о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Поляковой Л.И.,

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием прокурора Лебёдкина В.Г.,

представителя ответчика Евпет Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Петушок» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Смоленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад «Петушок» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора, указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад «Петушок» установлены нарушения.

Согласно Уставу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей. В силу п. 1.4 Устава МДОУ обеспечивает охрану и укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона Номер обезличенФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

В соответствии с действующим законодательством органы государственного пожарного надзора правом на обращение в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не наделены. В этой связи и.о. прокурора Смоленского района счел необходимым обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ и просил возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать её с территориальным органом государственного пожарного надзора до Дата обезличена.

В судебном заседании прокурор Лебёдкин В.Г. поддержал исковые требования, в обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что и в исковом заявлении.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад «Петушок» Евпет Е.А. в судебном заседании не возражала против заявленных требований, суду пояснила, что действительно указанная программа отсутствует.

Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в МДОУ «Детский сад «Петушок», находящемся по адресу ..., 3, ..., не разработана программа обучения пожарно-техническому минимумул.д. 6).

Согласно ответа на запрос прокурора Смоленского района Инспекция Государственного пожарного надзора по Смоленскому району территориального отдела Номер обезличен Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Муниципальные дошкольные образовательные учреждения Смоленского района по вопросу согласования программ обучения пожарно-техническому минимуму не обращалисьл.д. 7).

Закон РФ «О безопасности» Номер обезличен от Дата обезличена г. определяет, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом статьей 4 данного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 8 указанного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.

Согласно ст. Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ Номер обезличен от Дата обезличена, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России Номер обезличен от Дата обезличена утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение, пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона Номер обезличенФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МДОУ.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.

Поскольку судом установлено, что указанные в исковом заявлении нарушения не устранены, в результате чего создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мнение прокурора, настаивавшего об установлении указанного срока устранения нарушений, суд считает необходимым, с учетом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до Дата обезличена.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Петушок» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать её с территориальным органом государственного пожарного надзора в срок до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья Л.И. Полякова