Дело № 2-4005/11 05 октября 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре Самойловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чапкевич К.С.<данные изъяты> об оспаривании отказа Администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Чапкевич К.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В своем заявлении заявитель указала, что ответом заинтересованного лица нарушены ее права на улучшение жилищных условий, в связи с тем, что ейу было отказано в постановке на жилищный учет, в связи с жилищной обеспеченностью более установленной в Санкт-Петербурге учетной нормы.
Чапкевич К.С. с указанным отказом не согласна, считает его не обоснованным.
Заявитель просит обязать Администрацию <данные изъяты> района Санкт-Петербурга поставить ее <данные изъяты> на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заявитель Чапкевич К.С. в судебное заседание явилась, просит удовлетворить заявление, суду пояснила, что заявитель и <данные изъяты> не являются членами семьи ее сестры, в собственности которой находится отдельная квартира, в связи с чем, данная квартира не должна быть учтена при определении размера площади жилого помещения, приходящегося на каждого проживающего. Администрация, по мнению заявителя должна была провести проверку и установить, является ли заявитель членом семьи сестры.
Представитель заинтересованного лица Администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, требования считает необоснованными, суду сообщила, что заявитель и <данные изъяты> зарегистрированы в <данные изъяты> квартире, собственниками которой являются сестра и племянница заявителя, в квартире также зарегистрирована собственник ФИО5, в собственности которой находится еще <данные изъяты> отдельные квартиры. Указанные квартиры не могли быть не учтены при подсчете площади. В отказе заявителю подробно разъяснено, какая площадь и почему была учтена, оснований для постановки на жилищный учет не имеется. Администрация принимает решение на основании представленных документов, обязанность Администрации проверять фактические обстоятельства, а также процедура таких проверок законом не предусмотрены.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Чапкевич К.С., <данные изъяты> зарегистрированы в квартире <адрес>, где в составе семьи из <данные изъяты> человек занимают <данные изъяты> комнаты в отдельной <данные изъяты> квартире.
Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв. м, жилая <данные изъяты> кв. м.
Собственником указанной квартиры является ФИО5, владеющая <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру и <данные изъяты> ФИО6
ФИО5 является <данные изъяты> ФИО1 и собственником <данные изъяты> квартир по адресам: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м и квартиры <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м. При этом на ДД.ММ.ГГГГ указанные квартиры находились в собственности ФИО5, а на ДД.ММ.ГГГГ их в собственности ФИО5 уже не было (<данные изъяты>).
Ответом начальника отдела администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ Чапкевич К.С. разъяснено, что ей было отказано в принятии на жилищный учет на основании ст. 31 и ст. 53 ЖК РФ, в связи с тем, что суммарная общая площадь всех вышеперечисленных жилых помещений значительно превышает учетную норму площади.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд полагает отказ администрации не противоречащим действующему законодательству, и принятым в пределах установленной законом компетенции районной администрации.
В соответствии с п. 5 ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно п. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд полагает, что, осуществляя полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, районная администрация не только вправе, но и обязана проверить наличие у гражданина права состоять на указанном учете.
Согласно ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Исходя из представленных в администрацию района документов, Чапкевич К.С. была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи собственника. Доказательства иного администрации представлены не были. Суд полагает обоснованными возражения представителя администрации в части того, что решение принимается администрацией на основании представленных документов, а факты могут быть установлены только в судебном порядке.
При этом проверяя обоснованность и законность отказа, суд также должен исходить из тех документов, которые были представлены в администрацию на момент решения вопроса, поскольку заявитель вправе повторно обращаться в администрацию с требованием о постановке на жилищный учет, представляя другие документы.
Таким образом, согласно представленных документов, заявитель, и ее сестра являются членами семьи.
Заявитель не оспаривает, что ее сестра ФИО10 являлась собственницей квартир, указанных в ответе заинтересованного лица.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется путем деления занимаемой семьей общей площади жилого помещения на количество лиц, проживающих в данном жилом помещении. Соответственно, при решении вопроса о нуждаемости заявителя в жилых помещениях должны быть учтены все жилые помещения, находящиеся в собственности либо пользовании членов семьи нанимателя.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно п. 1 ст. 3 указанного закона, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:
9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;
15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
При этом, в пользования семьи нанимателя находились <данные изъяты> квартиры общей площадью <данные изъяты>, соответственно на каждого члена семьи нанимателя приходится по <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения.
Довод заявителя о том, что при определении нуждаемости должна учитываться только площадь помещений, занимаемая ею и <данные изъяты>, не основан на законе.
Отчуждение двух из трех принадлежащих ФИО5 квартир не будет иметь правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку с момента отчуждения указанных квартир прошло менее <данные изъяты> лет, установленных ст. 53 ЖК РФ.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Чапкевич К.С.<данные изъяты> об оспаривании отказа Администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Т.П. Матусяк