Решение по иску прокурора о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов



Дело № 2-17/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года г. Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М., при секретаре Фоминых М.Б.,

с участием прокурора Железняк Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности организовать вывоз твёрдых бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор в обоснование своих требований пояснила, что в октябре 2011 года в Мурманскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах поступил материал рейдовой проверки Управления Федеральной службы по надзору в сере природопользования по Мурманской области, который касался исполнения природоохранного законодательства.

В ходе проверки было установлено, что на территории г.Снежногорска в гаражном кооперативе в районе бывшей котельной (координаты места ***) обнаружена несанкционированная свалка отходов: отходы древесных строительных лесоматериалов, отходы бумаги и картона, стеклянные отходы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки, железные бочки, лом чёрных металлов, лом и отходы цветных металлов и сплавов, обтирочный материал загрязнённый нефтепродуктами, пластмассовая тара, отходы тканей, старая одежда, отходы из жилищ, электрооборудование, приборы и их части. Площадь загрязнения составляет около 300 кв.м. Кроме того, в составе отходов имеются отходы, относящиеся к первому классу опасности, а именно люминесцентные ртутьсодержащие трубки.

В связи с тем, что к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, просит обязать Администрацию ЗАТО Александровск в срок до 01.05.2012 года организовать сбор и вывоз отходов потребления, находящихся на территории г.Снежногорск в гаражном кооперативе в районе бывшей котельной.

Представитель ответчика Абкина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что территория на которой образовалась свалка твердых бытовых отходов, была передана в аренду гражданам, имеющим индивидуальные гаражи. В соответствии с типовым договором аренды земельного участка арендатор обязан поддерживать санитарное состояние участка, не допускать его, а также земель общего пользования захламления мусором. В г. Снежногорске арендаторы земельных участков объединились в потребительские гаражные кооперативы. У администрации ЗАТО нет никаких отношений с данными кооперативами. Граждане, члены кооперативов, так и не входящие в состав кооператива должны выполнять свои обязанности по соблюдению условий договора аренды. В данном случае администрация не может быть надлежащим ответчиком, а сбором и вывозом мусора должны заниматься арендаторы земельных участков, расположенных на территории гаражного городка № 5.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены потребительские гаражные кооперативы, расположенные на территории гаражного городка № 5 в г. Снежногорске.

В судебном заседании председатель ПГК «Пилот» Кузнецов В.И. и ПГК «Лада» Колодяжный В.Н. с требованиями прокурора согласились и пояснили, что гаражный городок № 5 разбит на несколько блоков и в каждом из блоков создан кооператив. Кооперативы создавались с той целью, чтобы заключить договоры на потребление электроэнергии. Место, где образовалась свалка мусора, находится возле линий электропередач. Данный участок земли не относится ни к одному из кооперативов. Ближе всего к нему расположен кооператив ГСК «5-Б».

Они не возражают против того, что уборку территории должны проводить в том числе и арендаторы земли, но администрация должна оказать им в этом помощь. В кооперативах должны стоять контейнеры для сбора мусора, выделяться автотранспорт для вывоза контейнеров. Если администрация заключит такой договор с кооперативами, то они будут заниматься сбором и вывозом мусора.

В судебное заседание не явились председатели ПГК «Ручеек», «Гамма», 5/8, 5Б Угол, «Спутник», «Погорелец», «Вираж», о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных председателей потребительских гаражных кооперативов гаражного городка № 5 г. Снежногорска.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В силу ст. 1 Закона охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст.3 Закона должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст.7 Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено, что на территории г.Снежногорск ЗАТО Александровск в гаражном городке в районе бывшей котельной (координаты места №69° 11.5 Е 033° 15,4) в октябре 2011 года специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сере природопользования по Мурманской области обнаружена несанкционированная свалка отходов, а именно: отходы древесных строительных лесоматериалов, отходы бумаги и картона, стеклянные отходы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки, железные бочки, лом чёрных металлов, лом и отходы цветных металлов и сплавов, обтирочный материал загрязнённый нефтепродуктами, пластмассовая тара, отходы тканей, старая одежда, отходы из жилищ, электрооборудование, приборы и их части. Площадь загрязнения составляет около 300 кв.м. В составе отходов также имеются отходы, относящиеся к первому классу опасности, а именно люминесцентные ртутьсодержащие трубки.

Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч.2 ст.21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления согласно ст.22 Закона подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Отходы производства и потребления в силу ст.1 Закона - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ч.3 ст.8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Постановлением Правительства от 26.08.2006 года № 524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности» предусмотрено лицензирование деятельности по сбору отходов 1-4 класса опасности.

В силу п.8 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Судом также установлено, что в соответствии с типовыми договорами аренды земельного участка, предусмотрена обязанность арендатора поддерживать санитарное состояние участка, не допускать захламления участка, земель общего пользования и санзоны производственными и бытовыми отходами ( п.4.4.11).

Так же типовым договором аренды предусмотрено право арендодателя на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных ухудшением качества участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора (п.4.1.3).

Вместе с тем, представитель администрации не предоставил суду доказательств того, кто из арендаторов земельных участков в гаражном городке № 5 в г.Снежногорске не соблюдает условия договора аренды в части поддержании арендуемого участка земли и прилегающей к нему территории в надлежащем санитарном состоянии.

Кроме того, федеральным законодательством именно органам местного самоуправления, в том числе и администрации муниципального образования, предоставлены полномочия по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора, а на арендаторов земель, в соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ, обязанность по проведению мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

Представителем администрации не предоставлено суду доказательств того, что муниципальным образованием регламентируется деятельность по организации сбора и вывозы отходов производства и потребления на территории ЗАТО Александровск.

Таким образом, неисполнение Администрацией ЗАТО Александровск обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с последующей их утилизацией с территории гаражного городка №5, расположенного в г.Снежногорске ЗАТО Александровск, влечёт за собой нарушение экологической безопасности, создаёт угрозу окружающей среде и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.

В силу ст.ст.333.36, ч.1, п.п.9,19; 333.20, ч.1, п.8 НК РФ госпошлина с ответчика не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО Александровск Мурманской области организовать сбор и вывоз отходов потребления, находящихся на территории г. Снежногорск в гаражном городке № 5 в районе бывшей котельной (координаты места ***) для последующей утилизации и переработки в срок до 01 мая 2012 года.

В иске к потребительским гаражным кооперативам «Лада»; 5/8; «5С»; «Пилот»; «5Б Угол»; «Гамма»; «Спутник»; «Ручеек»; «Погорелец»; «Вираж», расположенных в гаражном городке № 5 в г. Снежногорске - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области Полярного районного суда Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий судья: Е.М. Шитова