Дело № 2-797/2011 10.03.2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Королевой Н.А.,
При секретаре Орловой Ж.Е.,
С участием представителя истца ОО «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - Метелевой Е.В., действующей по доверенности от 24.12.2010 года сроком на один год (л.д. 31), представителей ответчика ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района Санкт-Петербурга» - Крамова Л.А., Кузьменко Ю.А., действующих по доверенности от 19.07.2010 года сроком на два года (л.д. 35),
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» к ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» о признании действий по корректировке платы за отопление противоправными и прекращении действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Общественная организация «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» о признании действий по корректировке платы за отопление противоправными и прекращении действий.
В обосновании исковых требований указывает, ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» в силу Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» является организацией, предоставляющее коммунальные услуги, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы и отвечающая за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Между ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» и ресурсоснабжающей организацией заключен договор на подачу тепловой энергии.
Истец указывает, что в декабре 2010 года ответчик произвел потребителям коммунальных услуг - физическим лицам, перерасчет платы за отопление. Сумма перерасчета включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и прочих услуг отдельной строкой гражданам, проживающим в домах не оборудованными общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде, которые им обслуживаются. Как указано в счете-квитанции была произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов, связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 года.
Истец считает, что действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом на основании утвержденных в установленном порядке нормативов.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. На территории Санкт-Петербурга уполномоченным органом является Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, который осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электричество и тепловую энергию в РФ», и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 года № 1346 «О Комитете по тарифам».
Согласно положениям ФЗ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ и ФЗ от 14.04.1995 года № 41-ФЗ, размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Истец указывает, что на сегодняшний день на территории Санкт-Петербурга действует Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 года № 199-р, в котором определен тариф для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуально жилых домах, на территории Санкт-Петербурга. Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие тариф по отоплению отсутствуют.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг. В правилах предоставления коммунальных услуг предусматривается право исполнителя коммунальных услуг производить один раз в год корректировку размера платы за отопление. Истец, учитывая положения о публичном договоре, а также норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг считает, что заявления ответчика о законности произведенной корректировки платы за отопление со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 приложения № 2 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года и действия ответчика по установлению дополнительных платежей по оплате услуг отопления противоречащими действующему законодательству.
Истец просит признать действия ответчика в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 года противоправными, обязать прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителем его услуг, запретить в отношении потребителей его услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года.
Представитель истца ОО «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» по доверенности Метелева Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» по доверенности Кузьменко Ю.А., Крамов Л.А. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, представили суду письменные возражения на иск, указывая, что ответчик является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, как исполнитель коммунальных услуг приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Также представили суду договор теплоснабжения № <данные изъяты> от 01.09.2008 года заключенный с ресурсоснабжающей организацией на основании, которого была произведена корректировка платы за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года.
Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. Управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен ст. 6 ФЗ от 26.12.2005 года № 184-ФЗ, согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) на очередной финансовый год.
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Ответчик не нарушал требования, установленные Распоряжением 83-р, о применении максимальных индексов при расчете платы граждан за потребляемые коммунальные услуги, жилые помещения.
3-е лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006 года - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ответчик ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 года № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» утверждено положение, согласно которому Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.
Пунктом 16 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами
Согласно п. 13 вышеуказанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В обосновании своей позиции ответчик ссылается на Закон N 210-ФЗ, указывая, что согласно ч. 3 с. 19 данного закона плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Данный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с главой 1 Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе понимается товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицами, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случает непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. N 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с под пунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом с 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:
S
i
P = P x ---- - P, (2)
ok.i k.p S fn.i
D
где:
P - размер платы за потребленную в многоквартирном доме
k.p
(жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей
организацией расчетным путем в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
P - общий размер платы за отопление в i-том жилом
fn.i
помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год
(руб.);
Как пояснил представитель ответчика ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» в соответствии с договором ресурсоснабжающая организация производит начисление по счетам по часовой тепловой нагрузке, используя методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения № 105 от 06.05.2000 года.
Показатель P k.p - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» был определен на основе проведенного ответчиком анализа динамики объема теплопотребления в марте 2010 года по сравнению с показателями февраля 2009 года с учетом условия аналогичности показателей температуры наружного воздуха и температуры подаваемого теплоносителя Обществом и в соответствии с договором № <данные изъяты> от 01 сентября 2008 года, заключенным между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком.
Таким образом, суд считает, что корректировка платы за отопление основана на заключенном договоре № <данные изъяты> от 01 сентября 2008 года между ответчиком и ресурсоснабжающей организацией.
Однако при расчете показателя P k.p данный договор не мог был быть положен в основу определения корректировки платы за отопление, поскольку договор теплоснабжения № <данные изъяты> от 01.09.2008 года в соответствии с п. 8.1 прекратил свое действие, пролонгирован договор не был.
В постановлении от 15.07.2010 года № 2380/10 определена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления.
Однако учитывая, что ресурсоснабжающая организация выставляла счета исполнителю коммунальной услуги, руководствуясь расчетной методикой № 105 от 06.05.2000 года, а, не исходя из нормативов потребления, суд полагает, что произведенный ответчиком расчет корректировки платы противоречит положениям ст. 157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, в связи с чем ссылка ответчика на распоряжение Комитета по тарифам № 83-р от 18.09.2009 года не состоятельна.
Кроме того, суд считает, что единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в п.п. 1 п. 1 Приложения № 2 Правил № 307 от 23.05.2006 года, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, согласно п.п. 2 п. 1 приложения № 2 Правил № 307, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом РФ такой расчетный способ не определен.
Таким образом, требования истца законы и обоснованны, в связи, с чем подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009 -2010 года противоправными.
Обязать ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг.
Запретить ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» в отношении потребителей его услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Решение изготовлено в окончательной форме 21 марта 2011 года.
Судья Н.А. Королева