Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Л.И.,
при секретаре Рыль И.М.,
с участием прокурора Лебёдкина В.Г.,
истца Стребкова В.М.,
представителя ответчика Габова К.А., действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Стребкова В. М. к Администрации Смоленского района Алтайского края о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Стребков В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, просил процедуру его сокращения признать не соответствующей закону, обязать ответчика восстановить его на работе, оплатить время вынужденного прогула по вине работодателя в сумме 17595 рублей, взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В обосновании иска указал, что он работал в Администрации Смоленского района в должности заведующего отделом по труду. Распоряжением Номер обезличенл от Дата обезличена он был уволен на основании п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов. Считает его увольнение незаконным так как нарушен порядок увольнения. До вынесения распоряжения о его увольнении ему вручено уведомление об отсутствии вакантных должностей, хотя на тот момент вакантные должности в штате Администрации Смоленского района и ее органов были. Затем Дата обезличена письменным уведомлением Номер обезличен его уведомили о наличии вакантной должности заведующего хозяйством. Вакантные должности, соответствующие его квалификации и образованию с учетом ранее занимаемой должности, на которых он согласен работать имелись следующие: заведующий сектором по кадрам и труду( в составе правового управления), начальник отдела по предпринимательству и туризму( в составе управления по экономике). Однако данные должности ему не предлагались, хотя они соответствуют его высшему экономическому образованию, стажу работы, квалификации замещаемой ранее главной должности муниципальной службы. В соответствии с действующим законодательством он неоднократно проходил повышение квалификации, дважды был аттестован на соответствие занимаемой должности. Также ответчик в нарушение ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» не предупредил в установленном порядке Центр занятости населения о предстоящем увольнении по сокращению штатов работников организации. В результате незаконного увольнения было нарушено его право на труд, предусмотренное действующим законодательством. Его средний заработок составляет 21504 руб. в месяц, в соответствии со ст. 234, 394 ТК РФ ответчик обязан выплатить ему за время вынужденного прогула на день подписания искового заявления сумму в размере 17595 руб.(21504,37 : 22 х 18). Своими действиями, выразившимися в невыполнении установленной законом обязанности по соблюдению процедуры сокращения, ответчик причинил ему моральный вред, вызванный перенесенными им унижениями, страхом за свое будущее и невозможностью содержать несовершеннолетнюю дочь. В связи с тем, что он рассчитывал на постоянную работу, им взяты в различных банках потребительские кредиты, задолженность по которым составляет около 180000 рублей. Он переживал из-за того, что потеряет работу, из-за нервозности у него неоднократно поднималось давление, болела голова, он плохо себя чувствовал. Причиненный ему моральный вред оценивает в 100000 рублей.
Дата обезличена года от Стребкова В.М. поступило заявление об увеличении исковых требований в части оплаты за время вынужденного прогула на Дата обезличена в размере 58787,92 руб.
В судебном заседании истец Стребков В.М. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении, дополнительно суду пояснив, что в структуре нового штатного расписания администрации имеется должность во вновь созданном правовом отделе - должность заведующего сектором по кадрам и труду и в отделе по экономике – начальника отдела по предпринимательству и туризму, заместителя начальника управления по экономике. Считает, что должностные требования указанных должностей аналогичны требованиям той должности, которую занимал он до сокращения. Однако ему указанные должности, соответствующие, по мнению истца его профессионально-квалификационным качествам, работодателем не были предложены. Просил удовлетворить заявленные требования, восстановить его на работе, взыскать в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 58787, 92 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
Представитель ответчика Администрации Смоленского района Алтайского края Габов К.А. в судебном заседании исковые требования Стребкова В.М. не признал, суду пояснил, что все муниципальные служащие администрации, должности которых сокращались, были предупреждены о предстоящем сокращении за 2 месяца, как этого требует трудовое законодательство. Дата обезличенагода истец также был предупрежден о предстоящем сокращении. Стребкову В.М., занимавшему до сокращения должность заведующего отделом по труду, не была предложена работа, соответствующая его квалификации, из за отсутствия таковой. Уволен Стребков В.М. был Дата обезличена года. Ответчик полагает, что этим сокращением моральный вред истцу причинен не был, увольнение для него не было неожиданностью, сокращение численности работающих было произведено работодателем на основании решения Смоленского районного Собрания депутатов и постановления Администрации Смоленского района. Дата обезличенагода Стребкову В.