Дело № 2-3923/11 05 октября 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре Самойловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шабашовой Г.Н. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области и обязании предоставить жилье
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Шабашова Г.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области и обязании предоставить жилье. Судом к участию в деле в качестве в деле в качестве заинтересованного лица привлечет Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Заявление обосновано тем, что в <данные изъяты> году муж заявителя был уволен из Вооруженных Сил РФ. В состав семьи мужа входили заявитель и <данные изъяты>. С <данные изъяты> года семья состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В <данные изъяты> года муж заявителя умер. Постановлением администрации МО «В» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были исключены в связи с наличием собственного жилья из состава семьи <данные изъяты> заявителя. В настоящее время на очереди стоит одна она.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с не предоставлением справки о сдаче жилья по последнему месту службы.
Заявитель считает, данный отказ незаконным и просит признать отказ незаконным и обязать заинтересованное лицо предоставить Шабашовой Г.Н. жилое помещение в городе <адрес>.
Представитель заявителя Шабашовой Г.Н. по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, заявление поддерживает. Представитель заявителя считает, что заявителю не могло быть отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что она не обеспечена жилыми помещениями, в се необходимые документы были сданы.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО5, в судебное заседание явилась, требования считает необоснованными. При рассмотрении учетного дела Шабашовой Г.Н. рабочей группой было установлено, что она обеспечена жилыми помещениями по нормам действующего законодательства.
Представитель Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, суду сообщил, что в протоколе было указано одно из имеющихся оснований для отказа в предоставлении жилого помещения, при этом было учтено право пользования Шабашовой Г.Н. отдельным жилым домом. Оснований для обеспечения жилыми помещениями заявителя за счет средств федерального бюджета не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает заявление Шабашовой Г.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Протоколом заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> года и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № Шабашовой Г.Н. отказано в предоставлении жилого помещения или в предоставлении единовременной выплаты, в связи с отсутствием справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы <данные изъяты>
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Не смотря на то, что заявитель обратился в суд с иском, обращение заявителя подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку Правительство Ленинградской области, являясь в возникших между сторонами правоотношениях органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом решать вопрос о выдаче граждан свидетельств на право получения средств федерального и областного бюджетов, не вступало с заявителем в гражданско-правовые отношения.
Таким образом, заявитель оспаривает решение заинтересованного лица и просит восстановить нарушенные права, обязав Правительство Ленинградской области предоставить ей жилое помещение.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Заявляя о нарушении своего права, Шабашова Г.Н. считает, что решение рабочей группы является незаконным, поскольку она не обеспечен жилыми помещениями и является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в составе семьи из <данные изъяты> человек был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановлением главы администрации <адрес>.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом военного комиссариата <адрес> по городу <адрес> и <адрес>, ФИО8 имел право на льготы, установленные Законом РФ «О ветеранах» ст. 16 п. 1 <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечению жилыми помещениями согласно действующему законодательству подлежат только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п. 8. Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
<данные изъяты> ФИО8 был уволен приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах учетного дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части района о сдаче ФИО8 квартиры органам МО.
Однако, в соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ, признавая отказ заинтересованного лица незаконным, суд должен принять решение о восстановлении нарушенного права.
Распоряжением Администрации муниципального образования «В» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Шабашова Г.Н., состоящая на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в составе семьи из одного человека, включена в состав участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Суд полагает, что, решая вопрос о предоставлении жилого помещения, заинтересованное лицо не только в праве, но и обязано провести проверку представленных документов для установления того в действительности ли лицо, обратившееся за получением средств бюджета, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право в соответствии с действующим законодательством на получение указанных средств
Согласно ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Шабашова Г.Н. постоянно с <данные изъяты> года зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой <данные изъяты> кв.м.
С <данные изъяты> года в указанном доме зарегистрирован <данные изъяты> ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приватизировал указанный жилой дом и в настоящее время является его собственником.
Согласно материалов дела, Шабашова Г.Н., проживая в указанном жилом доме, отказалась от участия в его приватизации, имея право приватизировать занимаемое жилое помещение. Соответственно, на основании ст. 19 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, право пользования жилым помещением собственника за ней сохраняется без каких-либо ограничений.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, суд пришел к выводу о том, что доводы о нуждаемости заявителя в жилых помещениях не обоснованы, поскольку она обеспечена жилым помещением в виде отдельного жилого дома, собственником которого является <данные изъяты> ФИО1 Соответственно отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на Правительство Ленинградской области предоставить Шабашовой Г.Н. жилое помещение за счет средств федерального бюджета
Рабочая группа при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на <данные изъяты> годы" и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образована в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке организации в <адрес> работы по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов, а также Положение о рабочей группе при Правительстве Ленинградской области.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает в действиях рабочей группы нарушения действующего законодательства и прав самого заявителя, оспариваемое решение принято в пределах компетенции указанного коллегиального органа, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Шабашовой Г.Н. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области и обязании предоставить жилье отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Т.П. Матусяк