Решение по иску прокурора о возложении обязанности ликвидировать самовозгорание твёрдых бытовых отходов



Дело № 2-59/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2012 года г. Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области в составе председательствующего судьи Веселковой Т.Г., при секретаре Карповой Л.В.,

с участием помощника прокурора Железняк Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «База механизации» г.Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности ликвидировать самовозгорание твёрдых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к УМПП «Жилкомхоз» о возложении обязанности ликвидировать самовозгорание твёрдых бытовых отходов.

В обоснование заявленного требования указано, что в ходе проверки, проведенной Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах 25.01.2012 совместно со специалистом Регионального управления № 120 ФМБА России в деятельности ответчика выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Истец просит обязать ответчика в срок до 01.08.2012 года ликвидировать самовозгорание твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, расположенном по адресу: г.Снежногорск, Мурманской области, *** м в северо-западном направлении от административного здания ОАО «ЦС «Звездочка».

В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах произведена замена ненадлежащего ответчика УМПП «Жилкомхоз» надлежащим МУП ЖКХ «База Механизации» г.Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области, о чем вынесено соответствующее определение.

В судебном заседании помощник прокурора Железняк Н.Л. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика директор МУП ЖКХ «База Механизации» Тихомиров А.Ю. в судебном заседании исковые требования признал.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В судебном заседании установлено, что в январе и феврале 2012 года Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проводились проверки по поступившим обращениям о возгорании отходов на полигоне твердых бытовых отходов.

Установлено, что в четырех точках полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Снежногорск, *** м в северо-западном направлении от административного здания ОАО «ЦС «Звездочка», а именно: в местах предыдущих захоронений отходов, визуально наблюдается задымление, с выделением неприятного едкого запаха, что свидетельствует о самовозгорании твердых бытовых отходов.

Кроме того, 19.01.2012 года проводился осмотр указанного земельного участка, используемого под размещение полигона ТБО, специалистами Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области с участием старшего помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора. В ходе осмотра также были установлены факты задымления отходов.

Из пояснения ответчика Тихомирова А.Ю. в судебном заседании следует, что в настоящий момент также произошло самовозгорание твердых бытовых отходов, которое еще не ликвидировано.

Установлено также, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Мурманская область, г. Снежногорск, *** м в северо-западном направлении от административного здания ОАО «ЦС «Звездочка», в соответствии с постановлением от 25.01.2012 № 127 администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, на период с 26.01.2012 года по 30.04.2012 года предоставлен в аренду УМПП «Жилкомхоз» для использования в целях эксплуатации под полигоном твердых бытовых отходов.

25.01.2012 между МКУ «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» и УМПП «Жилкомхоз» заключен договор № 4422 аренды указанного земельного участка на период с 26.01.2012 по 30.04.2012 для использования в качестве полигона твердых бытовых отходов.

В период с 27.12.2011 по 25.01.2012, вышеуказанный земельный участок, использовался также УМПП «Жилкомхоз» в целях эксплуатации под полигоном твердых бытовых отходов на основании договора субаренды, заключенного 27.12.2011 года между МУП ЖКХ «База механизации» и УМПП «Жилкомхоз».

Кроме того, на основании постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от 01.03.2012 года № 491, данный земельный участок передан в аренду МУП ЖКХ «База механизации» г.Гаджиево, Мурманской области, в связи с чем 01.03.2012 года заключен договор аренды земельного участка № 4482 между МКУ «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» и МУП ЖКХ «База механизации».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В силу ст. 1 Закона охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст.3 Закона, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Согласно ст. 51 указанного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отходы производства и потребления согласно ст.22 Закона подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5.7 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 запрещено сжигание твердых бытовых отходов, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.

Непринятие ответчиком мер по устранению самовозгорания твердых бытовых отходов приводит к загрязнению окружающей среды, представляет реальную угрозу экологической безопасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «База механизации» г.Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности ликвидировать самовозгорание твёрдых бытовых отходов удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «База механизации» г.Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области ликвидировать самовозгорание твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Мурманская область, г. Снежногорск, *** м в северо-западном направлении от административного здания ОАО «ЦС «Звездочка» в срок до 01.08.2012.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске Мурманской области Полярного районного суда Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий судья: Веселкова Т.Г.