М. было предложено письменно в форме уведомления подать заявление на замещение должности заведующего хозяйством Администрации района, так как на момент сокращения это была единственная вакантная должность, на которую с учётом предъявляемых работодателем квалификационных требований, мог претендовать истец. Должность заведующего хозяйством подразумевает выполнение нижеоплачиваемой работы, нежели сокращённая должность заведующего отделом по труду, но это не противоречит требованиям ст.81 ТК РФ. Стребков В.М. с уведомлением о наличии вакантной должности был ознакомлен под роспись. Действительно, во вновь созданном правовом управлении имеется должность заведующего сектором по кадрам и труду, но она является ведущей и требует определенные квалификационные требования - высшее профессиональное образование по специальности «юриспруденция», в то время как у Стребкова В.М. имеется экономическое образование, поэтому при процедуре сокращения данная должность ему не предлагалась. На момент увольнения Стребкова В.М. по аппарату организации вакантными значились 3 должности: заведующий сектором по административной практике, ведущий специалист управления по строительству и ЖКХ, заведующий хозяйством. Вакантные должности заведующего сектором по административной практике и ведущего специалиста управления по строительству и ЖКХ не были предложены Стребкову В.М. в связи с тем, что у него нет высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и высшего или среднего образования по специальностям инженер-строитель, техник-строитель, которое необходимо для замещения данных должностей. Должности начальника отдела по предпринимательству и туризму Управления экономики, заместителя начальника управления по экономике Администрации Смоленского района не были вакантными, по этим основаниям истцу не были предложены. Все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством в отношении Стребкова В.М. в ходе сокращения штата работников Администрации района работодателем выполнены, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что между сторонами сложились правоотношения регулируемые нормами Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Стороны состояли в трудовых отношениях. Указанное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, а также распоряжением Номер обезличенл главы администрации Смоленского района от Дата обезличена года л.д. 42), которым Стребков В.М. был назначен переводом на старшую муниципальную должность муниципальной службы – ведущим специалистом комитета по труду администрации района с Дата обезличена года. На основании распоряжения Номер обезличенл от Дата обезличенагода он назначен на главную муниципальную должность муниципальной службы – заведующим отделом по труду Администрации района с Дата обезличенагода.
Согласно распоряжению Номер обезличенл от Дата обезличена года л.д. 43) Стребков В.М. уволен Дата обезличенаг. в связи с сокращением штата работников администрации района по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Указанное обстоятельство подтверждается распоряжением главы Администрации Смоленского района, копией трудовой книжки истца.
В силу п. 2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор, может быть расторгнут работодателем, в случаях: сокращения численности или штата работников организации. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
Расторжение трудового договора с работником по данному основанию является правомерным при наличии следующих условий: если сокращение численности работников или штата действительно имело место; работник заранее, не мене чем за 2 месяца до увольнения, предупрежден персонально и под роспись о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата; при рассмотрении вопроса об увольнении работника участвовал выборный орган первичной профсоюзной организации; невозможно перевести работника с его согласия на другую работу(как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).При этом работодатель обязан учитывать положения ч.1 ст.180 ТК РФ предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором(ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
Как установлено в судебном заседании, решением Смоленского районного Собрания депутатов Номер обезличен от Дата обезличенагодал.д.117-118) была утверждена структура администрации Смоленского района Алтайского края. Согласно штатного расписания, утвержденного постановлением Администрации Смоленского района Номер обезличен от Дата обезличенал.д. 101-112) одним из органов Администрации района являлся отдел по труду. Указанный орган возглавлял Стребков В.М.
Дата обезличена года решением районного Собрания депутатов Номер обезличен структура администрации района измененал.д.30) – отдел по труду из структуры администрации исключенл.д.31).
Постановлением Администрации района от Дата обезличенагода Номер обезличенл.д.22) произведено сокращение штатных единиц штатного расписания Администрации района, в том числе сокращена и должность заведующего отделом по труду. Согласно указанного постановления утверждено новое штатное расписание Администрации Смоленского района и её органов с Дата обезличенагодал.д.23-25).
