Решение по гражданскому делу



Дело № 2-751\11        18 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе6

председательствующего судьи Голиковой К.А.

С участием прокурора Гайдар Э.Л.

при секретаре Мячиной А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГДОУ детский сад № 29 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников <адрес> Санкт-Петербурга об обязании получить лицензию на медицинскую деятельность

    у с т а н о в и л :

Прокурор указывает, что в результате проведенной прокуратурой проверки деятельности Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 29 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников <адрес> Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес> установлено, что персонал данного дошкольного образовательного учреждения оказывает воспитанникам медицинские услуги. Прокурор указывает, что в нарушение требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» до настоящего времени администрацией учреждения не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В связи с изложенным прокурор просит обязать ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 90 суток с момента вступления в законную силу решения суда. Представитель прокуратуры просит удовлетворить исковые требования.

Ответчик - Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, сведения об уважительных причинах неявки в суд не представило. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика не возражала против удовлетворения исковых требований, однако, пояснила, что у детского сада отсутствуют условия для оборудования соответствующего помещения, нет денег.

Третье лицо - Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга - в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представлен отзыв, согласно которому третье лицо считает исковые требования подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.

Третье лицо - Управление Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и <адрес> - в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Согласно представленному ходатайству третье лицо считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Третье лицо - <адрес> - в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, сведения об уважительных причинах неявки в суд и пояснения по иску не представила. Учитывая, что <адрес> не явилась в судебное заседание без уважительных причин, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие <адрес>.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает следующее:

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, определен порядок лицензирования деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, организациями государственной системы здравоохранения, а также порядок лицензирования деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, которыми, в частности, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

Уставом Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 29 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников <адрес> Санкт-Петербурга (далее - детский сад № 29) предусмотрено, что ответчик не является учреждением здравоохранения и основным предметом деятельности указанного учреждения не является выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. Названные работы (услуги) не отнесены Уставом и к предпринимательской деятельности указанного образовательного учреждения. В силу данных обстоятельств Уставом не предусмотрена необходимость наличия высшего или среднего профессионального (медицинского) образования и стажа работы по медицинской специальности не менее 5 лет у заведующей или ее заместителей, осуществляющих непосредственное управление деятельностью учреждения.

Согласно представленным материалам в штатном расписании детского сада № 29 предусмотрена должность старшей медицинской сестры. Исходя из функций, возложенных на старшую медицинскую сестру детского сада № 29, последняя выполняет должностные обязанности с целью организации медицинского обеспечения проведение оздоровительных мероприятий по профилактике заболеваний и закаливанию детей; осуществление медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса, методикой проведения утренней гимнастики и другим; анализ санитарно-гигиенического состояния среды; консультативно-просветительская деятельность с педагогами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и по другим вопросам. На старшую медицинскую сестру не возложены функции по медицинскому обслуживанию воспитанников детского сада № 29.

Как предусмотрено Отраслевым классификатором "Простые медицинские услуги". ОК ПМУ 91500.09.0001-2001", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113, медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Выполнение старшей медицинской сестрой своих должностных обязанностей не является выполнением самостоятельных медицинских услуг, поскольку указанная деятельность работника детского сада не направлена на диагностику и лечение заболеваний, и не имеет самостоятельного законченного значения (то есть не представляет собой неделимую услугу, выполняемую по формуле <пациент> + <специалист> = <один элемент диагностики или лечения>).

Вместе с этим в силу требований Положения о лицензировании медицинской деятельности (п. 4 Положение и Приложение к нему) лицензированию подлежат не отдельные виды работ, а медицинская деятельность, которую осуществляет юридическое лицо, оказывая доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную, скорую и скорую специализированную, высокотехнологичную, санаторно-курортную медицинскую помощь. В силу изложенного не может быть принята во внимание ссылка представителя прокуратуры на выполнение медицинской сестрой вышеуказанных должностных обязанностей.

В судебном заседании прокурором не указаны сведения о конкретных медицинских услугах, которые оказывает старшая медицинская сестра воспитанникам детского сада № 29. В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что старшая медицинская сестра детского сада № 29 осуществляет какие-либо лечебные или диагностические процедуры. Представленными материалами подтверждается, что медицинские услуги оказывают медицинские работники СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 44», с которым ответчик заключил договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-59). Согласно представленному договору от ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставляет учреждению здравоохранения необходимый набор помещений для медицинского кабинета, оснащает его оборудованием и инструментарием, медикаментами для оказания неотложной помощи, обеспечивает поток детей при проведении профилактических осмотров и другое. То есть ответчик обеспечивает условия для осуществления сотрудниками СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 44» медицинской деятельности. В свою очередь учреждение здравоохранения комплектует медицинскими кадрами: врачами-педиатрами и медсестрами; согласовывает графики профилактических осмотров, профилактических прививок детям, посещающих образовательные учреждения за две недели до начала медицинского вмешательства; гарантирует выполнение функциональных обязанностей медицинских работников и порядка медицинского обеспечения детей; обеспечивает рекомендациями по коррекции отклонений в состоянии здоровья детей после завершения углубленных профилактических осмотров. В соответствии с условиями договора все виды медицинского вмешательства воспитанникам дошкольного учреждения организовывает указанное медицинское учреждение. Представленный договор свидетельствует о том, что медицинские услуги оказывает учреждение здравоохранения, а не детский сад. Следовательно, именно указанному учреждению здравоохранения необходимо иметь лицензию на осуществление медицинский деятельности.

Вместе с этим, должностные обязанности старшей медицинской сестры детского сада № 29 и действия администрации учреждения по обеспечению условий для работы медицинского кабинета представляют собой деятельность по выполнению Основных гигиенических, санитарных и противоэпидемических мероприятий, проведение которых предписано дошкольному учреждению с целью создания условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей (СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (Раздел 19, 20).

Представленные ответчиком документы, а именно: Устав учреждения, договор о сотрудничестве государственного дошкольного образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, договор безвозмездного пользования помещениями с дополнительным соглашением, штатное расписание детского сада № 29, Перечень медицинского оборудования; - свидетельствуют о том, что ответчик обеспечил выполнение требований Федерального закона «Об образовании», СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (Раздел 19), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003г. (пункт 64), предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению. Тем самым опровергается довод прокурора об осуществлении ответчиком медицинской деятельности.

Учитывая изложенное суд считает, что основания для обязания ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности отсутствуют, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГДОУ детский сад № 29 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников <адрес> Санкт-Петербурга об обязании получить лицензию на медицинскую деятельность отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья