Дело № 2-149/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Снежногорск 30 мая 2012 года Полярный районный суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске, в составе председательствующего судьи Шитовой Е.М., при секретаре Шкандыбиной Л.А., с участием прокурора Железняк Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЦС «Звездочка» в лице филиала «СРЗ «Нерпа» об обязании разработать, согласовать и утвердить План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, У С Т А Н О В И Л : Мурманская природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Железняк Н.Л. исковые требования поддержала и пояснила, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «ЦС «Звездочка». На территории Мурманской области уставную деятельность общества осуществляет филиал «СРЗ «Нерпа», который при осуществлении предпринимательской деятельности эксплуатирует опасные производственные объекты-резервуары для хранения топочного мазута. Согласно действующему законодательству в сфере охраны окружающей среды и безопасности производственных объектов, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии. В нарушение норм действующего законодательство, ответчиком План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не разработан, не согласован и не утвержден. За не выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, должностным лицом отдела государственного надзора ГО и ЧС МЧР по Мурманской области в отношении юридического лица ОАО «ЦС «Звездочка» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КРФоАП. Просит суд в срок до 30.08.2012 года обязать ОАО «ЦС»Звездочка» в лице филиала «СРЗ «Нерпа» разработать, согласовать и утвердить План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Представитель ответчика Петлицкий М.В. в судебном заседании требования прокурора признал частично и пояснил, что действительно План по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не согласован, но он разработан и в настоящий момент находится в главном Управлении МЧС России в г. Москва. Кроме того, предприятием соблюдаются все меры безопасности, которые не позволяют произойти утечке топочного мазута из резервуаров. С 2005 года План неоднократно перерабатывался и дополнялся по замечаниям Северо-Западного регионального центра МЧС России. Замечания были устранены и План прошел согласование с беломорским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, Управлением по ЗАТО г. Снежногорск, ГУ МЧС по Мурманской области и другими органами. 03 мая 2012 года должностным лицом отдела государственного надзора в области ГО и ЧС УНД ГУ МЧС России по Мурманской области было внесено представление об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки. Данные нарушения должны быть устранены к 03.07.2012 года. Согласование Плана в ГУ МЧС России должно пройти к концу июня 2012 года, в связи с чем считает исковое заявление прокурора преждевременным, т.к. предприятием предпринимаются все меры для согласования и утверждения Плана. Представитель третьего лица - Плаксин А.Н. в судебном заседании с иском прокурора согласился и пояснил, что отсутствие надлежаще согласованного и утвержденного Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, нарушает действующее законодательство и влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность. Кроме того, при отсутствии данного Плана, не возможно будет определить размеры экологической катастрофы, количество сил и средств для её устранения. Данный План должен был быть разработан, согласован и утвержден в течение 9 месяцев с мая 2005 года, однако до настоящего времени он на предприятии не действует, не согласован и не утвержден, как того требует закон. Суд, заслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации В соответствии со ст. 3 данного Закона основными принципами охраны окружающей среды при хозяйственная и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, являются: -соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; -обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; -научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; -презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; -обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; -обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) -допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; -обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; -обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; -ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; Постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 15.04.2002 года утверждены «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», согласно которым в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Планирование осуществляется на основании приказа МЧС России № 621 от 28.12.2004 года «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», п. 5 которого предусматривает, что планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения В рамках РСЧС организации разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами. Сроки рассмотрения Планов и Календарных планов, представленных на согласование в соответствующие органы, не должны превышать тридцати календарных дней с момента поступления документов (п.8) Раздел 3 п.1 и 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (Приложение 1) предусматривает, что введение Планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы. В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) предусматривается время на разработку, согласование и утверждение Планов с момента введения в действие настоящих Правил, а также с момента регистрации вновь создаваемых объектов и организаций. Введение Планов в действие должно осуществляться в следующие сроки: Планы организаций: - объектового и местного уровней - четыре месяца; - территориального уровня - шесть месяцев; - регионального уровня - девять месяцев; - федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев. Судом установлено, что ответчиком разработан План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории и акватории ФГУП « СРЗ «Нерпа», однако в нарушение вышеизложенных правовых норм ответчик не согласовал данный План и не утвердил его, как предусмотрено законом в установленные сроки, чем не выполнил требования норм и правил по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Наличие Плана и предусмотренные в нем мероприятия направлены на снижение негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание пояснения представителя ответчика, представителя третьего лица, в целях реального исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда должен быть установлен до 30.08.2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество « Центр судоремонта «Звездочка» в лице филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» согласовать и утвердить План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 30 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске Полярного районного суда Мурманской области суд в течение месяца со дня принятия. Председательствующий судья: Е.М. Шитова