Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КРФоАП



Дело № 5-11/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 ноября 2011 года г. Снежногорск

Судья Снежногорского городского суда Мурманской области Шитова Е.М.,

при секретаре Фоминых М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении

федерального государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 120» Федерального медико-биологического агентства (ФГУЗ «ЦМСЧ №120» ФМБА Росси) в лице начальника Казакова А.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФоАП,

У С Т А Н О В И Л :

ЦМСЧ №120 ФМБА России в лице начальника Казакова А.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КРФоАП, т.е. осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

В период с 31.08.2011 года по 17.10.2011 года Управлением Росздравнадзора по Мурманской области на основании обращения *** проводилась внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований ч.1 ст.17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении ФГУЗ «ЦМСЧ №120» ФМБА России (далее-ЦМСЧ №120).

В ходе проверки было выявлено ненадлежащее осуществление деятельности по контролю качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинической, стационарной, специализированной медицинской деятельности по оказанию помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по акушерству и гинекологии, неонатологии, по анестезиологии и реаниматологии по адресу: Мурманская область г.Снежногорск, ул.*** д.***.

В соответствии с п. 1.5 Устава ЦМСЧ №120, утвержденного приказом ФМБА от 27.04.2005 года № 207, ЦМСЧ-120 осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, Уставом, полученными лицензиями и иными разрешительными документами.

Предметом деятельности Учреждения является оказание медицинской лечебно- профилактической деятельности на основании лицензии, полученной в установленном порядке (п.2.1)

ЦМСЧ №120 осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность № ***, выданной Управлением Росздравнадзора по Мурманской области 20.12.2010 года со сроком действия до 20.12.2015 года, местом осуществления медицинской деятельности является Мурманская область г.Снежногорск ул.*** д.***.

В силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является лицензируемой.

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30, определены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, в том числе обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) (пп. «з» п.5).

В ходе проверки установлено нарушение ЦМСЧ №120 пп. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

ЦМСЧ №120 при осуществлении медицинской деятельности нарушены следующие обязательные требования:

Не выполнены требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 года № 808н о необходимости проведения родов у женщин с подобным отягощенным анамнезом в учреждениях родовспоможения 3-го уровня.

Нарушение приказа Минздрава РФ от 10.02.2003 года № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» в части организации наблюдения и медицинской помощи беременным.

Нарушен Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации (с изменениями от 22.05.2009года), утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 года № 513н в - части исполнения п. 7, п.8, п. 10 раздела И.

Нарушение п.2.3 и 2.4, 5.3 и 5.4, 5.5 Положения о дистанционном педиатрическом реанимационно-консультативном центре отделения анестезиологии и реанимации МУЗ «Мурманская детская городская больница», утв. приказом Минздравсоцразвития МО № 198 от 09.09.2009 года).

Не соблюдены стандарты качества медицинской помощи:

- беременным с многоплодной беременностью, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 2 марта 2006 года № 132;

- больным при расстройствах, связанных с укорочением срока беременности и малой массой тела при рождении, замедленном росте и недостаточном питании плода, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 марта 2006 года № 147;

- больным при разрыве внутричерепных тканей и кровоизлияний вследствие родовой травмы, других родовых травмах центральной нервной системы, внутричерепных нетравматических кровоизлияниях, судорогах новорожденного, тяжелой асфиксии, ишемии мозга, церебральной лейкомаляции, неонатальной коме, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 апреля 2006 года № 252.

Выявлено некачественное ведение медицинской документации:

1. Индивидуальная карта беременной и родильницы - форма № 111/у, утв. Минздравом СССР от 04.10.80 года №1030:

- оформление титульного листа - неправильно сформулирован диагноз - согласно
рекомендательному письму Министерства здравоохранения РФ от 01.07.2002 г. № 2510/0513-02-32, любое прерывание беременности в сроке до 28 недель гестации следует регистрировать как аборт;

- недостаточная информативность, формальность записей дневников ведения;

- не составлен план лечения и ведения с учетом факторов высокого риска;

-протокол операции не отражает состояние рубца на матке после ручного обследования полости матки;

-не оформлен официальный отказ от предлагаемых обследований на базе ФГУЗ ЦМСЧ № 20 ФМБА России;

-заподозрена преждевременная отслойка плаценты, клинического обоснования этому в истории родов нет, гистологически диагноз не подтверждается;

-при осмотре обеих плацент - не зафиксировано, в какой из них явления децидуита, т.е. отсутствует их маркировка при отправке.

2. История развития новорождённого - форма № 097/у:

-нет указаний о постановке желудочного зонда, энтеральное кормление начато на 4 день половинной молочной смесью, дозы которой указаны не корректно;

-в истории развития новорожденного отсутствуют указания доз лекарственных препаратов при проведении реанимационных мероприятий, хронологические неточности, не указана степень тяжести асфиксии;

-нет указаний на антропологические данные плодов: не отмечены в истории родов рост, окружность головки, груди;

-несоответствия в дневниковых записях о характере дыхательной поддержки (21 и
22.04.2011г.);

-Rg-граммы на описание подавались без истории новорождённого, анамнестических
данных;

-в посмертном эпикризе не указывается общая продолжительность жизни ребенка;

-нет этапных эпикризов, оформленного коллегиального осмотра второго новорожденного.

Выявлены ошибки в тактике ведения:

1. Беременной:

-нет оценки факторов риска, соответственно не составлен план индивидуального ведения беременной с высоким риском;

-не проведены при обращении *** в ФГУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России: заседание врачебной комиссии или подкомиссии, консилиум для определения тактики ведения беременной, принятия решения о направлении её в учреждение родовспоможения 3-го уровня;

-не выполнены требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 года № 808н о необходимости проведения родов у женщин с
подобным отягощенным анамнезом в учреждениях родовспоможения 3-го уровня;

-в скрининговые сроки не проведено УЗ - исследование;

-нет обследования на внутриутробные инфекции;

-нет гравидограммы;

-не полностью проведён осмотр специалистами согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.10. 2009 года № 808н;

-не проведена профилактическая госпитализация в критические сроки;

-неправильно сформулирован заключительный клинический диагноз;

-при составлении плана родов не учтён осложнённый акушерский гинекологический анамнез, сопутствующая патология. Диагноз преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты в сочетании с рубцом на матке и многоплодной беременностью с неправильным положением плодов является показанием для операции кесарева сечения в любом сроке. В современном акушерстве операция классического поворота практически не применяется, а так же рубец на матке является противопоказанием для поворота плода;

-не учтены рекомендации окулиста исключить потужной период в связи со сложным
миопическим астигматизмом OU, дистрофией периферии сетчатки;

-при оказании пособий адекватное анестезиологическое пособие (обезболивание) не проводилось.

2. Новорожденного:

-родильное отделение ФГУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России не приспособлено для выхаживания детей с экстремально низкой массой тела, так как относится к учреждениям родовспоможения 1-го уровня;

-нарушение п.2.3 и 2.4, 5.3 и 5.4, 5.5 Положения о дистанционном педиатрическом
реанимационно-консультативном центре отделения анестезиологии и реанимации МУЗ
«Мурманская детская городская больница», утв. приказом Минздравсоцразвития МО № 198 от 09.09.2009 г.;

- профилактика РДС плода во время беременности не проводилась;

- не полноценно корректируется брадикардия после рождения;

- не проводился ежедневный расчет суточного калоража для питания ребенка;

-нет чётких показаний для экстубации. Несоответствия в дневниковых записях о характере дыхательной поддержки (21 и 22.04.2011 г.);

- консилиума с привлечением специалистов (невролога, неонатолога МДГБ) не проводилось.

Представитель Управления Росздравнадзора по Мурманской области Попова М.А. в судебном заседании пояснила, что в ходе проверки заявления *** были выявлены факты отсутствия контроля за качеством медицинской помощи, осуществляемой на основании лицензии.

Допущенные нарушения являются грубыми на основании п. 6 постановления Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 года.

Просит привлечь юридическое лицо ЦМСЧ-120 к административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель Управления Росздравнадзора по Мурманской области Сазонова О.А. в судебном заседании пояснила, что отсутствие надлежащего контроля за осуществлением лицензионной деятельности привело к тому, что на первоначальном этапе наблюдения за беременной *** не были выполнены требования приказов Минздрава РФ, при составлении плана родов не принят во внимание отягощенный анамнез беременной, не проведены профилактические мероприятия преждевременного прерывания беременности. Медицинская документация составлена формально, без надлежащих записей.

Родильное отделение ЦМСЧ-120 не приспособлено для выхаживания детей с низкой массой тела, при этом не были приглашены для консультации специалисты педиатрического реанимационно-консультативного центра, не проводился консилиум с привлечением специалистов.

Все это свидетельствует о ненадлежащем контроле за осуществлением медицинской деятельности юридического лица.

Представитель ЦМСЧ №120 Поплавский Я.В., которому в судебном заседании разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, не заявивший ходатайств и отводов суду, вину юридического лица в административном правонарушении не признал и пояснил, что ЦМСЧ-120 признает доказанным ненадлежащий контроль за составлением медицинской документации, но данные обстоятельства нельзя признать грубым нарушением требований лицензии.

Представитель ЦМСЧ №120 Куляба С.В. с протоколом в судебном заседании не согласилась и пояснила, что при осуществлении медицинской деятельности в отношении *** были соблюдены все требования нормативных документов и приказов. Сотрудники ЦМСЧ-120 сделали все возможное, чтобы сохранить жизнь матери и новорожденных недоношенных детей. Некачественное и формальное составление медицинских документов не могло повлиять на исход родов и жизнеспособность детей.

Потерпевшая *** в судебном заседании пояснила, что она согласна с протоколом, т.к. в период наблюдения её беременности врачи формально относились к ней, не давали направления на УЗИ в г. Мурманск. При рождении детей не отправили их в соответствующее медицинское учреждение г. Мурманска, не пригласили специалистов в ЦМСЧ-120.

Заслушав представителей Управления Росздравнадзора по Мурманской области, представителей ЦМСЧ № 120, потерпевшую, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к выводу, что вина ЦМСЧ № 120 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КРФоАП, установлена, доказана и подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.10.2011 года; актом проверки от 21.10.2011 года; предписанием об устранении выявленных нарушений; Уставом ЦМСЧ-120; лицензией на осуществление медицинской деятельности; приказом № 295 от 30.06.2011 года ЦМСЧ-120 о дефектах при оказании помощи пациентке ***; рецензиями на историю родов и развитию новорожденного; протоколом патологоанатомического исследования; Положением об акушерско-гинекологической службе ЦМСЧ-120; индивидуальными картами беременной и родильницы, историей родов, историей развития новорожденных.

В соответствии с ч.3 ст.19.20 КРФоАП осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу Примечания к указанной статье КРФоАП понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно пункта 5 которого лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 120» Федерального медико-биологического агентства Управлением Росздравнадзора по Мурманской области 20.12.2010 года выдана лицензия № ФС-51-01000701 на право осуществления медицинской деятельности сроком действия до 20.12.2015 года (л.д.51-55).

Управлением Росздравнадзора по Мурманской области на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 30.08.2011 года № 291 (л.д.32-33) в период с 31.08.2011 года по 29.09.2011 года была проведена внеплановая документарная проверка ЦМСЧ №120. Кроме того, на основании приказа Управления Росздравнадзора по Мурманской области от 05.09.2011 года № 301 (л.д.34-35) в период с 06.09.2011 года по 29.09.2011 года комиссией по разбору качества оказания медицинской помощи в соответствии федеральными стандартами проводился комиссионный разбор обращения *** по вопросу качества оказанной медицинской помощи ей и ее новорожденным детям в родильном отделении ЦМСЧ № 120.

