Решение по гражданскому делу



Дело № 2-2587/11         09 июня 2011 года

                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Самойловой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынкиной М.А. к ООО «ЛЭК - компания № 1» о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами

              У С Т А Н О В И Л:

Мартынкина М.А. обратилась в суд с иском к ООО «ЛЭК - компания № 1» о взыскании неосновательного обогащения.

Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и ООО «ЛЭК - компания № 1» заключен предварительный договор № <данные изъяты> от 20.06.2007 года купли-продажи жилого помещения, в соответствии с которым продавец обязался продать покупателю квартиру в строящемся многоквартирном жилом доме по строительному адресу: Санкт-Петербург, <данные изъяты>

Во исполнение предварительного договора истица внесла оплату за квартиру всего в сумме 1 981 206 рублей.

29.01.2010 года между сторонами был заключен предварительный договор <данные изъяты> купли-продажи жилого помещения, согласно которому стороны пришли к соглашению о том, что в будущем сторонами будет заключен основной договор купли-продажи, по которому продавец (ООО “ЛЭК - компания № 1») обязуется продать покапателю (Мартынкиной М.А.) квартиру в строящемся жилом доме по строительному адресу: Санкт-Петербург, <данные изъяты> литера А), а покупатель обязуется купить указанную квартиру на условиях и в срок, установленные договором.

Согласно п. 2 заключенного договора, - ориентировочный срок подписания акта строительной готовности - 2-4 кварталы 2010 года.

Истица считает, что в предварительном договоре не определен срок заключения основного договора, и соответственно основной договор подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора. Основной договор заключен не был, в связи с чем, обязательства сторон прекращены.

Истица просит взыскать с ООО «ЛЭК - компания № 1» в ее пользу неосновательное обогащение в размере 1 981 206 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.

Представитель истицы по доверенности Хромова А.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддерживает. Суду сообщила, что исковые требования обоснованы тем, что дом, в котором истица была намерена приобрести квартиру, не строится, обязательства ответчик по договору не исполняет. Ответчик, не заключивший основной договор, обязан возвратить истцу полученные от него денежные средства.

Представитель ООО «ЛЭК - компания № 1» по доверенности Григорьева Т.В. в судебное заседание не явилась, представила суду письменные возражения, исковые требования не признает, считает, что основной договор должен быть заключен до 01.08.2011 года, в связи с чем права истицы ответчиком в настоящее время не нарушаются.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Представитель ответчика не оспаривает указанные истицей обстоятельства, а именно заключение между сторонами предварительного договора, внесение истицей денежных средств в сумме 1 981 206 рублей.

Из материалов дела усматривается, между истицей и ООО «ЛЭК - компания № 1» заключен предварительный договор № <данные изъяты> от 20.06.2007 года купли-продажи жилого помещения, в соответствии с которым продавец обязался продать покупателю квартиру в строящемся многоквартирном жилом доме по строительному адресу: Санкт-Петербург, <данные изъяты>

29.01.2010 года указанный договор сторонами расторгнут.

29.01.2010 года между сторонами был заключен предварительный договор № <данные изъяты> купли-продажи жилого помещения, согласно которому стороны пришли к соглашению о том, что в будущем сторонами будет заключен основной договор купли-продажи, по которому продавец (ООО “ЛЭК - компания № 1») обязуется продать покупателю (Мартынкиной М.А.) квартиру в строящемся жилом доме по строительному адресу: Санкт-Петербург, <данные изъяты>, литера А), а покупатель обязуется купить указанную квартиру на условиях и в срок, установленные договором.

Согласно п. 2 заключенного договора, - ориентировочный срок подписания акта строительной готовности - 2-4 кварталы 2010 года.

В силу статьи 429 ГК РФ, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

Законом не запрещено заключение предварительных договоров купли-продажи в отношении строящихся объектов.

Заключенный сторонами договор не противоречит требованиям действующего законодательства, был квалифицирован сторонами при его заключении.

То обстоятельство, что в предварительном договоре стороны предусмотрели в качестве обеспечения исполнения покупателем обязательств по исполнению условий договора внесение денежной суммы в размере продажной стоимости квартиры, являлось правом сторон, не противоречит закону, не меняет правовой природы спорного договора как предварительного договора купли-продажи.

Предварительный договор заключен в письменной форме, отвечающей договору купли-продажи, содержит существенные условия договора купли-продажи, по которым сторонами путем подписания договора достигнуто соглашение, предусматривающее сроки, определяющие срок заключения основного договора. Так, установленный договором ориентировочный срок подписания акта строительной готовности - 2-4 квартал 2010 года, согласно п.п. 4, 8 предварительного договора ответчик как продавец, обязался обеспечить регистрацию его права собственности на квартиру в течение 180 дней с момента получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию и в течение 30 дней со дня регистрации права на квартиру заключить основной договор купли-продажи с истцом.

Суд полагает, что при определении срока заключения основного договора необходимо исходить из совокупности указанных сроков, и приходит к выводу о том, что срок заключения основного договора не истек к моменту обращения истца в суд, поскольку по совокупности указанных сроков договор должен был быть заключен не позднее 29.07.2011 года.

Поскольку в настоящее время указанный срок не наступил, отсутствуют основания полагать предварительный договор прекратившим свое действие.

Таким образом, довод истицы о том, что срок заключения основного договора прошел до обращения истицы в суд, не состоятелен.

Не может согласиться суд и с позицией представителя истца о том, что основной договор должен был быть в течение года с момента заключения предварительного договора, поскольку срок заключения основного договора в предварительном договоре не определен.

Согласно п. 4 ст. 429 ГК РФ, в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Правила определения сроков указаны в статье 190 названного Кодекса, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами; срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В предварительном договоре, заключенном сторонами, ими согласован порядок исчисления срока заключения основного договора, который определяется не указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, как утверждает представитель истца, а истечением периода времени. При этом началом течения данного срока (30 + 180 дней) является окончание 4 квартала 2010 года, что позволяет точно определить сроки заключения основного договора, в соответствии с положениями ст. 191 и 192 ГК РФ.

Указанное, по мнению суда, является основанием для отказа в удовлетворении требований истицы о взыскании с ответчика суммы, внесенной ими по договору, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

      Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мартынкиной М.А. к ООО «ЛЭК - компания № 1» о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.

       Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                Т.П. Матусяк