Дело № 2-3766/11 18 октября 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре Самойловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Выпова Ю.А., Соловьевой Е.И., Паладченко Т.Г., Кукушкиной О.Н. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом
У С Т А Н О В И Л:
Заявители Выпов Ю.А., Соловьева Е.И., Паладченко Т.Г., Кукушкина О.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В обоснование своих требований заявители указали, что им на праве собственности принадлежат квартиры в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявители, а также ФИО6 обратились в Комитет по землеустройству и земельным ресурсам Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> районного отдела Комитета ФИО7 сообщила заявителям, что формирование земельного участка, расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> будет осуществлено Комитетом на основании заявления собственника квартиры № ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ письмом <адрес> Комитет отказал заявителям в формировании земельного участка многоквартирного дома.
Отказ мотивирован тем, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принято решение о развитии и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории <данные изъяты>, ограниченного <данные изъяты>, в границах которой расположен дом по адресу: <адрес>. Согласно указанному постановлению указанный многоквартирный дом готовится к сносу.
Заявители считают, что оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителей.
Заявители просят признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> и обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
Заявители Соловьева Е.И., Паладченко Т.Г., Выпов Ю.А. в судебное заседание явились, заявление поддерживают.
Представитель заявителей по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, заявление поддерживает, суду сообщил, что считает отказ необоснованным, действующее законодательство не содержит таких оснований для отказа в формировании земельного участка, на которые ссылается заинтересованное лицо, и не предусматривает какого-либо особого порядка формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в случае принятия решения о развитии застроенной территории.
Представитель заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по доверенности ФИО9 в судебное заседание явилась, считает заявленные требования не обоснованными. Суду сообщила, что для формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в случаях, когда они находятся на территории, в отношении которой принято решение о развитии, предусмотрен иной, особый порядок. Данный порядок регулируется статьями 46.1 – 46.3 Градостроительного кодекса РФ, а также Законом Санкт-Петербурга «Об Адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» и других нормативно-правовых актов. В силу ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков на территории, в отношении которой принято решение о развитии, определяются на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания данной территории. Общий порядок в данном случае неприменим.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ у заявителей Соловьевой Е.И., Выпова Ю.А., Паладченко Т.Г., Кукушкиной О.Н. были приняты заявления, адресованные Председателю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, с просьбой о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кукушкиной О.Н. направлено письмо начальника отдела Комитета, в котором указано, что формирование земельного участка будет осуществлено Комитетом на основании заявления собственника квартиры №, обратившегося в Комитет ранее <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заявителю Соловьевой Е.И. направлено письмо Комитета, в котором указано, что распоряжение об утверждении границ и схемы расположения указанного земельного участка может быть издано Комитетом после утверждения постановлением Правительства Санкт-Петербурга проекта межевания территории, на которой находится многоквартирный дом по адресу: <адрес>
В данном письме указано также, что <данные изъяты> районным отделом Комитета ДД.ММ.ГГГГ с входящим номером <данные изъяты> принято заявление о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по указанному адресу, от ФИО10- лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу представлять интересы собственников помещений в доме при формировании земельного участка данного дома (Выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном указанным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьями 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> может быть осуществлено Комитетом на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в доме, принятого Комитетом ДД.ММ.ГГГГ с входящим номером <данные изъяты>.
