о признании незаконными бездействия администрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2010 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием прокурора Лебёдкина В.Г.,

представителя ответчика М.,

представителя третьего лица Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Смоленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены многочисленные нарушения в указанной сфере деятельности.

Органами местного самоуправления не надлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянию по следующим основаниям. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93. Администрацией Смоленского сельсовета Смоленского района меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются. Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлено ненадлежащее содержание дорожного покрытия улиц с. Смоленское. Так, Дата обезличена года прокуратурой Смоленского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Смоленскому району, ГУП «Смоленское ДРСУ», представителем Администрации Смоленского сельсовета проведено обследование состояния дорожного покрытия ... и ....

Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.

Вместе с тем, на проезжих частях дорог по ... на всём протяжении отсутствует дорожное покрытие, имеется колейность, по ..., напротив домов Номер обезличен - Номер обезличен локальное разрушение асфальтного покрытия длиной 70 метров. По состоянию на Дата обезличена года указанные разрушения дорожных покрытий не устранены. Ремонт выбоин и просадок по ... в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края с использованием иных материалов, в иные сроки, не предусмотренные ВСН 24-88, ГОСТом Р 50597-93, не будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией Смоленского сельсовета данных требований в области дорожного движения, создает угрозу нарушения указанных прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.

Просил признать незаконным бездействие администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по Октябрьская и ...; обязать Администрацию Смоленского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по ... и провести ремонт дорожного покрытия по ..., напротив домов Номер обезличен - Номер обезличен с использованием асфальтобетонной смеси.

В судебном заседании прокурор Лебёдкин В.Г. поддержал заявленные требования уточнив их, просил признать незаконным бездействие администрации Смоленского сельсовета в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по ... и ...; обязать администрацию Смоленского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по ..., с использованием песчанно-гравийного покрытия в срок до Дата обезличена года и провести ремонт дорожного покрытия по ..., напротив домов Номер обезличен - Номер обезличен с использованием асфальтобетонной смеси в срок не позднее 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований ссылался на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика - глава Администрации Смоленского сельсовета М. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что администрация не снимает с себя обязанности по содержанию дорог в населённом пункте. Согласно утверждённому бюджету и Правилам благоустройства заложены средства на ремонт и благоустройство дорог в селе. В течение летнего периода времени эти работы администрацией села будут выполнены. Эти работы не могли быть выполнены раньше, так как мешали погодные условия, поскольку в весеннюю распутицу невозможно было производить какие-либо дорожные работы, кроме того в администрации села не достаточно бюджетных средств, чтобы одновременно выполнить работы на всех улицах, имеющих недостатки в дорожном покрытии. Полагает, что в срок до Дата обезличена года дорожные работы на ... будут выполнены, в настоящее время уже составлена смета по грейдированию улицы. Выполнить работы с асфальтобетонной смесью на ... в те сроки, о которых просит прокурор, по его мнению, не возможно, так как асфальтобетонный завод только начал свою работу, кроме того, в такие короткие сроки своими силами администрация села не сможет выполнить данные работы, полагает, что необходимо время не менее трёх месяцев. Считает, что администрацию села не нужно обязывать выполнять эти работы, поскольку обязанности по выполнению данных работ администрация с себя не снимает и проводит мероприятия по выполнению указанных работ.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Смоленскому району Г. в судебном заседании поддержал требования, заявленные прокурором, считая их законными и обоснованными, указывая, что все нарушения, на которые ссылается в иске прокурор, были обнаружены при проведении проверок, информации о том, что какие-либо из этих нарушений на сегодняшний день устранены, не имеется. ОГИБДД ОВД по Смоленскому району также в адрес администрации направляла предписание по поводу ненадлежащего покрытия дороги по ..., был получен ответ о том, что в силу погодных условий дорожные работы произвести не представляется возможным. Просил удовлетворить заявленные требования.

Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно представленных актов проверки обследования дороги от Дата обезличена года нал.д. 6, 7, прокуратурой Смоленского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Смоленскому району, ГУП «Смоленское ДРСУ», представителем Администрации Смоленского сельсовета было проведено обследование улиц с. Смоленское - Связистов и Октябрьская. В ходе обследования было установлено, что на протяжении всей улицы Связистов отсутствует дорожное покрытие, имеется колейность. На ... на против жилых домов Номер обезличен - Номер обезличен имеется локальное разрушение дорожного асфальтного покрытия на расстоянии 70 м. Содержание указанных актов обследования дорог подтверждается также приложенными фотографиями нал.д. 8-10, где отражено состояние дорожного покрытия на обследуемых улицах.

Статьей 1 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Из положений с п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края, принятого решением Собрания депутатов Смоленского сельсовета Смоленского района Дата обезличена Номер обезличен следует, что к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 21 ст. 35 Устава к полномочиям Администрации сельсовета относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, следует, что одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок, и иных повреждений на дорогах, что обеспечивает безопасность дорожного движения и данные требования органами местного самоуправления надлежащим образом не исполняются, меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются, что создаёт угрозу нарушения указанных прав граждан, а также ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания и передвижения.

Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.

В соответствии с пунктами 5.5.6 и 5.5.7 ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» выбоины на дорожных покрытиях устраняются с использованием горячей, теплой или холодной асфальтобетонной смеси.

Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 установлено, что просадки, выбоины и иные повреждения проезжей части на площади от 0,3 м.кв. до 2,5 м. кв. должны быть ликвидированы в сроки от 5 до 10 суток.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку бездействие и неисполнение Администрацией Смоленского сельсовета требований в области дорожного движения создаёт угрозу прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решение, обязывающее ответчика провести ремонт дорожного покрытия улиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку в судебном заседании представитель ответчика и представитель третьего лица не возражали против предложенного прокурором срока устранения перечисленных нарушений в области дорожного движения на ... до Дата обезличена года, а устранение нарушений, имеющихся на дорожном покрытии ... в соответствии с ГОСТом Р50597-93 должно производится в сроки не позднее 10 суток, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до Дата обезличена года и в течение 10 суток с момента вступления решения в законную силу соответственно.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Смоленского сельсовета ... Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия улицы Октябрьская и улицы Связистов.

Обязать Администрацию Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края в срок до Дата обезличена года провести ремонт дорожного покрытия по ..., с использованием песчанно-гравийного покрытия.

Обязать Администрацию Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края в срок не позднее 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, провести ремонт дорожного покрытия по ..., напротив домов Номер обезличен Номер обезличен, с использованием асфальтобетонной смеси.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.Д. Прохорова