАТО Александровск в районе контрольно- пропускного пункта базы подводных сил (координаты места ***), где расположены индивидуальные гаражи граждан, в октябре 2011 года специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области обнаружена несанкционированная свалка отходов, а именно: обрезки, кусковые отходы ДСП и ДВП, отходы бумаги и картона, стеклянные отходы, бой строительного кирпича, лом чёрных и цветных металлов и сплавов, обтирочный материал, загрязнённый нефтепродуктами, пластмассовая тара, потерявшая потребительские свойства, покрышки отработанные, отходы тканей, старая одежда, отходы из жилищ несортированные, электрооборудование, приборы, устройства и их части. Площадь загрязнения составляет около 150 кв.м.

Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч.2 ст.21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления согласно ст.22 Закона подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Отходы производства и потребления в силу ст.1 Закона - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ч.3 ст.8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом также установлено, что в соответствии с типовыми договорами аренды земельного участка, предусмотрена обязанность арендатора поддерживать санитарное состояние участка, не допускать захламления участка, земель общего пользования и санзоны производственными и бытовыми отходами ( п.4.4.11).

Так же типовым договором аренды предусмотрено право арендодателя на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных ухудшением качества участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора (п.4.1.3).

Вместе с тем, представитель администрации не предоставил суду доказательств того, кто из арендаторов земельных участков в районе контрольно-пропускного пункта базы подводных сил в г. Гаджиево не соблюдает условия договора аренды в части поддержания арендуемого участка земли и прилегающей к нему территории в надлежащем санитарном состоянии.

Суду не представлено доказательств того, что территория, на которой образовалась свалка бытовых отходов в г. Гаджиево, арендуется кем-либо из владельцев гаражей, а также что данный участок является землёй общего пользования либо санитарной зоной.

Кроме того, федеральным законодательством именно органам местного самоуправления, в том числе и администрации муниципального образования, предоставлены полномочия по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора, а на арендаторов земель, в соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ, обязанность по проведению мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

Представителем администрации не предоставлено суду доказательств того, что муниципальным образованием регламентируется деятельность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории ЗАТО Александровск.

Таким образом, неисполнение Администрацией ЗАТО Александровск обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с последующей их утилизацией с территории гаражного кооператива, расположенного в г.Гаджиево ЗАТО Александровск в районе контрольно-пропускного пункта базы подводных сил, влечёт за собой нарушение экологической безопасности, создаёт угрозу окружающей среде и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.

В силу ст.ст.333.36, ч.1, п.п.9,19; 333.20, ч.1, п.8 НК РФ госпошлина с ответчика не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО Александровск Мурманской области организовать сбор и вывоз отходов потребления, находящихся на территории г. Гаджиево в гаражном кооперативе в районе контрольно- пропускного пункта базы подводных сил (координаты места ***) для последующей утилизации и переработки в срок до 01 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области Полярного районного суда Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова