о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимум



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Поляковой Л.И.,

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием прокурора Лебёдкина В.Г.,

представителя ответчика Суворовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Александровская начальная школа-детский сад» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Смоленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Александровская начальная школа-детский сад» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора, указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ «Александровская начальная школа-детский сад» установлены нарушения.

Согласно Уставу Муниципальное образовательное учреждение «Александровская начальная школа-детский сад» создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей. В силу п. 1.4 Устава МОУ обеспечивает охрану и укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Руководитель МОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона Номер обезличенФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

В соответствии с действующим законодательством органы государственного пожарного надзора правом на обращение в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не наделены. В этой связи и.о. прокурора Смоленского района счел необходимым обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ и просил возложить на муниципальное образовательное учреждение «Александровская начальная школа-детский сад» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать её с территориальным органом государственного пожарного надзора до Дата обезличена.

В судебном заседании прокурор Лебёдкин В.Г. поддержал исковые требования, в обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что и в исковом заявлении.

Представитель ответчика МОУ «Александровская начальная школа-детский сад» Суворова Е.В. в судебном заседании не возражала против заявленных требований, суду пояснила, что действительно указанная программа отсутствует.

Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в МОУ «Александровская начальная школа-детский сад», находящемся по адресу ..., ..., не разработана программа обучения пожарно-техническому минимумул.д. 6).

Согласно ответа на запрос прокурора Смоленского района Инспекция Государственного пожарного надзора по Смоленскому району территориального отдела №3 Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Муниципальные дошкольные образовательные учреждения Смоленского района по вопросу согласования программ обучения пожарно-техническому минимуму не обращалисьл.д. 7).

Закон РФ «О безопасности» Номер обезличен от Дата обезличена г. определяет, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом статьей 4 данного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 8 указанного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.

Согласно ст. Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ Номер обезличен от Дата обезличена, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России Номер обезличен от Дата обезличена утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение, пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона Номер обезличенФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МОУ.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.

Поскольку судом установлено, что указанные в исковом заявлении нарушения не устранены, в результате чего создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мнение прокурора, настаивавшего об установлении указанного срока устранения нарушений, суд считает необходимым, с учетом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до Дата обезличена.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Александровская начальная школа-детский сад» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Александровская начальная школа-детский сад» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать её с территориальным органом государственного пожарного надзора в срок до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья Л.И. Полякова