При проведении проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении ЦМСЧ №120 медицинской деятельности, а именно при амбулаторно- поликлинической, стационарной, специализированной деятельности по оказанию помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, по акушерству и гинекологии, неонатологии, по анестезиологии и реаниматологии, контролю качества медицинской помощи выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», выразившееся в отсутствии контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ установленным требованиям, при наличии возможности соблюдения таких требований.

Согласно приказа ЦМСЧ №120 от 06.02.2009 года № 18 «О создании врачебной комиссии и подкомиссий. Об утверждении составов врачебных комиссии (подкомиссий), функциях и регламентах их работы» (л.д.73-79) председателем врачебной комиссии является Казаков А.В., председателем подкомиссии по осуществлению контроля соответствия качества выполняемых работ и услуг назначен зам.начальника по медицинской части ***. Однако, осуществление контроля соответствия качества выполняемых работ и услуг неудовлетворительное в части закрепленных функций по оценке качества лечебно-диагностического процесса, правильности, своевременности, обоснованности, адекватности диагностических и лечебных процедур, качества ведения медицинской документации, выявлению дефектов на догоспитальном этапе и в процессе диагностики и лечения в стационаре, а также оценки конечных результатов деятельности структурных подразделений и отдельных специалистов по вопросам качества оказания медицинской помощи.

Результаты проведенной проверки отражены в акте № 291 от 21.10.2011 года (л.д.23-27).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом Управления Росздравнадзора по Мурманской области 21.10.2011 года в отношении ЦМСЧ №120 составлен протокол № 6 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КРФоАП (л.д.15-22).

Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя ЦМСЧ № 120 Казакова А.В., который получил копию протокола.

Доводы представителя ЦМСЧ-120 Куляба С.В. о том, что юридическим лицом были соблюдены требования приказов Минздрава и соцразвития РФ № 808, № 50, № 513, а также Положения о дистанционном педиатрическом реанимационно-консультативном центре отделения анестезиологии и реанимации МУЗ Мурманской детской городской больницы, нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами.

Согласно ст. 2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В заявлении о привлечении к административной ответственности (л.д.5-12) и в протоколе об административном правонарушении Управление Росздравнадзора по Мурманской области указывает о нарушении ЦМСЧ № 120 п.п. «з» п. 5 Положения, поскольку медицинская деятельность по виду работ (услуг)- контроль за качеством медицинских работ с 27.12.2010 года, т.е. с момента обращения *** в ЦМСЧ №120, осуществлялась с грубыми нарушениями лицензионных требований, при том, что у законного представителя юридического лица Казакова А.В. имелась возможность для соблюдения требований, правил и норм, регулирующих лицензированную медицинскую деятельность.

Данные нарушения, допущенные ЦМСЧ-120, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а также частично представителями юридического лица.

Наказание назначается в соответствии со ст.4.1 КРФоАП с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения.

У суда отсутствуют сведения об отягчающих ответственность ЦМСЧ-120 обстоятельствах. В материалах дела таких сведений также не содержится.

При таких обстоятельствах действия юридического лица ФГУЗ «ЦМСЧ №120» ФМБА Росси в лице начальника Казакова А.В. квалифицируются по ч.3 ст. 19.20 КРФоАП.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 29.10- 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центральная медико- санитарная часть № 120» Федерального медико-биологического агентства (ФГУЗ «ЦМСЧ №120» ФМБА Росси) в лице начальника Казакова А.В. (Мурманская область г.Снежногорск ул.*** д.***, ИНН ***, ОГРН ***) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФоАП, и наложить административное взыскание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится и перечисляется юридическим лицом по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Мурманской области (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Мурманской области).

ИНН- 5190132153; КПП – 519001001;

ОКАТО- 47401000000; БИК 044705001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка Росси по Мурманской области г. Мурманск

Расчетный счет: 40101810000000010005

КБК-06011690050050000140.

Назначение платежа – штраф по административному постановлению городского суда.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Снежногорский городской суд.

Судья: Е.М. Шитова