Таким образом, в судебном заседании нашло своё подтверждение, что в Администрации Смоленского района произошло изменение структуры администрации и сокращение штата работников и на день увольнения истца уже было утверждено новое штатное расписание. Указанное обстоятельство подтверждается штатным расписанием Администрации Смоленского района по состоянию на Дата обезличенагода.
Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Таким образом, двухмесячный срок, установленный данной нормой закона, начинает исчисляться на следующий день после ознакомления работника о предстоящем увольнении. Поскольку истец был предупрежден о предстоящем сокращении Дата обезличена года, двухмесячный срок исчисляется с Дата обезличена года и истекает Дата обезличена года, следовательно, увольнение истца должно было быть произведено только после наступления данной даты. Как установлено судом, распоряжением Номер обезличенл Стребков В.М. был уволен работодателем Дата обезличена года, то есть без нарушения порядка увольнениял.д.43).
Согласно представленной ответчиком справки нал.д. 89 на дату увольнения истца, то есть на Дата обезличенагода, в соответствии со штатным расписанием, вступившим в силу с Дата обезличенагода, по аппарату организации имелись три вакантные должности: заведующий сектором по административной практике в правовом управлении, ведущий специалист отдела по архитектуре и строительству в управлении по строительству и ЖКХ и заведующий хозяйством.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона о муниципальной службе в РФ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы(ч.2 ст.9 ФЗ).
Законом Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличенС(ред. От Дата обезличена) «О муниципальной службе в Алтайском крае» определены типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности для замещения должностей муниципальной службы. Для ведущих должностей муниципальной службы это – высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже старшей группы либо стаж государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. В сельских поселениях допускается замещение ведущих должностей муниципальной службы при наличии образования не ниже среднего профессионального.
Судом установлено, что истец имеет высшее экономическое образование по специальности экономика и управление в отраслях агропромышленного комплексал.д.16), а также стаж работы, необходимый для замещения должности муниципальной службы.
Из представленных суду ответчиком должностных инструкций, следует, что должность заведующего сектором по кадрам и труду правового управления требовала наличия у работника высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция»л.д.67-70), а должность ведущего специалиста отдела по архитектуре и строительству в управлении по строительству и ЖКХ требует наличия высшего или среднего образования по специальностям: инженер-строитель, техник-строительл.д. 113-116).
Из выше изложенного следует, что работодатель в лице Администрации Смоленского района не мог предложить Стребкову В.М. при проведении процедуры сокращения численности штата работников работу, соответствующую его квалификации.
Таким образом, работодателем в лице администрации Смоленского района были выполнены требования ч.2 ст.81, ч.1 ст.180 ТК РФ, вследствие отсутствия должности, соответствующей квалификации истца, последнему была предложена иная вакантная нижестоящая должность заведующего хозяйством(л.д28).
Стребков В.М. согласно справки, представленной ответчиком, членом профсоюзной организации не являлся, профсоюзная организация работников Администрации района не создавалась.
Таким образом, суд считает установленным, что увольнение истца было произведено обосновано, с соблюдением установленного законом порядка. Поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения иска о восстановлении истца на работе.
Довод истца о том, что ответчик не предупредил в нарушение ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» в установленном порядке Центр занятости населения о предстоящем увольнении по сокращению штатов работников организации, суд считает несостоятельным, поскольку данное уведомление не затрагивает интересы истца и не влечет для него никаких последствий.
В связи с тем, что должности начальника отдела по предпринимательству и туризму( в составе управления по экономике), заместителя начальника управления по экономике, начальника отдела экономического анализа и планирования не объявлялись вакантными, доводы истца о предоставлении ему данных должностей в связи с его сокращением являются не состоятельными.
Поскольку увольнение Стребкова В.М. с работы проведено без нарушения трудового законодательства, в порядке, предусмотренном для сокращения штата работников, то исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стребкова В. М. к Администрации Смоленского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайском краевом суде через Смоленский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с Дата обезличена года.
Председательствующий Л.И. Полякова