Указанный земельный участок может быть сформирован на основании заявления иного уполномоченного лица, при условии представления в Комитет протокола общего собрания собственников помещений в доме, согласно которому уполномоченным лицом избрано иное лицо, чем то, которое обратилось в Комитет ранее. По заявлению одного из собственников помещения в доме земельный участок может быть сформирован в случае предоставления в Комитет протокола общего собрания собственников помещений в доме, согласно которому уполномоченное лицо, которое обратилось в Комитет с заявлением о формировании земельного участка многоквартирного дома, лишено своих полномочий. Между тем, вами соответствующие документы в Комитет не представлены.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченное лицо было уведомлено Комитетом о приостановлении работ по формированию земельного участка в связи с направлением запросов в Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГ А), Жилищный комитет (ЖК) и Администрацию <данные изъяты> района Санкт-Петербурга о предоставлении сведений о том, относится ли многоквартирный дом по указанному адресу к одному из объектов, установленных статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 06.05.2008 № 238-39 «Об утверждении Адресной программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченное лицо было уведомлено <данные изъяты> районным отделом Комитета о том, что в соответствии с письмами Администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, ЖК от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по указанному адресу планируется к сносу. Согласно письму КГА от ДД.ММ.ГГГГ № возможно формирование земельного участка указанного многоквартирного дома в границах пятна застройки, при условии, что в установленном порядке органами исполнительной власти Санкт-Петербурга будет принято решение о расселении и сносе данного многоквартирного дома. Между тем, дальнейшая работа по формированию земельного участка многоквартирного дома была приостановлена Комитетом в связи с отказом ФИО10 от согласования границ земельного участка по пятну застройки.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о развитии и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории района <данные изъяты>, ограниченного <данные изъяты>, в границах которой расположен указанный дом. Согласно указанному постановлению Правительства Санкт-Петербурга данный дом в ходе развития застроенной территории планируется к сносу.
Согласно статье 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земельных участков на территории, в отношении которой принято решение о развитии, определяются на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания данной территории. Разработку проекта межевания указанной территории осуществляет ООО «Р» (<адрес>). По имеющейся в Комитете информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разработанная ООО «Р» градостроительная документация находится на согласовании в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Учитывая изложенное, местоположение границ земельного участка по адресу: <адрес>, может быть установлено Комитетом исключительно в соответствии с проектом межевания территории района <данные изъяты>, ограниченного <данные изъяты>, в границах которой расположен указанный дом, после его утверждения постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с распределением бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, установленном ст. 249 ГПК РФ, заявителям надлежало представить доказательства нарушения их прав либо охраняемых законом интересов оспариваемым решением, а заинтересованному лицу доказательства соответствия закону принятого решения. Указанные доказательства заинтересованным лицом суду не представлены. При этом доводы заявителей о том, что оспариваемым решением нарушены их права, суд полагает обоснованными.
Заявители представили суду доказательства того, что они являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также доказательства того, что они обратились в уполномоченный орган с заявлениями о формировании земельного участка под указанным домом.
Согласно п. 4.3. Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО11, ФИО12 и ФИО13", положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно п. 2.2 указанного Постановления, как следует из ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Таким образом, заявления, поданные заявителями заинтересованному лицу, являлись основанием для осуществления формирования земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
Из указанного следует, что «планируемый» органами государственной власти снос многоквартирного дома не является основанием для отказа в формировании земельного участка.
Согласно ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Действующее законодательство, регламентирующее правоотношения по формированию земельных участков под многоквартирными домами не содержит каких либо изъятий из общего правила.
Суд полагает необоснованным и довод представителя Комитета в части того, что Правительством Санкт-Петербурга принято решение о развитии и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории района <данные изъяты>, ограниченного <данные изъяты>, в границах которой расположен многоквартирный дом, что является препятствием для формирования земельного участка.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В обоснование своего отказа заинтересованное лицо ссылается на положения ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
Данная ссылка является необоснованной, указанная правовая норма регламентирует правоотношения, связанные с заключением и исполнением договора о развитии застроенной территории.
Заявители как собственники квартир многоквартирного дома, расположенного в пределах такой территории, субъектами данного правоотношения не являются, в связи с чем, положения указанной нормы на них не распространяются и не являются основанием для ограничения их прав.
Более того, п. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ, предусматривает, что приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд, лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
Довод представителя Комитета о том, что формирование земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории района, и, соответственно, после утверждения такого проекта, не основан на законе.
Указанная представителем Комитета последовательность совершения указанных действий (формирование земельного участка и межевание территории) не предусмотрена законом, а формирование земельного участка под конкретным многоквартирным домом не является препятствием для межевания территории района.
Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:
структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом;
не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления;
должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
Взыскать с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в пользу Выпова Ю.А., Соловьевой Е.И., Паладченко Т.Г., Кукушкиной О.Н. расходы по оплате государственной пошлины по <данные изъяты> в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Т.П. Матусяк